kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Фразеоло­гизмы и их употребле­ние в речи»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; материала по теме «Фразеологизмы»  на основе системно-деятельностного подхода с применением элементов технологий развития критического  мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ.

Основные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, контроля.

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелёва;  под ред.А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2012);Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
     адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; материала по теме «Фразеологизмы»  на основе системно-деятельностного подхода с применением элементов технологий развития критического  мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ.

Основные методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, контроля.

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелёва;  под ред.А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2012);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе «Фразеологизмы и их употребление в речи» »

“ Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Собаку съесть

Собаку съесть

  • разг.шутл.на чём  приобрести большое искусство, значительный опыт, навык в чём-нибудь; владеть чем-либо в совершенстве; быть мастером чего-либо
Фразеологизмы

Фразеологизмы

Лингвистическая лаборатория Найти ошибочное толкование

Лингвистическая лаборатория

Найти ошибочное толкование

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – много
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению

Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения. 1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем  классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился. 2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. Вывод . Фразеологизмы являются одним членом предложения.

Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы,

подчеркните их как члены предложения.

1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем

классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.

2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать,

и через минуту проливной дождь вымочил меня до

последней нитки.

Вывод . Фразеологизмы являются одним членом

предложения.

Соедините фразеологизмы по их значению Глаза на мокром месте                    Достигать взаимопонимания С глазу на глаз                                  Часто плачет Находить общий язык                     Узнал истинное положение Глаза открылись                              Наедине Уйти несолоно хлебавши               Думать, решать что-нибудь трудное Душа в душу                    Не к чему придраться Ломать голову                                 Не получить того, на что рассчитывал       Комар носа не подточит                 Жить дружно, в согласии             

Соедините фразеологизмы по их значению

  • Глаза на мокром месте                    Достигать взаимопонимания
  • С глазу на глаз                                  Часто плачет
  • Находить общий язык                     Узнал истинное положение
  • Глаза открылись                              Наедине
  • Уйти несолоно хлебавши               Думать, решать что-нибудь трудное
  • Душа в душу                    Не к чему придраться
  • Ломать голову                                 Не получить того, на что рассчитывал

      Комар носа не подточит                 Жить дружно, в согласии             

Подберите синонимичные фразеологизмы

Подберите синонимичные фразеологизмы

  • 1.Хоть пруд пруди 1.Ни то ни сё
  • 2.Как снег на голову 2.Куры не клюют
  • 3.Ни рыба ни мясо 3.Приводить в бешенство
  • 4.Рукой подать 4.Как гром среди ясного неба
  • 5.Доводить до белого коленья 5.В двух шагах
Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.  1.Жить душа в душу 1. Спустя рукава  2.Пруд пруди 2. Рукой подать  3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой  4.Засучив рукава 4.С гулькин нос Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы

Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.

1.Жить душа в душу 1. Спустя рукава

2.Пруд пруди 2. Рукой подать

3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой

4.Засучив рукава 4.С гулькин нос

Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.    Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал .  Кирилл целый день бездельничал .  Мы догадывались, что он нас обманывает .  Первого сентября Ульяна проснулась  очень рано .  Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались, что он нас обманывает . Первого сентября Ульяна проснулась

очень рано .

Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Выборочный диктант   ( выписать только фразеологизмы )

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы )

  • золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Определить толкование фразеологизмов. На птичьих правах – в один голос – испокон веку – тютелька в тютельку –  тяп-ляп – с гулькин нос – как сонная муха – засучив рукава –  временно (незаконно) вместе издавна точно кое-как мало медленно усердно

Определить толкование фразеологизмов.

  • На птичьих правах –
  • в один голос –
  • испокон веку –
  • тютелька в тютельку –
  • тяп-ляп –
  • с гулькин нос –
  • как сонная муха –
  • засучив рукава –

временно (незаконно)

вместе

издавна

точно

кое-как

мало

медленно

усердно

Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»

Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»

  • используя фразеологизмы:
  • набрать воды в рот,
  • повесить нос,
  • бить баклуши,
  • держать язык за зубами,
  • хлопать ушами,
  • ловить ворон. (5-7 предложений) .
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения (базовый уровень)
  • 2)    подготовить сообщение «История одного фразеологизма»   (повышенный уровень)
Оцени свою работу Не покладая рук Ни шатко ни валко Тяп да ляп Рука об руку Через пень колоду Засучив рукава В поте лица

Оцени свою работу

Не покладая рук

Ни шатко ни валко

Тяп да ляп

Рука об руку

Через пень колоду

Засучив рукава

В поте лица

Молодцы, ребята!  Спасибо за работу!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Автор: Вильчинская Ирина Михайловна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Примеры уроков-6 класс "
    ["seo_title"] => string(23) "primiery-urokov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423562222"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока в 6 классе "Путешествие  во Фразеологию" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-putieshiestviie-vo-frazieologhiiu"
    ["file_id"] => string(6) "235470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443715591"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства