Город Темир
Средняя школа имени С.Баишева
Учительница русского языка и литературы в казахской школе: Байсакалова Г.Б.
Тема урока: Фразеологизмы
Цели урока:
- знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
- совершенствовать навыки учащихся в употреблении фразеологизмов; расширить их знания о языке, развивать интерес к его изучению;
- развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас,
- развивать мышление, память, творческие способности, фантазию.
- воспитывать любовь к прекрасному, трудолюбие; способствовать бережному отношению к языку.
Наглядность: плакат с девизом: «Знание языка необходимо каждому культурному человеку»
Ход урока
1. Игра “Аплодисменты”.
- Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)
- Что такое фразеологизм?
- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?
2. Слово учителя.
- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)
3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).
- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).
- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:
1) сгущать краски, не жалеть красок;
2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;
3) игра в одни ворота, игра не по правилам.
- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).
- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.
4. Работа по развитию речи \ объясните значение фразеологизмов\
Как рыба в воде-
Держать в ежовых рукавицах-
Висеть на волоске-
Как с гуся вода-
На душе кошки скребут-
Ни свет, ни заря-
День за днем-
5. Лексическая работа.
Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя таблицу.
Фольклор
Мифология древнего мира
Военное дело
история
Охота, рыбалка
медицина
За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, казанская сирота, у разбитого корыта, прометеев огонь,, коломенская верста, финкина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, подготовить почву, закинуть удочку, на ловца и зверь бежит, снять стружку, мутить воду, не стоит овчинка выделки, ни пуха ни пера, точить лясы, сорвать маску, играть в первую скрипку, через час по чайной ложке, сложить головы, попасть в котел, сложить оружие, на два фронта.
6. Шутка-минутка.
- Исправьте ошибку, объясните значение:
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5) нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
7. Игра «О ком говорят?»
Стрелянный воробей, белая ворона, гусь лапчатый, тертый калач, забубенная головушка, желторотый птенец,, семи пядей во лбу, собаку съел, звезд с неба не хватает, язык без костей, правая рука, и швец, и гнец, и на дуде игрец.
8. Подведение итогов урока:
- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?
- Чему научились?
- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?
9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “ Курам на смех”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.