Урок русской речи
Урок в режиме обучающего и развивающего обучения
с применением интерактивной доски.
Вопросы:
1.Что изучает лексика ?
2.Какие слова называются однозначными ?
3.Какие слова называются многозначными ?
4.Что такое синонимы ?
5.Что такое антонимы ?
6. Что такое омонимы?
Тестовые задания:
1.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению -это:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
2.Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
3.Слова, разные по написанию, но сходные по значению:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
4.Укажите словосочетания с омонимами:
A) Клубы по интересам – клубы молодежи.
B) Клумбы цветов – цветочная клумба.
C) Клубы дыма – ночные клубы.
D) Детские клубы - клубы для пенсионеров.
5.К синонимам слова «метель» нельзя отнести
А) Пурга.
B) Буран.
С) Смерч.
D) Вьюга.
Е) Метелица.
6.Укажите строку, в которой есть антонимы
А) Холод, ветер, зима.
В) Лето, тепло, дождь, зной.
С) Холод, жара, стужа, зной.
D) Весна, оттепель, дождь.
Е) Зима, холод, метель.
Взаимопроверка Самооценка
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»
I . Ориентировочно - мотивационный этап:
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Всё ли понятно вам?
Цели урока:
Дать понятие о фразеологизмах, их признаках, , функциях ;
Обогатить лексический запас учащихся , развитие умения работы
с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений;
Воспитывать культуру речи учащихся , воспитание умения делать
нравственную оценку деятельности учителя и ученика .
План урока:
I . Ориентировочно -мотивационный этап:
1.Повторение знаний.
2.Создание проблемной ситуации. Выход на тему
II. Операционно-исполнительский этап:
1.Решение учебной задачи.
2.Применение усвоенных знаний на практике
III. Рефлексивно-оценочный этап:
1. Вопрос - разминка;
2.Обобщение результатов урока , подведение итогов;
3.Домашнее задание.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, которые мы используем в речи, как и слова.
Фразеологизм можно заменить одним словом (рукой подать –близко, спустя рукава-плохо).
Фразеологизмы состоят из двух , трёх и более слов (ломать голову, держать ушки на макушке).
Фразеология -это наука о фразеологизмах.
Фразеологизмы всегда нужно понимать в переносном смысле.
II. Операционно-исполнительский этап:
Домашнее задание
1.Выучите по 10 фразеологизмов и подготовьтесь к письму по памяти
2. Сообщение на тему «Фразеологизмы» Выучить правило.
3.Источники: учебники русского языка 7-8-10 классов.