Урок русской речи
Урок в режиме обучающего и развивающего обучения
с применением интерактивной доски.
Вопросы:
1.Что изучает лексика ?
2.Какие слова называются однозначными ?
3.Какие слова называются многозначными ?
4.Что такое синонимы ?
5.Что такое антонимы ?
6. Что такое омонимы?
Тестовые задания:
1.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению -это:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
2.Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
3.Слова, разные по написанию, но сходные по значению:
A) Антонимы.
B) Омонимы.
C) Синонимы.
D) Диалектизмы.
E) Неологизмы.
4.Укажите словосочетания с омонимами:
A) Клубы по интересам – клубы молодежи.
B) Клумбы цветов – цветочная клумба.
C) Клубы дыма – ночные клубы.
D) Детские клубы - клубы для пенсионеров.
5.К синонимам слова «метель» нельзя отнести
А) Пурга.
B) Буран.
С) Смерч.
D) Вьюга.
Е) Метелица.
6.Укажите строку, в которой есть антонимы
А) Холод, ветер, зима.
В) Лето, тепло, дождь, зной.
С) Холод, жара, стужа, зной.
D) Весна, оттепель, дождь.
Е) Зима, холод, метель.
Взаимопроверка Самооценка
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»
I . Ориентировочно - мотивационный этап:
                          Здравствуйте, ребята!
Меня  зовут  Дима.
Ещё  совсем  недавно  были  мы  дружны  с  Витькой, да  так, что  водой  не разольёшь.
Но однажды  он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём  как кошка с собакой.
 Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Всё ли понятно вам?
Цели урока:
Дать понятие о фразеологизмах, их признаках, , функциях ;
Обогатить лексический запас учащихся , развитие умения работы
с учебной информацией, развитие интеллектуальных умений;
Воспитывать культуру речи учащихся , воспитание умения делать
нравственную оценку деятельности учителя и ученика .
                                                                                                                                       План  урока:
I . Ориентировочно -мотивационный  этап:
1.Повторение  знаний.
2.Создание  проблемной  ситуации. Выход на тему
II. Операционно-исполнительский этап:
 1.Решение  учебной  задачи.
2.Применение  усвоенных  знаний на практике 
III. Рефлексивно-оценочный этап:
1. Вопрос - разминка;
2.Обобщение  результатов  урока , подведение  итогов;
3.Домашнее  задание.
Фразеологизмы -  устойчивые  сочетания  слов, которые  мы используем  в речи, как и слова.
Фразеологизм  можно  заменить  одним  словом  (рукой подать –близко, спустя рукава-плохо).
Фразеологизмы  состоят  из двух  , трёх и более слов (ломать голову, держать ушки на  макушке).
Фразеология -это  наука  о фразеологизмах.
Фразеологизмы  всегда  нужно  понимать  в переносном  смысле.
II. Операционно-исполнительский  этап:
Домашнее задание
1.Выучите  по 10  фразеологизмов и подготовьтесь к письму по памяти
2. Сообщение на тему «Фразеологизмы» Выучить правило.
3.Источники: учебники русского языка 7-8-10 классов.







 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    