Тема урока: Фонетика. Фонетические единицы. Ударение
Вид урока: урок повторения и обобщения изученного.
Тип урока – смешанный (комбинированный)
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике.
2. Закрепить умение находить основные звуковые процессы
в слове.
3. Совершенствовать навыки фонетического разбора.
Обеспечение занятия: презентация, раздаточный материал, тесты
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
3. Актуализация знаний о фонетике
1) Фронтальный опрос
- Что изучает фонетика?
- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?
(Графика.)
- Чем различаются буква и звук? Совпадают ли в русском языке буквы и звуки?
(Букву видим и пишем, звук произносим и слышим. В русском языке 33 буквы, и 43 звука- 6 гласных, 37 согласных.)
- Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.
( Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)
2) Соотношение буквы и звука. Закрепление.
Задание. Установите, сколько звуков в словах. Определите, какие звуки различают слова в парах.
Долг-толк, бровь-кровь, шил-жил, слон-слог, мел-мёл-мил, каска-сказка,нога-ноша, заря-зря, сел-съел
3)Классификация гласных и согласных звуков
- На какие две группы делятся все звуки речи? (гласные и согласные)
В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?
( При образовании гласных звуков голосовые связки напряжены. Воздушная струя колеблет их, а затем проходит через полость рта, не встречая в ней преград. При образовании согласных воздушная струя встречает какие-либо преграды, образованными органами речи. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)
(Повторение по схемам, представленных в презентации. Обращается внимание на то, что гласные и согласные звуки имеют сильную и слабую позицию, что некоторые согласные не имеют пар по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Рассмотреть закон оглушения и озвончения согласных звуков. Схемы переписать)
Закрепление 1. Творческая работа.
.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими? Составить предложения
(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)
2. Распределительный диктант с взаимопроверкой. Задание. В первый столбик выписать слова, где е,ё, ю,я обозначают 2 звука, а во второй – 1 звук и мягкость предшествующего согласного
(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют
3. Тестирование
Задание. Коллективная работа. Из четырех вариантов ответа выберете один.
1. В каком слове букв меньше, чем звуков?
а) бельё
б) идея
в) весёлый
г) идеальный
1. В каком слове все согласные глухие?
а) пешеход
б) косьба
в) мороженое
г) шуршать
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) бульон
б) ёлка
в) молодая
г) рожь
3. В каком слове все согласные мягкие?
а) рисунок
б) ученики
в) магазин
г) железо
4. В каком слове все согласные звонкие?
а) молодой
б) вездеход
в) рассказ
г) водопад
5. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) работящий
б) интерес
в) воскресенье
г) нездоровится
6. В каком слове все согласные твёрдые?
а) огненный
б) новогодний
в) живут
г) рыночный
Ключ: 1б, 2а, 3а, 4б, 5а, 6г, 7в.
4). Ударение.
Выделение одного из слогов в слове произношением с большей силой, длительностью, четкостью называют ударением. Ударным в русском языке может быть только гласный звук. Ударение помогает ощутить слово как целостную единицу.
(Функции и особенности русского ударения – презентация)
Закрепление
1). Работа с учебником.
2. Самостоятельная работа
Задание. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.
Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.
(Изменённый – изменена?, изменён, изменено?, изменены?. Нанесённый - нанесена?, нанесён, нанесено?, нанесены?. Начатый - начата?, на?чат, на?чато, на?чаты. Приведённый - приведена?, приведён, приведено?, приведены?. Принятый – принята?, при?нят, при?нято, при?няты.)
5. Обобщение изученного.
Тестирование по вариантам
Вариант № 1по теме «Фонетика»
. 1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?
1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём
2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.
1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]
3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.
1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]
4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?
5. В каком слове нет звука [с]?
1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце
6. В каком слове все согласные мягкие?
1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни
7. В каком слове произносится звук [т]?
1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть
8. В каком слове нет звука [ы]?
1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа
Ключ.
1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4;
ВАРИАНТ № 2 по теме «Фонетика.Орфоэпия»
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?
1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты
2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?
1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд
3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?
1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать
4. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]
5. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]
6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]
7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:
1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети
8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:
1)срок 2) период 3) кровью
Ключ. 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание.
Составьте тесты (10 заданий) по теме «Фонетика» по образцу тестов и заданий, выполненных на уроке.