kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов". В работе представлено повторение по пройденному материалу, а также изучение нового с использованием мультемедиа 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Технологическая карта урока русского языка

Составила Лихачева Кристина Евгеньевна

студентка группы ИФ4Р

Класс: 6

Умк: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тросренцова, – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 196 с.

Тема: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

воспитываюшие:

– постижение национальной культуры с помощью фразеологизмов;

– формировать положительную мотивацию учения;

развивающие:

– способствовать развитию мотивации учебной деятельности;

– способствовать развитию рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся.

обучающие:

– углубить знания о фразеологизмах;


Планируемые результаты:

личностные:

положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения; создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала; желание приобретать новые знания; потребность в самовыражении через слово.

предметные:

познакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи

познавательные:

пополнить фразеологический словарь учащихся; развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи

регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; определять степень успешности своей работы.

коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; взаимодействие с учителем и сверстниками; свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оценивать и редактировать устное речевое высказывание.

методы:

словесный метод, наглядный метод, игровой метод, метод практических упражнений, частично-поисковый метод, фронтальный.

План урока:

1. Организационно-мотивационный этап (1 мин.);

2. Актуализация знаний по теме «фразеологизм» (4 мин.);

3. Формулирование темы и целей урока (3 мин.);

4. Актуализация пройденного ранее материала (10 мин.);

6. Физкультминутка (4 мин)

6. Закрепление материала (10 мин.);

7. Рефлексия (3 мин.);

8. Домашнее задание (1 мин.).






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)

Спросить домашнюю работу у 3 учеников (творческую часть с сочинением)




2. Актуализация и пробное учебное действие



1) Помните ли вы, что изучали на прошлом уроке?

2) Что же такое фразеологизмы?

3) Какая особенность у фразеологизмов?

4) А что же такое фразеология?

5) На прошлом уроке вы рассматривали историю фразеологизма «яблоко раздора». Кто запомнил, что же такое яблоко раздора? Откуда оно взялось?


  1. Фразеологизмы

  2. Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению

  3. Неделимые словосочетания

  4. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

  5. Миф о яблоке, которое было подброшено богиней ссор и соперничества, Эридой на свадьбе Пелея – одно из самых популярных древнегреческих сказаний с поучительной трактовкой. Этот миф считается еще одним вариантом событий, что привели к Троянской войне.

Фронтальная

Познавательные, коммуникативные.

3. Формулирование темы и целей урока

1) На основе всего того, что сейчас вспомнили. Как думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Открываем тетради, записываем дату, классная работа, тему урока.

  1. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Фронтальная

Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

4. Открытие новых знаний

1) Откроем учебники на странице 84 параграф 30. Давайте прочитаем, что нам говорит учебник об источниках фразеологизмов. А теперь откроем 86 страницу и прочтем информацию из рамочки. И давайте сразу разберем 151 упр устно.

2) Теперь давайте попробуем с вами предположить какая же история кроется в следующих фразеологизмах:

  • Расчистить авгиевы конюшни

  • Дойти до ручки

  • На воре шапка горит

  • Крокодиловы слезы


  1. Морское дело/моряки;
    военные/служащие;
    театралы/актеры/театр;
    швейное дело.


  • Разобраться с невероятно запущенным беспорядком, имеющим циклопические размеры. Восходит к древнегреческим мифам о Геракле. Жил в древней Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей, который держал в конюшнях три тысячи коней однако 30 лет не чистил стойла. На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни за один день, что было невозможно. Герой подумал и направил в ворота конюшен воды реки, которые за сутки вынесли оттуда весь навоз. Это деяние стало 6-м подвигом Геракла из 12-ти.

  • Совсем опуститься, потерять человеческий облик и социальные навыки. В Древней Руси калачи выпекали не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Горожане часто покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, как за ручку. При этом из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а либо отдавали её нищим, либо бросали собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.

  • Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: "Поглядите, на воре шапка горит!" Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаст себя нечаянным словом или движением.

  • Существует, такое поверье у многих народов мира, что крокодил плачет от «жалости», поедая свою жертву. Это поверье появилось не на пустом месте. На самом деле было подмечено, что во время поедания пищи, у крокодила из глаз действительно вытекает жидкость, похожая на слёзы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

5.Физкультминутка

На доске высвечиваются слова. Если ударение выделено в слове правильно,

то вы поднимаете руки вверх, а если неправильно, то приседаете.
тОрты (верно), углубИть (верно), килОметр (неверно), создалА (верно), звОнишь (неверно), щавЕль (верно), жалюзИ (верно), красИвее (верно), бАловать (неверно), бантЫ (неверно).




6. Закрепление с комментированием во внешней речи

Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему «Фразеологизмы».

На картинках художник изобразил фразеологизмы, давайте попробуем определить их значение и запишем их в тетрадь

  1. Денег куры не клюют - в достаточном количестве.

  2. Влюбиться по уши - очень, сильно.

  3. Ехать зайцем - без билета, без оплаты.

  4. Браться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее.

  5. Кот наплакал – мало

  6. Медведь на ухо наступил – нет слуха

  7. Тянуть кота за хвост – очень медленно что-то делать, надолго затягивать какое-либо решение

  8. Крокодиловы слезы – неестественные, фальшивые эмоции

  9. Взять быка за рога – действовать, не теряя времени, решительно и наверняка

  10. Мухи не обидит – о человеке, который безобиден, покорен, никого не обижает, никому не причиняет боли


Индивидуальная

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

1) Какие выражения вам запомнились с сегодняшнего урока?

2) Может ли кто-то применить из записанных нами фразеологизмов лично к себе ?


Фронтальная, индивидуальная

Личностные, коммуникативные, регулятивные.

8. Домашнее задание

Упр 150










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Автор: Лихачева Кристина Евгеньевна

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательская работа на тему: «Фразеологизмы» "
    ["seo_title"] => string(52) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "221827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435596113"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "130190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415855700"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(39) "frazeologizmy_istochniki_frazeologizmov"
    ["file_id"] => string(6) "531777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576237329"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Фразеология Роль фразеологизмов в речи "
    ["seo_title"] => string(44) "frazieologhiia-rol-frazieologhizmov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "136394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417099673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства