формирование представления о фразеологизмах как единице языка, источниках их возникновения.
- уметь давать толкование лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
№ | Этап урока | Содержание урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. | Организационный этап | Вступительное слово преподавателя. Сегодня мы продолжаем наше путешествие в историю родного языка. И, конечно, нам понадобятся знания, смекалка, настойчивость, умение работать с книгой, уважительное отношение друг к другу. Если вы готовы размышлять, сопоставлять, слушать и слышать, то я приглашаю всех вас на борт корабля. Чтобы наше путешествие было интересным и плодотворным, я желаю вам сегодня держать ушки на макушке, все услышанное зарубить на носу, чтобы чувствовать себя как рыба в воде и быть на седьмом небе от счастья, получив высокую отметку. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Проверяют готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. Личностные результаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II | Этап мотиваци к учебной деятельности | Кроссворд Чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Слова, которые употребляют люди той или иной профессии. Вторичное, иносказательное значение слова. Слова, противоположные по значению. Слова, употребляемые людьми той или иной местности. Слово, имеющее два и более значений. Слова, близкие по лексическому значению Словарный состав языка. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Новые слова, возникающие в языке. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов или явлений. Слова, вышедшие из употребления в связи с появлением современных синонимов. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Формулирование темы, постановка цели, з дач урока. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания. | Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. Оценивают свой результат в рабочей карте | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе |
III | Знакомство с новым материалом. | Работа с эпиграфом. Фразеологизмы, по образному выражению и вестного русского лингвиста, это перлы, самородки и самоцветы родного языка. Фразеологизмы это перлы самородки и самоцветы родного языка. А.И. Ефимов. Запишите предложение, расставив недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. тях фразеологизмов говорит Ефимов? Анализ предложения. (По результатам наблюдений составляют схему-опору для понятия «фразеологизм», перечислив в ней признаки фразеологизмов.) Наш к…рабль ст…ял на як...р… у б…регов уд…вительной страны. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Можем ли мы буквально понимать значение слов «стоял на якоре»? (Нет. Ведь корабль не буквально стоял на якоре, а находился в определенном состоянии, удерживаемый якорем) Вывод 1. Это образное выражение. дельные слова, чтобы его смысл не изменился? (Нет). Какой вывод мы можем сделать? Вывод 2. Это сочетание слов является неделимым. зрения это сочетание слов? Вывод 3. Является одним членом предложения. А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении? Сравним наше определение с тем, которое дано в учебнике (стр. 81) (Чтение стихотворения А. Усачёва «Идиома»). Выпишите фразеологизмы. Какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении? Как вы думаете, как называется раздел науки ѓ языке, который изучает фразеологизмы? Фразеология – от греч. phrasis – выражение + logos – учение. | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
| Физминутка | Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять). -Встанем, как аршин проглотили. - Проголосуем обеими руками. - Согнемся в три погибели. - Попрыгаем, как заяц. - Дадим задний ход. - Посмотрим друг другу в глаза. - Сделаем хорошую мину при плохой игре. - Побъем друг другу челом. - Разведем руками. - А теперь -- руки в брюки. - Подержим нос по ветру. - Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. | Предлагает учащимся выполнить задания физминутки. | Выполняют задания физминутки | |
IV | Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии | даний, которые помогут понять, насколько вы поняли, что такое фразеологизм. Задание. Отличи фразеологизмы от свободных словосочетаний. Определи их значение. 1 группа. работать на износ – усердно работать в поте лица – грустное лицо не покладая рук – поднять руки (усердно работать) 2 группа. пальцем не пошевельнул – больной палец гонять лодыря – гонять на велосипеде сидеть сложа руки – сидеть на стуле (бездельничать) 3 группа. сломя голову – повернуть голову высунув язык – показать язык со всех ног – стоять на одной ноге (быстро) 4 группа. в час по чайной ложке – чайная ложка сахару черепашьим шагом – черепаший панцирь тянуть кота за хвост – хвост кота (медленно) словосочетаний? (Фразеологические обороты употребляются в речи в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами или вставлять какое-нибудь слово. Например: Откладывать дела в долгий ящик (нельзя говорить в «длинный ящик») Фразеологизмы, так же, как и отдельные слова, могут иметь синонимы и антонимы. Вспомните, что такое синонимы? антонимы? Задание. Подберите синонимическую и антонимическую пару к данным фразеологизмам. Составьте с одним из них предложение с прямой речью или обращением. (каждой группе по фразеологизму) душа в душу вкладывать душу как рыба в воде ворон считать Слова для справок: как у себя дома, как кошка с собакой, валять дурака, на скорую руку, не разлей вода, держать ухо востро, стараться изо всех сил, не в своей тарелке Как вы думаете, какое значение фразеологизмы играют в нашей речи? | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Находят фразеологизмы, пытаются объяснить их значения, подбирают к ним синонимы, антонимы Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка. Оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе |
V | Работа в группах | Трудно овладеть фразеологией, не зная «исто рии» устойчивого выражения, его происхождения, источника, смысла. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на несколько групп. Вы тоже сегодня работаете в группах. каждая группа получила опережающее задание: выяснить значение некоторых фразеологизмов и определить источник происхождения. По ходу выступления каждой группы вам необходимо составить таблицу с примерами Выступление групп. Слово предоставляется первой группе. 1 группа. Фразеологизмы античной мифологии. Кстати, само выражение «крылатые слова» приписывается Гомеру. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» назвал крылатыми словами те, что легко срываются с уст человека и перелетают к ушам слушающих. Задание 1. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь. (каждой группе фразеологизм) 1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 3,1, / 2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 // 3) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 // 4) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 // 1) Аннибалова клятва; 2) яблоко раздора; 4) танталовы муки; 5) синяя птица. Как вы думаете, в каком стиле речи мы чаще встретим эти фразеологизмы? (Это фразеологизмы книжного характера.) 2 группа. Библейские фразеологизмы «Хлеб насущный» самоустранение «Умывать руки» мелкие недостатки кого-либо «Соль земли» самое необходимое «Сучок в глазу» активные, передовые люди Не удивительно, что многие высказывания и ци таты стали крылатыми и часто употребляются в повседневной речи, ведь библейские фразеологизмы отличает высокая нравственная составляющая, которая знакома и понятна многим людям. 3 группа. Фразеологизмы, вошедшие в нашу речь из УНТ и литературы Читая художественные произведения, мы будем пополнять свой фразеологический запас. Задание. Собери фразеологизм. Ванька услуга да слушает принцесса Медвежья а на ест горошине. просто по буря воды в щучьему стакане открывался а ларчик веленью при мартышкин да воз только и Горохе ныне царе труд там про колесе в бычка царстве как в белка сказка белого тридевятом 4 группа. Задание. Распредели устойчивые сочетания по значению. Объясните орфограммы. Плеч…м к плечу, на всех п…русах, высуну… язык, не покл…дая рук, водой не_разольёш…, сл…мя голову, погрузит(?)ся по уши, , не разг…бая спины. Откуда же в нашу речь пришли фразеологизм? (проверка заполнения таблицы) Итак, мы убедились, что фразеологические обо роты являются истинными хранителями духовной культуры народа, т.к. они хранят информацию обо всем, что составляло содержание жизни народа. | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Выступают с сообщением перед классом. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение |
VI | Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Задание 1 группе. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым словосочетанием. Задание 2 группе. Хорошо ли вы себя знаете? «Что вы любите делать?» Выберете те фразеологизмы, которые именно вам близки, и вы это любите делать. И составьте с ними текст или предложения. Лезть на рожон, витать в облаках, ломать голову, тянуть канитель, вставлять палки в колеса, Плясать под чужую дудку. Делать из мухи слона, метать громы и молнии, держать язык за зубами, бить баклуши, жить на широкую ногу, играть первую скрипку. Точить лясы, задирать нос, работать засучив рукава, считать ворон, доводить до белого каления выводить на чистую воду. Ребята читают свои тексты. Задание 3 группе. Создание текста по данным фразеологизмам. Составить рассказ, добавив в него фразеологизмы о дружной работе команды. Выходной день, привести в порядок, в один голос, ни свет ни заря, все как один, на каждом шагу, не долго думая, взяться за дело, первым долгом, не покладая рук, рука об руку. Задание 4 группе. Составить рассказ, добавив в него фразеологизмы о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, используя данные фразеологизмы: Становиться на пути, стар и мал, стоять грудью, держать оборону, разбить в пух и прах, сложить оружие, беречь как зеницу ока. (Чтение рассказов) | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение |
VII | Этап включения в систему знаний и повторений | (работа по ромашке Блума) 1.Простой вопрос: Что? Когда? Как? Что называется фразеологизмом? 2.Уточняющий вопрос: Фразеологизмы, в зависимости от их происхождения, делятся на несколько групп. Назовите эти группы. 3.Практический вопрос: Где используются фразеологизмы в зависимости от их происхождения? 4.Объясняющий вопрос: Для чего нам необходимо знание фразеологизмов? 5.Оценочный вопрос: Как вы оцениваете ,что фразеологизмы звучат в нашей речи? 6.Творческий вопрос: Представьте ситуацию, если бы из нашей речи исчезли фразеологизмы? | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII | Рефлексия | Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами Не покладая рук Витал в облаках Стараться изо всех сил Работать с полной отдачей | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
IX | Задание на самоподготовку | § 29-30, составить синквейн к слову «фразеологизм» упр. 149 либо упр. 155 | Комментирует задание | Фиксируют задание, задают вопросы по выполнению задания. | |