kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологизмы в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Тема урока: Фразеологизмы русского языка

Цели:
Образовательная: повторить изученный материал по темам “Синонимы”, “Антонимы”;дать представление о фразеологических единицах; формирование умений опознавать в речи фразеологические единицы и объяснять их значение путём подбора синонимов, антонимов и с помощью толкования.

Развивающая: развитие познавательных навыков при работе  с языковыми единицами; речевое развитие учащихся; развитие умения логически излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны(своей и чужой) на анализе фразеологических единиц.

Универсальные учебные действия учащихся на уроках:

Личностные УУД- осознание себя как гражданина, как представителя определённой культуры или же как представителя другой культуры, но с уважением относящегося к изучаемой.

Регулятивные УУД – высказывать предположения на основе наблюдений; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД – уметь высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Познавательные УУД- искать пути решения проблемы, группировать слова по данным основаниям.
Оборудование: учебник, словарь фразеологизмов, раздаточный материал

Ход урока

I. Орг.момент

Проверка готовности к уроку

II. Проверка домашнего задания

-Ребята, мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия. (тест)

1.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:      а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

2.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

3.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?    а) эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

4.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:  а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

5. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?   а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

III. Постановка учебной задачи

Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти»

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет….»

Ответьте на вопросы:

- Почему девочка не поняла маму?

- Что мама имела хотела сказать?

- Как мы называем такие выражения? (Фразеологизмы)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Учащиеся могут назвать тему одним словом «Фразеологизм», поэтому учитель может задать дополнительный вопрос: «А какой язык мы с вами изучаем, в каком языке мы встречаем данное явление?» ).Запишем тему в тетрадь «Фразеологизмы в русском языке».

- Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать, что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

 IV.Включение обучающихся в систему новых знаний.

- Ребята, чтобы умело использовать фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать, что это такое. А поможет нам в этом учебник. Откройте, пожалуйста, ваш учебник на стр.88 и прочитайте параграф «Фразеологизмы».

- Скажите, что отражают фразеологизмы ?(Большая часть фразеологизмов отражает самобытный характер русского народа).

Задание 1

-  Я вам предлагаю узнать происхождение некоторых фразеологизмов.

Перед вами карточки. На одних написан фразеологизм, на других его происхождение и что он обозначает. Ваша задача соединить эти карточки. (Работа в паре)

Водить за нос

(Обманывать). Оборот восходит к одному обычаю. На Руси  излюбленным развлечением было смотреть на дрессированного животного. Часто это был медведь.Ему вставляли кольцо в нос, и за это кольцо цыгане водили медведя. Они заставляли  зверя делать фокусы, обманывая обещаниями подачки.

С распростёртыми объятьями

(Радушно). Оборот восходит к древнему славянскому обычаю демонстрации миролюбия, который свидетельствовал о том, что в руках нет орудия и пришедший не должен боятся.

Во всю Ивановскую

(Очень громко).  Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки- оглашали указы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было слышно хорошо, дьяк читал очень громко.

Проверяем. Делаем вывод. Ответьте на вопрос:

- С чем связан первоначальный смысл фразеологизмов? (С историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой и т.д.)

Задание 2

-Ребята, скажите, по своему лексическому значению к чему близки фразеологизмы? Чем мы их можем заменить? (одним словом).

-Как и у многих слов, у фразеологизмов есть и синонимы и антонимы. Давайте попробуем вместе подобрать синоним и антоним к фразеологизму «С гулькин нос». Чтобы подобрать синоним или антоним, нужно знать значение фразеологизма.

- Нос чей? (Гулькин)

- От какого слова образовалось? (Гулька) Что это такое? (Вопрос вызывает затруднение. Обращаемся к детям – мигрантам, так как часто в других языках можно встретить аналогичные языковые звукоподражания.) А как мы подзываем голубей? (Гули-гули).  Таким образом, гулька – это ласковое название голубя.

- Каково же значение этого фразеологизма? (Размером с нос голубя, т.е. очень мало). Давайте подберём синонимы: кот наплакал, раз -два и обчёлся.

Антонимы: сколько душе угодно, пруд пруди, хоть отбавляй и др.


Учитель называет фразеологизмы, учащиеся синонимы:

В один миг (в два счёта, в мгновение ока); и след простыл (будто в воду канул, ветром сдуло, сквозь землю провалился); изо всех сил (сломя голову, во весь дух, на всех парусах).

Подберите антонимы:

Взять себя в руки (выходить из себя); больше всего (меньше всего); выбиться из колеи (войти в колею)
- Теперь я называю фразеологизм, вы пишите его значение, 1 вариант –синонимы, 2-

вариант- антонимы.

Фразеологизм

Значение

Синоним

Антоним

В двух шагах

Рядом

Рукой подать

На краю света, за тридевять земель

Опустить руки

Приходить в уныние

Повесить нос, повесить голову.

Воспрянуть  духом

Капля в море

Мало

По пальцам можно пересчитать

Конца и края нет

Задание 3

- Скажите, а могут ли фразеологизмы давать оценку каким-то  нравственным качествам человека? Приведите примеры. (Если учащимся трудно это сделать, то учитель сам может привести  примеры. Лень- лодыря гонять. Болтливость- болтать (трепать, чесать) языком. ) Ум, способность, толковость- звезд с неба хватает).

-Теперь я называю фразеологизм, а вы говорите, какое качество характеризуется:

дать стрекача - трусость

морочить голову- обманывать

голова варит - ум

язык без костей- болтливость

бить баклуши- бездельничать

ворон считать- лень

болтать, как сорока- болтливость

умная голова- ум

обвести вокруг пальца- обманывать

заячья душа- трусость

Проверяем.Делаем вывод. Ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, почему в русском языке так много оценочных фразеологизмов? (Это связано с представлением русского народа о нравственности).

-Как русские люди относятся к тем или иным качествам? (Так, презираются и осуждаются лень, болтливость, а поощряются ум, толковость, лживость, трусость, глупость заслуживают неодобрение).

- Почему? (Учащиеся высказывают предположения. Учитель должен объяснить, что для русского человека трусость и болтливость не приемлемые качества. Примером может послужить образ богатыря в былинах. Можно рассказать о происхождении слова «богатырь» - богатый силой, духом. Трудолюбивый человек, не в пример ленивому, всегда пользовался уважением у народа. В фольклоре можно встретить много бытовых сказок, подтверждающих эти фразеологизмы. )

V. Закрепление.

Напишите мини-сочинение. Ситуация с использование фразеологизма  из 3-4 предложений. Ваша работа должна начинаться со слов: «Мой друг всегда…».

Проверяем (2-3 сочинения).

- Ответьте, пожалуйста на вопрос.  Если фразеологизмы по лексическому значению приближении к одному слову, и это слово мы можем использовать в своей речи, зачем нам нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь богаче, ярче, красочней).

VI. Рефлексия.

Итак, подведем итог:

-Что я узнал на уроке?

-Чему я научился?

-Что у меня вызывало трудности?

-Что мне нужно еще узнать?

-Над чем мне нужно еще поработать?

VII.Домашнее задание

- подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

- нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

Литература

1.Быстрова Е.А, Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь.- М., 1998.

2. Вежбицкая, А. Язык, культура и познание / А. Вежбицкая. – М., 1997.

3.Пашкова Е. И. Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «Лексика» (5-6 классы общеобразовательной школы) АВТОРЕФЕРАТ/Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - М.,2009.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы в русском языке »

Класс: 5

Тема урока: Фразеологизмы русского языка

Цели:
Образовательная: повторить изученный материал по темам “Синонимы”, “Антонимы”;дать представление о фразеологических единицах; формирование умений опознавать в речи фразеологические единицы и объяснять их значение путём подбора синонимов, антонимов и с помощью толкования.

Развивающая: развитие познавательных навыков при работе с языковыми единицами; речевое развитие учащихся; развитие умения логически излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны(своей и чужой) на анализе фразеологических единиц.

Универсальные учебные действия учащихся на уроках:

Личностные УУД- осознание себя как гражданина, как представителя определённой культуры или же как представителя другой культуры, но с уважением относящегося к изучаемой.

Регулятивные УУД – высказывать предположения на основе наблюдений; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД – уметь высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Познавательные УУД- искать пути решения проблемы, группировать слова по данным основаниям.
Оборудование: учебник, словарь фразеологизмов, раздаточный материал

Ход урока

I. Орг.момент

Проверка готовности к уроку

II. Проверка домашнего задания

-Ребята, мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия. (тест)

1.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются: а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

2.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

3.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.? а) эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

4.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению: а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

5. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение? а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

III. Постановка учебной задачи

Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти»

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

Ответьте на вопросы:

- Почему девочка не поняла маму?

- Что мама имела хотела сказать?

- Как мы называем такие выражения? (Фразеологизмы)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Учащиеся могут назвать тему одним словом «Фразеологизм», поэтому учитель может задать дополнительный вопрос: «А какой язык мы с вами изучаем, в каком языке мы встречаем данное явление?» ).Запишем тему в тетрадь «Фразеологизмы в русском языке».

- Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать, что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

IV.Включение обучающихся в систему новых знаний.

- Ребята, чтобы умело использовать фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать, что это такое. А поможет нам в этом учебник. Откройте, пожалуйста, ваш учебник на стр.88 и прочитайте параграф «Фразеологизмы».

- Скажите, что отражают фразеологизмы ?(Большая часть фразеологизмов отражает самобытный характер русского народа).

Задание 1

- Я вам предлагаю узнать происхождение некоторых фразеологизмов.

Перед вами карточки. На одних написан фразеологизм, на других его происхождение и что он обозначает. Ваша задача соединить эти карточки. (Работа в паре)

Водить за нос

(Обманывать). Оборот восходит к одному обычаю. На Руси излюбленным развлечением было смотреть на дрессированного животного. Часто это был медведь.Ему вставляли кольцо в нос, и за это кольцо цыгане водили медведя. Они заставляли зверя делать фокусы, обманывая обещаниями подачки.

С распростёртыми объятьями

(Радушно). Оборот восходит к древнему славянскому обычаю демонстрации миролюбия, который свидетельствовал о том, что в руках нет орудия и пришедший не должен боятся.

Во всю Ивановскую

(Очень громко). Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки- оглашали указы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было слышно хорошо, дьяк читал очень громко.


Проверяем. Делаем вывод. Ответьте на вопрос:

- С чем связан первоначальный смысл фразеологизмов? (С историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой и т.д.)


Задание 2

-Ребята, скажите, по своему лексическому значению к чему близки фразеологизмы? Чем мы их можем заменить? (одним словом).

-Как и у многих слов, у фразеологизмов есть и синонимы и антонимы. Давайте попробуем вместе подобрать синоним и антоним к фразеологизму «С гулькин нос». Чтобы подобрать синоним или антоним, нужно знать значение фразеологизма.

- Нос чей? (Гулькин)

- От какого слова образовалось? (Гулька) Что это такое? (Вопрос вызывает затруднение. Обращаемся к детям – мигрантам, так как часто в других языках можно встретить аналогичные языковые звукоподражания.) А как мы подзываем голубей? (Гули-гули). Таким образом, гулька – это ласковое название голубя.

- Каково же значение этого фразеологизма? (Размером с нос голубя, т.е. очень мало). Давайте подберём синонимы: кот наплакал, раз -два и обчёлся.

Антонимы: сколько душе угодно, пруд пруди, хоть отбавляй и др.


Учитель называет фразеологизмы, учащиеся синонимы:

В один миг (в два счёта, в мгновение ока); и след простыл (будто в воду канул, ветром сдуло, сквозь землю провалился); изо всех сил (сломя голову, во весь дух, на всех парусах).

Подберите антонимы:

Взять себя в руки (выходить из себя); больше всего (меньше всего); выбиться из колеи (войти в колею)
- Теперь я называю фразеологизм, вы пишите его значение, 1 вариант –синонимы, 2-

вариант- антонимы.

Фразеологизм

Значение

Синоним

Антоним

В двух шагах

Рядом

Рукой подать

На краю света, за тридевять земель

Опустить руки

Приходить в уныние

Повесить нос, повесить голову.

Воспрянуть духом

Капля в море

Мало

По пальцам можно пересчитать

Конца и края нет

Задание 3

- Скажите, а могут ли фразеологизмы давать оценку каким-то нравственным качествам человека? Приведите примеры. (Если учащимся трудно это сделать, то учитель сам может привести примеры. Лень- лодыря гонять. Болтливость- болтать (трепать, чесать) языком. ) Ум, способность, толковость- звезд с неба хватает).

-Теперь я называю фразеологизм, а вы говорите, какое качество характеризуется:

дать стрекача - трусость

морочить голову- обманывать

голова варит - ум

язык без костей- болтливость

бить баклуши- бездельничать

ворон считать- лень

болтать, как сорока- болтливость

умная голова- ум

обвести вокруг пальца- обманывать

заячья душа- трусость

Проверяем.Делаем вывод. Ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, почему в русском языке так много оценочных фразеологизмов? (Это связано с представлением русского народа о нравственности).

-Как русские люди относятся к тем или иным качествам? (Так, презираются и осуждаются лень, болтливость, а поощряются ум, толковость, лживость, трусость, глупость заслуживают неодобрение).

- Почему? (Учащиеся высказывают предположения. Учитель должен объяснить, что для русского человека трусость и болтливость не приемлемые качества. Примером может послужить образ богатыря в былинах. Можно рассказать о происхождении слова «богатырь» - богатый силой, духом. Трудолюбивый человек, не в пример ленивому, всегда пользовался уважением у народа. В фольклоре можно встретить много бытовых сказок, подтверждающих эти фразеологизмы. )

V. Закрепление.

Напишите мини-сочинение. Ситуация с использование фразеологизма из 3-4 предложений. Ваша работа должна начинаться со слов: «Мой друг всегда…».

Проверяем (2-3 сочинения).


- Ответьте, пожалуйста на вопрос. Если фразеологизмы по лексическому значению приближении к одному слову, и это слово мы можем использовать в своей речи, зачем нам нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь богаче, ярче, красочней).


VI. Рефлексия.

Итак, подведем итог:

-Что я узнал на уроке?

-Чему я научился?

-Что у меня вызывало трудности?

-Что мне нужно еще узнать?

-Над чем мне нужно еще поработать?


VII.Домашнее задание

- подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

- нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения



Литература

1.Быстрова Е.А, Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь.- М., 1998.

2. Вежбицкая, А. Язык, культура и познание / А. Вежбицкая. – М., 1997.

3.Пашкова Е. И. Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «Лексика» (5-6 классы общеобразовательной школы) АВТОРЕФЕРАТ/Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - М.,2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеологизмы в русском языке

Автор: Карпушина Инна Владимировна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Фразеологизмы русского языка, связанные с названиями частей тела человека, в сопоставлении с фразеологизмами казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(142) "frazieologhizmy-russkogho-iazyka-sviazannyie-s-nazvaniiami-chastiei-tiela-chielovieka-v-sopostavlienii-s-frazieologhizmami-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "199891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428668634"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка на тему: Фразеология русского языка."
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "251840"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Фразеологизмы/русский язык в казахских классах/"
    ["seo_title"] => string(52) "frazieologhizmy-russkii-iazyk-v-kazakhskikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "253832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447673066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация "Турнир знатоков русского языка. Фразеология." "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-turnir-znatokov-russkogho-iazyka-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "245209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446095804"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок русского языка "Фразеологизмы""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_russkogo_iazyka_frazeologizmy"
    ["file_id"] => string(6) "536950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579690581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства