( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим, фразеологическим словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вре-мя (в мин.) |
1. | Орг.момент | | Проверка готовности к уроку, готовность к восприятию | Готовят к уроку рабочее место | 1мин. |
2. | Работа с эпиграфом (высказыва-ние Н.В. Гоголя о языке): | Электронный портрет (№1) Презентация на интерактив-ной доске ( слайд 1) | Презентация. Слайд 1 Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» Задает вопрос: Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке? | Слушают и отвечают на вопрос учителя | 2мин. |
3. | Актуализа-ция опорных знаний. Введение в тему | | Учитель задает вопрос: Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. | Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: о звуках фонетика Запись темы урока в тетрадях. | 2 мин |
4. | Постановка цели. | Слайд 2 | Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать? 2.Что должны уметь различать? | Ученики отвечают: - Предмет изучения фонетики. - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки | 2 мин. |
5. | Словарная работа.
Работа с толковым словарем Работа с фразеологическим словарем | Электронный словарь №4, №5 | Предлагает отгадать загадки: 1) Отгадайте загадки: - Летом наедается, зимой высыпается. - Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Дает письменное задание 2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. 3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? 4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.) 5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске: Медведь на ухо наступил. Медвежьи объятия. Медвежья услуга. - Объясните смысл оборотов. - Запишите тот, который вам больше понравился. | Отгадывают загадки Записывают в тетради слово, ставят ударение, выделяют орфограммы Работают со словарем Объясняют значение фразеологичес-ких оборотов Записывают в тетрадь понравившийся фраз. оборот | 5 мин. |
5. | Введение в тему
Изучение нового материала Орфоэпическая работа | Слайд 4 Электронный словарь №4 Слайд 5 | Учитель: Я приглашаю вас в королевство «Фонетика». Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Объясняет новый материал. Не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема. | Ученики играют со словами: Дом-том, Дом-дым, Кот-кит, Мир-мор Работа учащихся с толковым словарем Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема - [н] | 7 мин. |
6. | Физкультур- ная минутка | Слайд 6 Электронные картинки №2, 3 | Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие буквы здесь перепутались? -Назовите буквы в слове КИТ, КОТ, а теперь звуки | Дети движениями изображают содержание стихотворения. О и И ка, и, о, тэ | 3 мин. |
7. | Обобщение и закрепление изученного материала | Слайд 7 | Учитель предлагает поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка | полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад - склад, уклад-оклад, лапа - лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел -осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка | 7 мин. |
8. | Работа с таблицей | Слайд 8 Электронный учебный модуль №6 | Учитель проектирует на интерактивную доску таблицу и предлагает работу с интерактивной гипертекстовой четырехуровневой таблицей, демонстрирующей классификацию слов по самостоятельным и служебным частям речи. | Изучают таблицу | 3 мин. |
9. | Орфоэпическая работа | Слайд 9 | Дает задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. (слайд №8) 2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн. 3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн. 4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь | Устно работают со словами, расставляя ударения | 2 мин. |
10. | Самостоятельная работа | Электронный учебный модуль №7 | Организует дифференцированную работу Задания:1 вариант. Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 2 вариант. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 вариант. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 3. Работа с компьютерным тренажером | Учащиеся выполняют в тетрадях разноуровневые задания Работают с интерактивной доской | 5 мин. |
11. | Итог урока. | | Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания | 4 мин. |
12. | Рефлексия | | Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. - Спасибо за урок! | Работают с карточками, лежащими на партах | 1 мин. |