kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить представления учащихся о понятии «фразеологизм».

Задачи:

Образовательные:

  • отработать знания учащихся о фразеологизмах;
  • показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.
  • формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
  •  вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями.

Развивающие:

  • развивать поисковые способности учащихся;
  • развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову и к родному языку;
  • воспитывать дружелюбие, умение договариваться при работе в группах;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: фразеологические словари на бумажной основе, электронный фразеологический словарь, ноутбуки, интерактивная доска Mimio.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Минутка чистописания

- Отгадайте загадку.

Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок. (игла)

- Пропишем слово «игла».

3.  Определение темы урока

- Составим предложение со словом «игла» (Например, «Швея ловко владеет иглой»).

- Запишем еще 1 предложение: «Дима сидел на уроке как на иголках».

- Что общего в этих предложениях? (есть слово «игла»).

- Какое значение имеет это слово в 1 предложении? (длинный тонкий остроконечный

инструмент из твёрдого вещества, который используется для шитья).

- Во втором предложении слово «игла» имеет такое же значение? (нет). Почему?

- Как называется такое сочетание? (фразеологизмы)

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

4. Закрепление нового материала

- Как необходимо понимать фразеологизмы? Рассмотрим иллюстрации к некоторым

фразеологизмам (СЛАЙД 2). Правильно ли понял значение сочетаний автор картинок?

- В чем ошибка автора? (изобразили в прямом значении)

- Будет ли фразеологизм иметь свое значение, если убрать какое-то слово или заменить

его? (нет, эти сочетания менять нельзя).

- Мы сегодня с вами будем работать в группах, а в конце урока оценим работу друг другу

по 2 критериям: правильность и умение работать в группе.

- Давайте, подумаем, для чего необходимы фразеологизмы? Чтобы убедиться в их

необходимости выполним задание 1 группы (СЛАЙДЫ 3-9).

- Прочитайте текст. Есть ли в нем фразеологизмы? (нет).

- Представлены несколько фразеологизмов. Найдите в тексте слова или сочетания,

которые можно ими заменить. (выходят к доске 3 человека от группы и сообща

выполняют задание).

- Проверим, что у нас получилось.

- Какой текст вам понравился больше? (второй). Почему?

- Что позволило сделать текст более ярким, эмоциональным, богатым? (фразеологизмы).

- Сделаем вывод: для чего мы используем фразеологизмы в речи?

- Сравните 2 фразеологизма: «с минуты на минуту», «со скоростью света». Что можно сказать об их значении? (они близки)

- Как называются слова, близкие по значению? (синонимы)

- Значит, что можно сказать о фразеологизмах? (они могут быть синонимами).

- Можно представленные фразеологизмы назвать синонимами? (СЛАЙД 10).

- Какое общее значение они имеют? («делать что-то очень быстро»).

- Попробуем и мы с вами найти фразеологизмы-синонимы. Каждой группе необходимо из списка фразеологизмов выбрать и записать в тетрадь только те, которые имеют значение, указанное на карточке группы (СЛАЙДЫ 11-19).

- Что может помочь вам в работе, если вы не знаете значения фразеологизмов? (словари)

- У вас есть в каждой группе ноутбуки с электронными словарями и представлены в помощь бумажные словари. Можете начинать работу.

- Проверим, что  у вас получилось. Каждая группа выходит к доске и переносит в область со своим значением подходящие фразеологизмы.

Бездельничать: спустя рукава, бить баклуши, гонять лодыря.

Далеко: у чёрта на куличках, куда Макар телят не гонял.

Опытный: тёртый калач, стреляный воробей, собаку съесть.

- Сколько фразеологизмов вы подобрали, чтобы выразить 1 значение? (2-3)

- Какой можно сделать вывод о  значении фразеологизмов в речи? (они обогащают речь, позволяют по-разному выразить одно значение)

 - Как выдумаете, как появлялись фразеологизмы?

- Часто фразеологизмы появляются при сравнении с животными. Приведите свои  примеры (хитер как лиса). Почему хитрого человека сравнил именно с лисой?

- То есть почему при образовании фразеологизма использует какое-то конкретное животное? (по сходству каких-либо признаков)

- 2 группа попробует сейчас исправить ошибки и составить грамотные фразеологизмы (СЛАЙДЫ 20-21). А другие 2 группы проанализируют работу этих групп (Дети выходят втроем к доске и меняют местами названия животных в фразеологизмах).

- Проверим работу. Разберемся в значении фразеологизмов. Про кого так говорят? (про людей).

- Составьте и запишите 1 предложение с любым 1 фразеологизмом. Зачитаем их вслух.

- На какие 2 группы можно разделить эти фразеологизмы с точки зрения характеристики качеств людей? (они выражают какие-то положительные черты или отрицательные качества).

- 3 группа сейчас попробует разобраться и разделить представленные фразеологизмы на 2 группы: с положительной и отрицательной характеристиками человека (СЛАЙДЫ 22-28). (Три человека от группы выходят к доске и сообща делят фразеологизмы на 2 группы, другие 2 группы оценивают их работу).

- Проверим работу. Какие фразеологизмы вам непонятны? Разберемся, что они обозначают?

- Скажите, пожалуйста,  для чего нам фразеологизмы, если можно просто сказать «изворотливый человек» , не используя фразеологизм «извивается змеей»? (они помогают выразить какое-то особое отношение, эмоции).

5.  Подведение итогов.

 - Что такое фразеологизмы?

- Как они образуются?

- Для чего они необходимы в нашей речи?

- Оценим работу групп (СЛАЙД 29) по шкале. Обсудите в группах и выберите, какую оценку вы бы выставили каждой группе за правильность работы и умение работать сообща.

- Какая группа сегодня поработала лучше других? Чего не хватило другим группам?

- На этом урок закончен.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)" »

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Автор: Данилова Вероника Вячеславовна Учитель МБОУ гимназии №8 г. Можги

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

Автор:

Данилова Вероника Вячеславовна

Учитель МБОУ гимназии №8

г. Можги

Опытный Бездельничать Далеко ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ СОБАКУ СЪЕСТЬ У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

Далеко

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ Далеко СПУСТЯ РУКАВА СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ СОБАКУ СЪЕСТЬ У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

Далеко

СПУСТЯ РУКАВА

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА Далеко СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ СОБАКУ СЪЕСТЬ У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

Далеко

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ СОБАКУ СЪЕСТЬ ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ СОБАКУ СЪЕСТЬ ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ СОБАКУ СЪЕСТЬ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ СОБАКУ СЪЕСТЬ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ СОБАКУ СЪЕСТЬ Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

БИТЬ БАКЛУШИ

Опытный Бездельничать ТЁРТЫЙ КАЛАЧ СПУСТЯ РУКАВА ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ БИТЬ БАКЛУШИ СОБАКУ СЪЕСТЬ Далеко У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

Опытный

Бездельничать

ТЁРТЫЙ КАЛАЧ

СПУСТЯ РУКАВА

ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

БИТЬ БАКЛУШИ

СОБАКУ СЪЕСТЬ

Далеко

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ КАК РЫБА В ВОДЕ НИ РЫБА, НИ МЯСО СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ ЗАДИРАТЬ НОС

ИЗВИВАЕТСЯ ЗМЕЁЙ

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

КАК РЫБА В ВОДЕ

НИ РЫБА, НИ МЯСО

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ

ЗАДИРАТЬ НОС


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)"

Автор: Данилова Вероника Вячеславовна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 114000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме :«Фразеологизмы» УМК Школа 21 век"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_po_tiemie_frazieologhizmy_umk_sh"
    ["file_id"] => string(6) "444112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513170787"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка по программе ПНШ на тему: "Устойчивые выражения" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-proghrammie-pnsh-na-tiemu-ustoichivyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419858686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства