Цель урока: создать условия для систематизации представлений о том, что такое звуки и буквы, в чем их различие; о гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; о делении слов на слоги, определении места ударения в слове.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Определение качественной характеристики звуков.
Развитие словарного запаса учащихся.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывание практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ученик строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе).
Оборудование урока: ученикам – маршрутный лист, ручка, карандаши и квадраты красного, зеленого, синего цвета.
Демонстрационный материал: проектор, компьютер, презентация, макет с изображением Бабки-Ёжки, конверт с письмом, квадраты красного, зеленого, синего цвета, магнитные звонки, колокольчик-звонок, магнитные доски, листы с загадками, фишки красного, синего и зеленого цвета для оценивания.
Раздаточный материал: маршрутный лист, таблички с именами, разноцветные полоски для работы в группах.
План урока:
-
Самоопределение к деятельности (оргмомент). (1 мин.)
-
Актуализация знаний. (5 мин.)
-
Постановка проблемы. (1мин.)
-
Разрешение проблемы.Систематизация имеющихся знаний (25 мин)
-
Самостоятельная работа с проверкой по образцу. (5 мин.)
-
Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Ход урока:
Этап урока
Содержание
Деятельность ученика
I.Самоопределение к деятельности (оргмомент). (1 мин.)
Всем - всем добрый день! Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
А учиться мы готовы?
Ножки на месте? Руки на месте? Локти у края? Спинка прямая?
- Молодцы!
- Сегодня на нашем уроке гости. Поприветствуйте их. Присаживайтесь.
- Если что-то спросить хотите, с места не кричите, только руку поднимите. Каждого из вас спрошу я, каждого из вас люблю я.
Готовность к уроку.
Приветствие гостей.
II. Актуализация знаний. (5 мин.)
- Часто к нам на урок приходят ёжики, зайчики и другие сказочные персонажи. Интересно, кто же пришел сегодня? (Открываю доску, а там – Баба-Яга).
Удивленно:
- Вот это гость… Баба-Яга – злой персонаж в сказках, а наша гостья похожа на злючку? (Нет.)
- Письмо какое-то еще принесла. (Беру конверт, читаю надпись.)
«Я озорная Бабка - Ёжка!
Живу в избушке на курьих ножках!
Ох, метла моя, метла!
Куда ж меня ты занесла?
Вот ведь транспорт мне достался!
Навигатор, что ль, сломался?!
В первый класс я полечу, там пятерку получу!
Я бабуля классная, это дело ясное!
Дорогие ребята первого «А» класса! Я очень хочу быть такой же грамотной, как вы. Помогите мне! Читайте мои задания по электронной почте! Вы задания выполните да перешлите ответы по почте на моё имя. Бабка-Ёжка.»
Письмо озвучивает хорошо читающий ученик.
III. Постановка проблемы. (1 мин.)
Слайд 2 с изображением страницы «Mail.ru».Текст: «Вы узнаете, какова тема вашего урока, если отгадаете кроссворд».
- Тема урока – «Звуки и буквы». Слайд 3
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.
- Какие буквы называются согласными? Приведите примеры.
Отгадывают слова кроссворда.
Называют отличия звуков от букв.
Дают определение гласным и согласным звукам, приводят примеры.
IV. Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний (25 мин)
Слайд 4: Баба- Яга с пословицей «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Проверка: Слайд 4 – пословица с выделенными красным цветом гласными буквами.
- Сколько в русском языке гласных букв? (10). А гласных звуков? (6).
- Почему гласных букв больше, чем звуков?
Слайд 5: Баба-Яга держит 2 квадрата – синий и зеленый, а рядом – гласные буквы.
- Ребята, как вы думаете, что забыла Баба-Яга? (Не может определить, какие гласные звуки обозначают твердость предшествующего согласного звука, какие – мягкость.)
- А сколько согласных букв в алфавите? (21)
-Что мы знаем о них? (Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки).
Слайд 6: Баба-Яга и много синих квадратиков. Надпись: «Задание №4».
- Прочтите предложения в задании 4. Подчеркните синим цветом буквы, обозначающие твердый согласный звук.
Проверка по слайду №7: Жизнь дана на добрые дела.
- Ребята, проверьте свои предложения. Наша гостья тоже выполнила это задание. Так ли у вас? (На слайде допущены ошибки в определении твердых согласных звуков. Дети исправляют ошибки, по щелчку на слайде они тоже исправляются.)
Слайд 8: Баба-Яга и много зеленых квадратиков. Предложение: Добрые дела красят человека.
- Задание №5: подчеркнуть зеленым цветом буквы, обозначающие мягкий согласный звук.
Проверка по слайду 9: допущены ошибки в определении мягких согласных звуков. Дети исправляют ошибки, по щелчку на слайде они тоже исправляются.
Слайд 8: Баба-Яга держит в руках звонок.
- Что же теперь хочет знать наша ученица?
Дети называют слова. Если в слове есть звонкий согласный, вызванный ученик звонит в колокольчик, называя звонкий звук.
Слайд 11: Баба-Яга танцует. Физминутка.
Раздайся, народ!
Детвора плясать идет.
А я сяду, посижу,
На их танец погляжу!
Словарная работа.
Запись словарных слов (в рабочих листах).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста - (извините).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «Простите, … (пожалуйста).
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
Взаимопроверка: Слайды 12-13 со словами спасибо, извините, пожалуйста, до свидания. Ребята меняются листами, проверяют друг у друга правописание слов.
Выполняют задание №2 в рабочих листах: подчеркивают красным карандашом гласные буквы.
2 ученика работают у доски, остальные выполняют задание №3 в рабочих листах.
Читают предложе- ния в задании №4. Подчеркивают си-ним цветом буквы, обозначающие твер-дый согласный звук.
Исправляют ошиб-ки, допущенные на слайде.
Подчеркивают бук-вы, обозначающие мягкий согласный звук. Исправляют ошибки, допущен-ные на слайде.
Называют слова, а вызванный ученик звонит в колокольчик, называя первый звонкий звук.
Музыкальная физминутка.
Отгадывают загадки. Записывают словарные слова в рабочих листах.
V.Самостоятельная работа в группах с проверкой ( 5 мин.)
Составление звуковых схем слов (групповая работа)
Слайд 14: Баба-Яга держит в руках разноцветные полоски – оранжевую, жёлтую, голубую, зелёную.
Сяду рядышком на лавку.
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей, погляжу.
- Ребята, у каждого из вас на парте есть полоска оранжевого, жёлтого, синего или зелёного цвета. Найдите в классе лист вашего цвета, пройдите к нему. На листе загадка. Прочтите ее вместе, отгадайте. Составьте из данных квадратов синего, зеленого, красного цвета схему отгадки. Обозначьте звонкий согласный звук, разделите слово на слоги, поставьте ударение.
Загадки:
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)
Объединяются в группы.
Работа в группах: читают и отгадывают загадки, составляют схему отгадки, обозначают ударение, делят слово на слоги.
Защищают работу своей команды ученики, у которых на оборотной стороне цветной полоски нарисована Бабка-Ёжка.
VI.Подведение итогов.
Рефлексия (3 мин.)
- Ребята, чему учились на уроке и учили нашу гостью?
Слайд 15: Баба-Яга со свитком.
- Послание от Бабки-Ёжки: (читаю)
Хоть трудны вопросы были,
Но Яге вы удружили.
На вопросы отвечали,
Значит, много вы узнали.
Со спокойною душой
Могу отправиться домой.
- Будет сегодня, что рассказать друзьям, будет, чем похвастаться – вон с какими интересными ребятами познакомилась. Скажу им: Слайд 16
Не ходи за мной, Кащей, ты не нужен мне вообще!
Я теперь уже не та – в школе очень занята! Змей Горыныч, не звони, меня в гости не мани –
Никуда я не хожу, над уроками сижу!
Не сижу я на печи, не пеку я калачи,
Чаю некогда попить, - надо азбуку учить!
- Спасибо, что помогли мне узнать много нового и полезного. Еще когда-нибудь встретимся. До свидания!
- У вас на парте лежат таблички с вашими именами. Если вы считаете, что поработали на уроке отлично, прикрепите табличку к красному квадратику; если хорошо – к зеленому; если надо еще постараться – к синему.
- Поднимите руку, у кого красная фишка. Вы работали сегодня на «отлично».
- У кого зеленая фишка? Вы тоже потрудились хорошо.
- У кого синяя фишка? Вы молодцы, но нужно еще постараться.
Отвечают.
Самооценка деятельности на уроке.