– способствовать развитию рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся.
положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения; создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала; желание приобретать новые знания; потребность в самовыражении через слово.
познакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи
пополнить фразеологический словарь учащихся; развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи
самостоятельно формулировать тему и цели урока; определять степень успешности своей работы.
формулировать собственное мнение и позицию; взаимодействие с учителем и сверстниками; свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оценивать и редактировать устное речевое высказывание.
словесный метод, наглядный метод, игровой метод, метод практических упражнений, частично-поисковый метод, фронтальный.
1. Организационно-мотивационный этап (1 мин.);
2. Актуализация знаний по теме «фразеологизм» (4 мин.);
3. Формулирование темы и целей урока (3 мин.);
4. Актуализация пройденного ранее материала (10 мин.);
6. Физкультминутка (4 мин)
6. Закрепление материала (10 мин.);
7. Рефлексия (3 мин.);
8. Домашнее задание (1 мин.).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин) | Спросить домашнюю работу у 3 учеников (творческую часть с сочинением) | | | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | 1) Помните ли вы, что изучали на прошлом уроке? 2) Что же такое фразеологизмы? 3) Какая особенность у фразеологизмов? 4) А что же такое фразеология? 5) На прошлом уроке вы рассматривали историю фразеологизма «яблоко раздора». Кто запомнил, что же такое яблоко раздора? Откуда оно взялось? | Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению Неделимые словосочетания Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению Миф о яблоке, которое было подброшено богиней ссор и соперничества, Эридой на свадьбе Пелея – одно из самых популярных древнегреческих сказаний с поучительной трактовкой. Этот миф считается еще одним вариантом событий, что привели к Троянской войне. | Фронтальная | Познавательные, коммуникативные. |
3. Формулирование темы и целей урока | 1) На основе всего того, что сейчас вспомнили. Как думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Открываем тетради, записываем дату, классная работа, тему урока. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Фронтальная | Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные. |
4. Открытие новых знаний | 1) Откроем учебники на странице 84 параграф 30. Давайте прочитаем, что нам говорит учебник об источниках фразеологизмов. А теперь откроем 86 страницу и прочтем информацию из рамочки. И давайте сразу разберем 151 упр устно. 2) Теперь давайте попробуем с вами предположить какая же история кроется в следующих фразеологизмах: | Морское дело/моряки; военные/служащие; театралы/актеры/театр; швейное дело. Разобраться с невероятно запущенным беспорядком, имеющим циклопические размеры. Восходит к древнегреческим мифам о Геракле. Жил в древней Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей, который держал в конюшнях три тысячи коней однако 30 лет не чистил стойла. На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни за один день, что было невозможно. Герой подумал и направил в ворота конюшен воды реки, которые за сутки вынесли оттуда весь навоз. Это деяние стало 6-м подвигом Геракла из 12-ти. Совсем опуститься, потерять человеческий облик и социальные навыки. В Древней Руси калачи выпекали не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Горожане часто покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, как за ручку. При этом из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а либо отдавали её нищим, либо бросали собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: "Поглядите, на воре шапка горит!" Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаст себя нечаянным словом или движением. Существует, такое поверье у многих народов мира, что крокодил плачет от «жалости», поедая свою жертву. Это поверье появилось не на пустом месте. На самом деле было подмечено, что во время поедания пищи, у крокодила из глаз действительно вытекает жидкость, похожая на слёзы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные |
5.Физкультминутка | На доске высвечиваются слова. Если ударение выделено в слове правильно, то вы поднимаете руки вверх, а если неправильно, то приседаете. тОрты (верно), углубИть (верно), килОметр (неверно), создалА (верно), звОнишь (неверно), щавЕль (верно), жалюзИ (верно), красИвее (верно), бАловать (неверно), бантЫ (неверно). | | | |
6. Закрепление с комментированием во внешней речи | Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему «Фразеологизмы». На картинках художник изобразил фразеологизмы, давайте попробуем определить их значение и запишем их в тетрадь Денег куры не клюют - в достаточном количестве. Влюбиться по уши - очень, сильно. Ехать зайцем - без билета, без оплаты. Браться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее. Кот наплакал – мало Медведь на ухо наступил – нет слуха Тянуть кота за хвост – очень медленно что-то делать, надолго затягивать какое-либо решение Крокодиловы слезы – неестественные, фальшивые эмоции Взять быка за рога – действовать, не теряя времени, решительно и наверняка Мухи не обидит – о человеке, который безобиден, покорен, никого не обижает, никому не причиняет боли | | Индивидуальная | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | 1) Какие выражения вам запомнились с сегодняшнего урока? 2) Может ли кто-то применить из записанных нами фразеологизмов лично к себе ? | | Фронтальная, индивидуальная | Личностные, коммуникативные, регулятивные. |
8. Домашнее задание | Упр 150 | | | |