kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства формирования регулятивных ууд на уроках русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная система «Школа 2100» предоставляет большие возможности для формирования всех универсальных  учебных действий, в том числе и регулятивных. Общая структура изложения содержания учебного материала по русскому языку в начальных классах такова, что дети получают возможность научиться поэтапному выполнению заданий и «пошаговому» контролю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства формирования регулятивных ууд на уроках русского языка в начальных классах»

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Образовательная система «Школа 2100» предоставляет большие возможности для формирования всех универсальных  учебных действий, в том числе и регулятивных. Общая структура изложения содержания учебного материала по русскому языку в начальных классах такова, что дети получают возможность научиться поэтапному выполнению заданий и «пошаговому» контролю.

Ученые отмечают, что главная роль в формировании универсальных действий  принадлежит учителю. Проектируя урок русского языка, нужно стараться предусмотреть такие средства, то есть методы, приемы, формы работы, чтобы на каждом этапе   уделялось внимание формированию регулятивных универсальных действий. Ребёнок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. [17;30]

Учебники по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой (ОС «Школа 2100») содержат лингвистический материал для формирования РУУД, который сопровождается условными обозначениями для учащихся. (Значок «Очки» - материал для наблюдения; знак «?!» - основной вопрос урока; цветные кружочки – задания на разфитие познавательных, коммуникативных, предметных и организационных, т.е. регулятивных умений) Кроме того, каждый параграф структурирован таким образом, что обеспечивает пошаговую деятельность учащихся по целеполаганию, планированию, прогнозированию, контролю и коррекции результатов [4;5;6;7].

Рассмотрим подробнее средства формирования регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с этапами деятельности учащихся по изучению темы урока.

1. Целеполагание.

Цель урока связана с его темой, поэтому на уроках важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям определение. Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке».

Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.

Первоначально цель урока также называет учитель, не забывая дать определение новому понятию: «Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся». «Я назову цель урока, а вы скажите, что нового мы узнаем сегодня на уроке. Итак, цель урока: познакомиться с новым звуком и буквой, научиться читать слоги и слова с новой буквой. Что мы должны узнать на уроке?» Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами [27].

Можно на данном этапе использовать прием «Мой портфель». На доске учитель рисует большой портфель. На столе раскладываются в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное место и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.

Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» .

З.А. Кокарева выделяет следующие приёмы организации принятия цели [ 17]:

- опора на личный жизненный опыт обучающихся;

- использование занимательного игрового материала;

- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

- моделирование цели урока, введение понятия «задача»;

- постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

2. Планирование и прогнозирование.

Формирование регулятивного УУД целеполагания тесно взаимосвязано с формированием умения планировать, которое происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

- обсуждение готового плана решения учебной задачи;

- работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- составление своего плана решения учебной задачи.

- для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника [21].

Ученые подчеркивают, что план урока или его этапа должен быть рабочим т. е. необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением целиоценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

3.Контроль, оценка и коррекция.

Контроль, по мнению ученых, заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому, контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения[22].

Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования, но они напрямую связаны друг с другом.

Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю, который обуславливается содержательной оценкой. Основная функция содержательной оценки заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия. Эти функции оценки связаны, прежде всего, с прогностической и рефлексивной формами оценки.[14]

На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.

Контрольно-оценочную деятельность можно представить в трёх направлениях:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;

  • контрольно-оценочная деятельность учащегося в отношении самого себя (самоконтроль, самооценка);

  • контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).

Формирование контрольно-оценочной деятельности обуславливается следующими методическими приёмами:

- работа с эталонами(актуально проводить на минутках чистописания, при написании соединений букв и буквосочетаний, диктантов и др.);

- письменные и устные обощённые вопросы;

- приём «Лесенка»;

- оценочная самостоятельность ;

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;

- прием «умные вопросы».[30;31]

Функцию контроля учитель частично может передать самим ученикам, формы контроля разнообразны: взаимопроверки, взаимооценивание, задания на рефлексию своей деятельности, самооценку. При таком подходе меняется отношение ребенка к ошибке: ученик понимает, что в любой нормальной познавательной деятельности ошибки неизбежны, и осознание и исправление своих ошибок есть основа глубокого усвоения изучаемого материала. Появляется заинтересованность в определении границ собственного знания: «Я знаю, что это я знаю, и знаю, чего я не знаю!» Учебная рефлексия стимулирует развитие ребенка: он учится сам ставить познавательные задачи, активно включает учителя в свою работу, делая запрос на необходимую ему информацию и помощь.

Ученые отмечают эффективность такого приема, как «Работа с эталонами», рассматривая его как основу содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с готовыми эталонами написания букв, записи слов и предложений, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.[27;31]

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.

Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – группа. [26]

Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в работе учителя по формированию регулятивных УУД.

Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы, пиктограммы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, план-конспект в 3 – 4 классах.[31]

Таким образом, формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока, во всех видах деятельности с применением разнообразных приемов. Обдумывая решение учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу. Рассмотренные приёмы и средства формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средства формирования регулятивных ууд на уроках русского языка в начальных классах

Автор: Соловей Наталья Викторовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Календарно-тематическое планирование уроков русского языка"
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "258168"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448455983"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства