Фразеология. Роль фразеологизмов в речи.
Цель: Повторить теоретический материал о фразеологии, о роли фразеологизмов в речи; совершенствовать умение использовать фразеологические обороты в речи и находить их в тексте; воспитывать стремление к выразительности речи; показать красоту звучания и связь фразеологии с литературой.
Оборудование: фразеологический словарь, таблица «Разделы науки о языке», карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Слово учителя: Молчат гробницы, мумии и кости,–
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
(И.Бунин «Слово»)
1. Беседа с учащимися.
- Ребята, давайте вспомним, для чего нам нужен язык? Каковы же функции языка?
Функции языка:
1. Коммуникативная (общение).
2. Познавательная (познаём окружающий мир).
3. Регулятивная (при помощи языка мы можем воздействовать на поступки и действия других людей, т.е. регулируем).
Для того, чтобы владеть методами языковой регуляции, необходимо владеть средствами выразительности. Чтобы вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание, чтобы речь была вдохновляющей, яркой, нужно учиться употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.
III. Работа над темой урока.
– Давайте вспомним:
1). Что изучает раздел науки русского языка «фразеология»? (Устойчивые словосочетания или фразеологизмы).
2). Каковы характерные особенности фразеологизмов? (образность, выразительность, эмоциональность, лаконичность, широкая сфера применения).
3). В каком стиле русского языка могут использоваться устойчивые словосочетания?
4). Какие устойчивые словосочетания относятся к фразеологии? (по таблице).
5). Как же рождаются и образуются фразеологизмы?
Запишите фразеологические обороты и сделайте вывод, откуда они пришли в литературный язык.
Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, сизифов труд (из античной культуры); блудный сын, вавилонское столпотворение, всемирный потоп (библеизмы); счастливые часов не наблюдают, герой не моего романа (из литературных произведений): завис компьютер, сидеть в чате (компьютерные)
У нас прозвучал фразеологизм сизифов труд. Так говорят о тяжёлой, изнурительной работе. А кто такой Сизиф?
(Сообщение ученика).
6). Многие фразеологические обороты пришли в литературный язык из профессиональной среды. Определите, среди представителей каких профессий могли появиться эти словосочетания:
– проглотить горькую пилюлю (медицина)
– дать задний ход, пускать пары (железнодорожные)
– взять на абордаж (морской)
– без сучка, без задоринки (столярной)
– играть первую скрипку (музыка)
– стричь под одну гребёнку (парикмахерская)
– сложить оружие (военной)
– закидывать удочку (рыболовной)
– открывать Америку (география)
– попасть в ловушку (охотничья)
– сгущать краски (художественная)
– ход конём (шахматный)
– заварить кашу
Интересна история этого фразеологизма.
(сообщение ученика).
7). Источники фразеологических оборотов в нашем языке различны. Приходят к нам крылатые выражения из литературы.
Назовите автора и произведение, чьи-то меткие высказывания.
«Слона –то я и не приметил» (И.Крылов «Любопытный»)
«Свежо предание, а верится с трудом» (Грибоедов «Горе от ума»)
«Любви все возрасты покорны» (Пушкин «Евгений Онегин»)
«Промедление смерти подобно» (Пётр I )
«Блоху подковать» (Лесков «Левша»)
«А он мятежный, просит бури» (Лермонтов «Парус»)
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Грибоедов «Горе от ума»)
«Дама приятная во всех отношениях» (Гоголь «Мёртвые души»)
«Человек в футляре» (Чехов)
«Как закалялась сталь» (Н.Островский)
«Воюют не числом, а умением» (Суворов)
IV. Работа над лексическим значением фразеологизмов.
Для того, чтобы употреблять правильно и уместно орфологические обороты в речи, мы должны знать их лексическое значение.
1. Сравните словосочетания: одинаково ли значение слова голова в них. Составьте предложение. Каким членом предложения является фразеологический оборот, найдите и объясните трудные орфограммы:
– человек с головой; (умный)
– ломать голову; (решать трудную задачу)
– горячая голова; (вспыльчивый чкловек)
– разбить наголову; (поразить врага)
Какие ещё фразеологизмы со словом голова вы знаете? (морочить голову, не сносить головы, как снег на голову, с больной головы на здоровую).
2. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
1). Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (Редко да метко).
2). Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таких случаях? (Лёгок на помине).
3). Ваня напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным.
Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды).
3. Изучением устойчивых сочетаний и оборотов речи занимается специальный раздел языкознания – фразеология, а лексическое значение объясняется во фразеологическом словаре. Но вы, ребята, даже не являясь учёными специалистами в этой области, сами можете определить значение фразеологизмов. (По картинам – объяснить фразеологические обороты.)
4. Замените фразеологизм одним словом, запишите как словарный диктант.
Взять себя в руки (успокоиться), носа не показывать (не появляться),
надуть губы (обидеться), вдвух шагах (близко), стреляный воробей (опытный), галопой по европам (поверхностно), во что бы то ни стало (непременно), перемывать косточки (сплетничать), бок о бок (рядом), на всех парах (стремительно), не покладая рук (усердно), тютелька в тютельку (точь-в-точь), делать из мухи слона (преувеличивать).
5. Работа с текстом. Замените в тексте фразеологизмы их значением. Сравните. Какой из вариантов вам кажется наиболее выразительным?
Настроение у Антона в последнее время оставляло желать лучшего (плохое). Он всегда любил вкусно поесть. Да и повара в школьной столовой готовили так, что пальчики оближешь. (очень вкусно). Но вдруг всё переменилось. Он решил сесть на диету, а друзьям сказал, что впоследнее время ему кусок в горло не лезет. (не хочется есть). Самое обидное, что он даже не кривил душой. (не лгал). Просто Антон влюбился, а счастье его висит на волоске,(не долгое) потому что Алёнка из 8-Б класса не любит толстых. Вот и ходит бедняга повесив голову (без настроения).
Вывод: Текст с фразеологизмами более чёткий, красивый, выразительный.
6. Работа в парах. Составьте диалог (не менее 10 реплик), используя в речи фразеологизмы. (Например «Мамин день». Ни свет ни заря, как гора с плеч, сам не свой, вложить душу, от чистого сердца).
V. Итог урока.
1. Оценивание учащихся.
2. Работа с текстом описания языка Эллочки Щукиной из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е.Петрова.
3.Слово учителя.
Очень хочется, чтобы ваш словарный запас не ограничивался 30 словами, потому что жизнь наша настолько прекрасна, что заслуживает достойного описания.
Домашнее задание: Написать сочинение - миниатюру, используя фразеологизмы.
На космическую тему «Штурмовать небо», «Вынужденная посадка».
На морскую тему «Пробить брешь», «На всех парусах».
На спортивную тему «Забить гол», «Прийти к финишу».