kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фонетика – наука о звуках».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с презентацией составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Фонетика - наука о звуках" составлен с целью повторить и обобщить материал по данным разделам лингвистики; сообщить учащимся о том , что изучают фонетика и графика, чем  отличаются гласных звуки от согласных. Этот урок совершенствует навыки правописания, дает представление о смыслоразличительной роли звука, тренирует пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова и формирует понятие о речевом аппарате человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика – наука о звуках»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Фонетика – наука о звуках.

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Пиндюрина Елена Викторовна

Место работы

МКОУ «Алявская ООШ», Еланского района Волгоградской области

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык и литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Урок №70 «Фонетика – наука о звуках».

( первый урок по теме)

Базовый учебник

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова

  1. Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; сообщить, что изучают фонетика и графика, чем отличаются гласные от согласных звуков; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи; дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова и формировать понятие о речевом аппарате человека.


9. Задачи:

- обучающие: научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные

( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим, фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

-развивающие: развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных

звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над

формированием навыков грамотного письма;

-воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  1. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная

  2. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, Internet

  3. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Вре-мя

(в мин.)


1.

Орг.момент


Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию

Готовят к уроку рабочее место

1мин.

2.

Работа с эпиграфом (высказыва-ние Н.В. Гоголя о языке):


Электронный портрет

(№1)

Презентация на интерактив-ной доске

( слайд 1)

Презентация. Слайд 1 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и от­тенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?

Слушают и отвечают на вопрос учителя









2мин.

3.

Актуализа-ция опорных знаний. Введение в тему


Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить?

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

Ученики отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

о звуках

фонетика



Запись темы урока в тетрадях.


2 мин

4.

Постановка цели.

Слайд 2

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?

2.Что должны уметь различать?

Ученики отвечают:

- Предмет изучения фонетики.

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки

2 мин.

5.

Словарная работа.



























Работа с толковым словарем




Работа с фразеологическим словарем

















Электронный словарь №4, №5


Предлагает отгадать загадки:

1) Отгадайте загадки:

- Летом наедается, зимой высыпается.

- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

Дает письменное задание

2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь?

4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

Медвежьи объятия.

Медвежья услуга.

- Объясните смысл оборотов.

- Запишите тот, который вам больше понравился.

Отгадывают загадки


Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы







Работают со словарем





Объясняют значение фразеологичес-ких оборотов


Записывают в тетрадь понравившийся фраз. оборот

5 мин.

5.

Введение в тему





































Изучение нового материала













Орфоэпическая работа







Слайд 4


Электронный словарь №4
























Слайд 5




Учитель:

Я приглашаю вас в королевство «Фонетика».

Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты.


Объясняет новый материал.

Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Ученики играют со словами:

Дом-том,

Дом-дым,

Кот-кит,

Мир-мор





Работа учащихся с толковым словарем


Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н]






7

мин.

6.


















































Физкультур-

ная минутка














































Слайд 6

Электронные картинки №2, 3

Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

 КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Учитель ставит вопрос:

-Какие буквы здесь перепутались?

-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки

Дети движениями изображают содержание стихотворения.










































О и И


ка, и, о, тэ



3 мин.

7.

Обобщение и закрепление изученного материала

Слайд 7

Учитель предлагает поиграть с фонемами

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

 


полученные пары слов ученики записывают в тетради:

Всласть-власть,

Краска-каска,

Склон-слон,

Полк-пол,

Тепло-тело,

Беда-еда,

Экран-кран

рубка-трубка,

дар-удар,

стол-столб,

клад - склад, уклад-оклад,

лапа - лампа,

шар-шарф,

усы-бусы,

укус-уксус

ногти-когти,

булка-будка,

лапка-лавка,

зубы-дубы,

киска-миска,

галка-палка,

орел -осел,

норка-корка,

клин-блин,

тоска-доска,

полено-колено,

рамочка-

дамочка



7 мин.

8.

Работа с таблицей

Слайд 8

Электронный учебный модуль №6

Учитель проектирует на интерактивную доску таблицу и предлагает работу с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи.

Изучают таблицу

3 мин.

9.

Орфоэпическая работа

Слайд 9

Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. (слайд №8)

2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.

3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь

Устно работают со словами, расставляя ударения

2 мин.

10.

Самостоятельная работа

Электронный учебный модуль №7

Организует дифференцированную работу

Задания:1 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 вариант.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

3. Работа с компьютерным тренажером

Учащиеся выполняют в тетрадях разноуровневые задания











Работают с интерактивной доской

5 мин.

11.

Итог урока.


Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

• Ь и Ъ – звуков не обозначают;

• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?


Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

4 мин.

12.

Рефлексия


Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

- Спасибо за урок!

Работают с карточками, лежащими на партах

1 мин.







Приложение к плану-конспекту урока

« Фонетика»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронный портрет

иллюстрация

Портрет Н.В.Гоголя

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.museum.ru/

2

Электронная картинка

иллюстрация

Картинка кота

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://img.crazys.info/files/i/2012.5.18/1178709601_kot1.jpg&imgrefurl=http://

3

Электронная картинка

иллюстрация

Картинка кита

http://www.posternazakaz.ru/shop/makeframe/91438/601/82/

4

Электронный словарь

Учебные словари

словари

http://www.google.ru/search?hl=ru&q=gramota.ru&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%B2+Google&lr=

5

Электронный словарь

Учебные словари

Фразеологический словарь. Крылатые выражения

http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/

6

Электронный учебный модуль

Интерактивные таблицы

Таблица «Звуки речи»

http://repetitor-russ.ru/zvuki-rechi-tablica/

7

Электронный учебный модуль

Компьютерный тренажер

тест

http://guman.150shelkovo011.edusite.ru/DswMedia/test.doc



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку русского языка Пиндюриной Е.В.»

Урок русского языка в 5 классе Учитель: Пиндюрина Елена Викторовна МКОУ «Алявская ООШ»

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Пиндюрина Елена Викторовна

МКОУ «Алявская ООШ»

Предметные: 1) восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; 2) дать понятие о классификации звуков; 3) формировать умение классифицировать звуки Метапредметные: 1) учить слушать учителя и друг друга; 2) обучать смысловому чтению; 3)развивать умение работать индивидуально и в группе; 4)развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя литературный язык и терминологию;  5)закрепить умение обобщать изученный учебный  материал;  6) развивать умение работать с различными словарями и  таблицей  Личностные:  1)воспитывать любовь к родному языку и художественному слову;  2) прививать языковое чутье;  3) формировать самостоятельную дисциплину при выполнении заданий, навыки контроля и самоконтроля  

Предметные:

1) восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела;

2) дать понятие о классификации звуков;

3) формировать умение классифицировать звуки

Метапредметные:

1) учить слушать учителя и друг друга;

2) обучать смысловому чтению;

3)развивать умение работать индивидуально и в группе;

4)развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя литературный язык и терминологию;

5)закрепить умение обобщать изученный учебный

материал;

6) развивать умение работать с различными словарями и

таблицей

Личностные:

1)воспитывать любовь к родному языку и художественному слову;

2) прививать языковое чутье;

3) формировать самостоятельную дисциплину при выполнении заданий, навыки контроля и самоконтроля

 

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»  Н.В.Гоголь

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

Н.В.Гоголь

1. Особенности звуков речи. 2. Предмет изучения фонетики. 3. Цели изучения фонетики в школе. 4. Назначение транскрипции.

1. Особенности звуков речи.

2. Предмет изучения фонетики.

3. Цели изучения фонетики в школе.

4. Назначение транскрипции.

Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел.   КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит.   КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше.

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

  КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

  КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз...   Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил,   В сказке буквы переставил.   Переправил «КИТ» на «КОТ»,   «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Б. Заходер

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

  Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

  В сказке буквы переставил.

  Переправил «КИТ» на «КОТ»,

  «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Б. Заходер

Выучить правило, параграф 49; Выполнить упражнение № 258.
  • Выучить правило, параграф 49;
  • Выполнить упражнение № 258.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Фонетика – наука о звуках».

Автор: Пиндюрина Елена Викторовна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки."
    ["seo_title"] => string(78) "poniatiie-o-fonietikie-obrazovaniie-zvukov-riechi-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "277819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452974942"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Лингвистика – это увлекательная наука "
    ["seo_title"] => string(39) "linghvistika-eto-uvliekatiel-naia-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "243312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445693640"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация и план урока по теме "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-i-plan-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "165284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422792693"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Языковой анализ текста Аспект фонетики, орфоэпии, орфографии. Аспект орфографии, морфемики и словообразования"
    ["seo_title"] => string(80) "iazykovoi_analiz_tieksta_aspiekt_fonietiki_orfoepii_orfoghrafii_aspiekt_orfoghra"
    ["file_id"] => string(6) "372691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482479997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства