Цель: закрепить представления учащихся о понятии «фразеологизм».
Задачи:
Образовательные:
- отработать знания учащихся о фразеологизмах;
- показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.
- формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями.
Развивающие:
- развивать поисковые способности учащихся;
- развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- воспитывать дружелюбие, умение договариваться при работе в группах;
- воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: фразеологические словари на бумажной основе, электронный фразеологический словарь, ноутбуки, интерактивная доска Mimio.
Ход урока.
- Организационный момент
- Минутка чистописания
- Отгадайте загадку.
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок. (игла)
- Пропишем слово «игла».
3. Определение темы урока
- Составим предложение со словом «игла» (Например, «Швея ловко владеет иглой»).
- Запишем еще 1 предложение: «Дима сидел на уроке как на иголках».
- Что общего в этих предложениях? (есть слово «игла»).
- Какое значение имеет это слово в 1 предложении? (длинный тонкий остроконечный
инструмент из твёрдого вещества, который используется для шитья).
- Во втором предложении слово «игла» имеет такое же значение? (нет). Почему?
- Как называется такое сочетание? (фразеологизмы)
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)
4. Закрепление нового материала
- Как необходимо понимать фразеологизмы? Рассмотрим иллюстрации к некоторым
фразеологизмам (СЛАЙД 2). Правильно ли понял значение сочетаний автор картинок?
- В чем ошибка автора? (изобразили в прямом значении)
- Будет ли фразеологизм иметь свое значение, если убрать какое-то слово или заменить
его? (нет, эти сочетания менять нельзя).
- Мы сегодня с вами будем работать в группах, а в конце урока оценим работу друг другу
по 2 критериям: правильность и умение работать в группе.
- Давайте, подумаем, для чего необходимы фразеологизмы? Чтобы убедиться в их
необходимости выполним задание 1 группы (СЛАЙДЫ 3-9).
- Прочитайте текст. Есть ли в нем фразеологизмы? (нет).
- Представлены несколько фразеологизмов. Найдите в тексте слова или сочетания,
которые можно ими заменить. (выходят к доске 3 человека от группы и сообща
выполняют задание).
- Проверим, что у нас получилось.
- Какой текст вам понравился больше? (второй). Почему?
- Что позволило сделать текст более ярким, эмоциональным, богатым? (фразеологизмы).
- Сделаем вывод: для чего мы используем фразеологизмы в речи?
- Сравните 2 фразеологизма: «с минуты на минуту», «со скоростью света». Что можно сказать об их значении? (они близки)
- Как называются слова, близкие по значению? (синонимы)
- Значит, что можно сказать о фразеологизмах? (они могут быть синонимами).
- Можно представленные фразеологизмы назвать синонимами? (СЛАЙД 10).
- Какое общее значение они имеют? («делать что-то очень быстро»).
- Попробуем и мы с вами найти фразеологизмы-синонимы. Каждой группе необходимо из списка фразеологизмов выбрать и записать в тетрадь только те, которые имеют значение, указанное на карточке группы (СЛАЙДЫ 11-19).
- Что может помочь вам в работе, если вы не знаете значения фразеологизмов? (словари)
- У вас есть в каждой группе ноутбуки с электронными словарями и представлены в помощь бумажные словари. Можете начинать работу.
- Проверим, что у вас получилось. Каждая группа выходит к доске и переносит в область со своим значением подходящие фразеологизмы.
Бездельничать: спустя рукава, бить баклуши, гонять лодыря.
Далеко: у чёрта на куличках, куда Макар телят не гонял.
Опытный: тёртый калач, стреляный воробей, собаку съесть.
- Сколько фразеологизмов вы подобрали, чтобы выразить 1 значение? (2-3)
- Какой можно сделать вывод о значении фразеологизмов в речи? (они обогащают речь, позволяют по-разному выразить одно значение)
- Как выдумаете, как появлялись фразеологизмы?
- Часто фразеологизмы появляются при сравнении с животными. Приведите свои примеры (хитер как лиса). Почему хитрого человека сравнил именно с лисой?
- То есть почему при образовании фразеологизма использует какое-то конкретное животное? (по сходству каких-либо признаков)
- 2 группа попробует сейчас исправить ошибки и составить грамотные фразеологизмы (СЛАЙДЫ 20-21). А другие 2 группы проанализируют работу этих групп (Дети выходят втроем к доске и меняют местами названия животных в фразеологизмах).
- Проверим работу. Разберемся в значении фразеологизмов. Про кого так говорят? (про людей).
- Составьте и запишите 1 предложение с любым 1 фразеологизмом. Зачитаем их вслух.
- На какие 2 группы можно разделить эти фразеологизмы с точки зрения характеристики качеств людей? (они выражают какие-то положительные черты или отрицательные качества).
- 3 группа сейчас попробует разобраться и разделить представленные фразеологизмы на 2 группы: с положительной и отрицательной характеристиками человека (СЛАЙДЫ 22-28). (Три человека от группы выходят к доске и сообща делят фразеологизмы на 2 группы, другие 2 группы оценивают их работу).
- Проверим работу. Какие фразеологизмы вам непонятны? Разберемся, что они обозначают?
- Скажите, пожалуйста, для чего нам фразеологизмы, если можно просто сказать «изворотливый человек» , не используя фразеологизм «извивается змеей»? (они помогают выразить какое-то особое отношение, эмоции).
5. Подведение итогов.
- Что такое фразеологизмы?
- Как они образуются?
- Для чего они необходимы в нашей речи?
- Оценим работу групп (СЛАЙД 29) по шкале. Обсудите в группах и выберите, какую оценку вы бы выставили каждой группе за правильность работы и умение работать сообща.
- Какая группа сегодня поработала лучше других? Чего не хватило другим группам?
- На этом урок закончен.