kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Фонетика. Фонетические единицы. Ударение

         Вид урока:  урок  повторения и обобщения изученного.

           Тип урока – смешанный (комбинированный)

Цель урока:

1.       Обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике.

2.       Закрепить умение находить основные звуковые процессы

в слове.

3.       Совершенствовать навыки фонетического разбора.

Обеспечение занятия: презентация, раздаточный материал, тесты

Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Постановка цели урока

3.      Актуализация знаний о фонетике

1)      Фронтальный опрос

- Что изучает фонетика?

- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

(Графика.)

- Чем различаются буква и звук? Совпадают ли в русском языке буквы и звуки?

(Букву видим и пишем, звук  произносим и слышим.  В русском языке 33 буквы, и 43 звука- 6 гласных, 37 согласных.)

- Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры.

 ( Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)

2)      Соотношение буквы и звука. Закрепление.

 Задание. Установите, сколько звуков в словах. Определите, какие звуки различают  слова в парах.

Долг-толк, бровь-кровь, шил-жил, слон-слог, мел-мёл-мил, каска-сказка,нога-ноша, заря-зря, сел-съел

3)Классификация гласных и согласных звуков

- На какие две группы делятся все звуки речи? (гласные и согласные)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?

( При образовании  гласных звуков голосовые связки напряжены. Воздушная струя колеблет их, а затем проходит через полость рта, не встречая в ней преград. При образовании согласных воздушная струя  встречает какие-либо преграды, образованными органами речи. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

 (Повторение по схемам, представленных в презентации. Обращается внимание на то, что  гласные и согласные звуки имеют сильную и слабую позицию, что некоторые согласные не имеют пар по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Рассмотреть закон оглушения и озвончения согласных звуков. Схемы переписать)

Закрепление 1.  Творческая работа.

.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими? Составить предложения

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

2. Распределительный диктант с взаимопроверкой.  Задание. В первый столбик выписать слова, где е,ё, ю,я обозначают 2 звука, а во второй – 1  звук и мягкость предшествующего согласного

 (Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют

3. Тестирование

Задание. Коллективная работа.  Из четырех вариантов ответа выберете один.

1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

а) бельё

б) идея  

в) весёлый

г) идеальный

1.       В каком слове все согласные глухие?

а) пешеход

б) косьба

в) мороженое

г) шуршать

2.       В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) бульон

б) ёлка

в) молодая

г) рожь

3.       В каком слове все согласные мягкие?

а) рисунок

б) ученики

в) магазин

г) железо

4.       В каком слове все согласные звонкие?

а) молодой

б) вездеход

в) рассказ

г) водопад

5.       В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) работящий

б) интерес

в) воскресенье

г) нездоровится

6.       В каком слове все согласные твёрдые?

а) огненный

б) новогодний

в) живут

г) рыночный

Ключ: 1б, 2а, 3а, 4б, 5а, 6г, 7в.

4). Ударение.

Выделение одного из слогов в слове произношением с большей силой, длительностью, четкостью называют ударением. Ударным в русском языке может быть только гласный звук. Ударение помогает ощутить слово как целостную единицу.

(Функции и особенности русского ударения – презентация)

Закрепление

1). Работа с учебником.

2. Самостоятельная работа

Задание. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена?, изменён, изменено?, изменены?. Нанесённый - нанесена?, нанесён, нанесено?, нанесены?. Начатый - начата?, на?чат, на?чато, на?чаты. Приведённый - приведена?, приведён, приведено?, приведены?. Принятый – принята?, при?нят, при?нято, при?няты.)

5.      Обобщение изученного.

Тестирование по вариантам

Вариант № 1по теме «Фонетика»

. 1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]

4. Сколько звуков [ц] в предложении: «Наша сокурсница собирается отправиться в Братск»?

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть

8. В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа

Ключ.

1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4;

 ВАРИАНТ № 2 по теме «Фонетика.Орфоэпия»

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети

8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:

1)срок 2) период 3) кровью

Ключ. 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание.

Составьте тесты (10 заданий) по теме «Фонетика» по образцу тестов и заданий,  выполненных на  уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Фонетика" »

Фонетика  (опорные схемы) Преподаватель русского языка и литературы Червонная З.Д.

Фонетика (опорные схемы)

Преподаватель русского языка и литературы Червонная З.Д.

Цель

Цель

  • Дать представление о фонетических единицах
  • Выявить орфоэпические нормы
  • Проследить взаимосвязь фонетики и звукописи
Фонетика – наука о языке, изучающая звуки речи Звуки речи делятся на  гласные согласные  (голос) (голос, шум)

Фонетика – наука о языке, изучающая звуки речи

Звуки речи делятся на

гласные согласные

(голос) (голос, шум)

Гласные звуки бывают  Ударные безударные  А,О,У,И,Ы,Э

Гласные звуки бывают

Ударные безударные

А,О,У,И,Ы,Э

с точки зрения произношения рассмотрим двойную роль букв Е,ё,Ю,Я 1.ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ  ОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАСНОГО  М Я ТА - [М’ А ]ТА  Т Ю ЛЬ - [Т’ У ]ЛЬ  Т Е МНЫЙ - [Т’ О ]МНЫЙ  Р Е ЧКА – [Р’ Э ]ЧКА1.

с точки зрения произношения рассмотрим двойную роль букв Е,ё,Ю,Я

1.ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ

  • ОБОЗНАЧАЮТ 1 ЗВУК И МЯГКОСТЬ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАСНОГО

М Я ТА - [М’ А ]ТА

Т Ю ЛЬ - [Т’ У ]ЛЬ

Т Е МНЫЙ - [Т’ О ]МНЫЙ

Р Е ЧКА – [Р’ Э ]ЧКА1.

2.ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА 1. НАЧАЛО СЛОВА ЕЛЬ - [ Й’Э ] ЛЬ  ЕЛКА - [ Й’О ] ЛКА ЮЛА - [ Й’У ] ЛА ЯМА - [ Й’А ] МА 2 . ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ   ПЕНИЕ - ПЕНИ [ Й’Э ] ХИМИЯ - ХИМИ[ Й’А ] 3. ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь   СЪМКА - СЪ[ Й’О ] МКА  СЕМЬЯ -СЕМЬ[ Й’А ]

2.ОБОЗНАЧАЮТ 2 ЗВУКА

1. НАЧАЛО СЛОВА

ЕЛЬ - [ Й’Э ] ЛЬ

ЕЛКА - [ Й’О ] ЛКА

ЮЛА - [ Й’У ] ЛА

ЯМА - [ Й’А ] МА

2 . ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ

ПЕНИЕ - ПЕНИ [ Й’Э ]

ХИМИЯ - ХИМИ[ Й’А ]

3. ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ и Ь

СЪМКА - СЪ[ Й’О ] МКА

СЕМЬЯ -СЕМЬ[ Й’А ]

В безударном положении Гласные  обозначают  Е   [и] о  - [а]  А  р е ка - р [и] ка ст о га - ст [а] га  п я так – п [и] так

В безударном положении

  • Гласные

обозначают

Е

[и] о - [а]

А

р е ка - р [и] ка ст о га - ст [а] га

п я так – п [и] так

При стечении согласных происходят следующие изменения 1. Тся – [ца] смее тся смее [ца]  ться - [ца] би ться би [ца] 2. Свистящие и шипящие Жд  до жд ь до [щ’] Сч [щ] сч ет [щ’] ет Зч  во зч ик – во[ щ ’]ик Чн - [ ш] було чн ая – було [ш] ная

При стечении согласных происходят следующие изменения

1. Тся – [ца] смее тся смее [ца]

ться - [ца] би ться би [ца]

2. Свистящие и шипящие

Жд до жд ь до [щ’]

Сч [щ] сч ет [щ’] ет

Зч во зч ик – во[ щ ’]ик

Чн - [ ш] було чн ая – було [ш] ная

аллитерация

аллитерация

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи Например: Ш и п е н ье п е н истых бокалов И п ун ш а п ламень голубой.
  • А. С. Пушкин
Согласные звуки подразделяются на  глухие звонкие   твердые мягкие

Согласные звуки

подразделяются на

глухие звонкие

твердые мягкие

Выделяют Пары по глухости/ звонкости Звонкие Б д з ж г в Глухие П т с ш к ф

Выделяют Пары по глухости/ звонкости

Звонкие Б д з ж г в

Глухие П т с ш к ф

  • Не имеют парных глухие х, ц, ч’, щ’
  • Не имеют парных звонкие л, м, н, р, й’
Пары по твердости/мягкости Б в г д з к л м н п р с т ф х Б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’т’ ф’х’

Пары по твердости/мягкости

Б в г д з к л м н п р с т ф х

Б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’т’ ф’х’

  • Не имеют пар твердые звуки ц, ж, ш
  • Не имеют пар мягкие звуки ч’, щ’, й’
Сильная позиция

Сильная позиция

  • У гласных - под ударением
  • С о сна – с о сны
  • У согласных – перед гласным
  • Сне г – сне г а
  • Коро в ка - коро в а
Закон оглушения согласных звуков 1. Конец слова Гри б – гри[ п ]  гла з - гла [ с ] 2. Звонкий звук перед глухим Короб к а - коро[ п ] к а Лож к а - ло[ ш ] к а

Закон оглушения согласных звуков

  • 1. Конец слова

Гри б – гри[ п ]

гла з - гла [ с ]

  • 2. Звонкий звук перед глухим

Короб к а - коро[ п ] к а

Лож к а - ло[ ш ] к а

Изобразительные средства языка

Изобразительные средства языка

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи Например: Ш и п е н ье п е н истых бокалов И п ун ш а п ламень голубой.
  • А. С. Пушкин
ассонанс Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного : повторение гласных  звуков У наших у шки на мак у шке!  Ч у ть у тро осветило п у шки  И леса синие верх у шки —  Франц у зы т у т как т у т. Ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы» [1] .

ассонанс

Ассонансприём фонической организации текста, особенно стихотворного : повторение гласных звуков

У наших у шки на мак у шке! Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки — Франц у зы т у т как т у т.

Ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы» [1] .

звукопись Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи . В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи:

звукопись

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи .

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи:

  • а) повтор звука: « Воро н карк н ул на сос н у,/ Тро н ул со нн ую стру н у » (А. Блок);
  • б) повтор фонетически близких звуков: « Ш ур ш ит вода по у ш ам, и, ч ирикнув,/ На цыпо ч ках ска ч ет ч иж » (Б. Пастернак)
  • ;в) противопоставление фонетически контрастных звуков: « В етер в еет и в ьётся украдками/ Меж в етвей, над в одой наклонённых, / Ш е в еля тяжёлыми складками/ Ш елко в зелёных » (М. Волошин);
  • г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: « В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван , /Тащился » (И. Крылов).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Фонетика"

Автор: Червонная Зинаида Дмитриевна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация и план урока по теме "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-i-plan-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "165284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422792693"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietika-i-orfoepiia"
    ["file_id"] => string(6) "137131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417273795"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "124654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414760169"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства