1.Оформление тетради. Целеполагание. 2. Подготовка к восприятию материала. - Назовите учебные предметы. Какие науки они изучают? - По толковому словарю установите, что такое наука? - Какие науки вам интересны? - Какие доказательства вы можете привести, что лингвистика – это наука. 3. Систематизация материала. А) Работа с таблицей. Разделы науки о языке | Единицы изучения | 1. | | 2. | | 3. | | 4. | | 5. | | 6. | | 7. | | 8. | | 9. | | 10. | | Задание: вспомните разделы о языке и их единицы изучения и заполните таблицу. В случае затруднения обращайтесь к содержанию учебника. На данном материале постройте устное высказывание. Б) Конкурс знатоков Подумайте, как можно объяснить лингвистический смысл пословицы. Перед каким разделом языкознания вы бы поставили её эпиграфом? Почему? 1.Сначала аз да буки, а затем и науки. 2. Яблочко от яблони недалеко падает. 3. Что написано пером, то не вырубишь топором. 4. Красна птица пером, а человек – словом. 5. Грамматике учиться всегда пригодится. В) Лингвистическая разминка - Секреты фонетики. Задание: проследите, как меняется смысл слова, если к исходному слову добавить один звук или несколько звуков. Запишите полученные слова в тетради. На основе наблюдений сделайте вывод о роли звуков в речи. ЕСТЬ [В, Ж, Л, М, Т, Ш, Ч, ПОВ, СОВ… ] - Загадки слов. Задание: запишите транскрипцию слов. Какие новые слова получатся, если прочитать транскрипцию в обратном порядке? лён [ноль] люк [куль] лоб [пол] мог [ком] Какие фонетические процессы встретились вам? Г) Лексическая работа. Задание: объясните лексическое значение слова КРАСНОРЕЧИЕ разными способами. Проверьте себя по толковому словарю. Расскажите, как строится словарная статья в этом словаре? - Кто больше? Приведите примеры словосочетаний с многозначным словом. Замените синонимами прилагательное в каждом словосочетании. Холодный (-ая, -ое, -ые): вода, сердце, утро, взгляд, комната, глаза Д) Работа с текстом. (1) Языкознание имеет долгую историю развития. (2) Люди всегда думали, как при общении лучше выразить свою мысль, какими словами можно убедить собеседника. (3) С появлением письма возникли новые трудности, которые связаны с обучением грамоте. (4) Когда люди общались с другим племенем или осваивали чужой язык, они задумались об устройстве языка. (5) В языке постепенно подмечались закономерности и формулировались языковые правила. Система заданий к тексту: - озаглавьте текст, определите тип речи, - найдите однокоренные слова, запишите их поморфемно, - используя опорную таблицу, расскажите о морфемах русского языка. - сгруппируйте слова по правописанию корня, - в предложении 5 назовите самостоятельные части речи, укажите языковые признаки изученных частей речи, - подберите синоним к слову ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика), что вы знаете о происхождении данного слова? - в предложении 3 объясните знаки препинания. Е) Систематизация материала по орфографии и пунктуации. - С какими орфографическими и пунктуационными правилами вы встретились в данном тексте? - Какие правила у вас вызвали затруднение? Ж) Лингвистический турнир - Расскажите об учёном-лингвисте на основе подготовленной презентации. - Составьте терминологический кроссворд, предварительно объясните значение этого слова. - Расскажите об изобразительных возможностях языка. Отберите примеры, необходимые для иллюстрации. - Подготовьте шутливые рисунки (2-3), в которых обыгрывается фразеологизм. Объясните их значение. З) Творческая работа. Сочинение-миниатюра на тему «Мой учебник русского языка» Образцы ученических работ Шестнадцать тайн русского языка Учебник русского языка познакомил нас с шестнадцатью удивительными тайнами нашего языка. Тайна первая – фонетика. Тайна звуков и букв. Секреты транскрипции. Семья гласных и согласных: звонких и глухих, твёрдых и мягких, ударных и безударных. Тайна вторая - орфоэпия, правильная речь, произношение звуков. Тайна третья – графика, начертание букв азбуки. Тайна четвёртая – морфемика, значимые части слова, их языковые значения. Пятая – лексикология. Словарный запас. Толковые словари. Синонимы, антонимы, омонимы. Шестая тайна – орфография. Строгие правила правописания слов. Седьмая тайна – морфология, наука о частях речи. Одна из красивых тайн восьмая – культура речи. Правила литературного языка нашего времени. Тайна девятая – синтаксис, наука о сочетании слов именных и глагольных в словосочетания и предложения, о жизни членов предложения: подлежащем, сказуемом, определении, дополнении, обстоятельствах места, времени. О предложении и его видах. Тонкая десятая тайна – пунктуация, хороша знающая повадки знаков препинания. Важное семейство точки, запятой, двоеточия, многоточия, знаков вопроса и восклицания, тире, скобок, кавычек. Одиннадцатая тайна – текстоведение. Тайна двенадцатая – образование слов: имён существительных, прилагательных, глаголов. Тринадцатая тайна – фразеология. Устойчивые выражения. Тайны четырнадцатая, пятнадцатая, шестнадцатая связаны с именем существительным, прилагательным, его величеством глаголом, их морфологическими признаками и синтаксической ролью. Все эти тайны из мира лингвистики, науки о языке. Теперь мы их знаем. Так приятно исследовать эти тайны на наших уроках. Как таинствен, мудр и красив наш язык. Слава ему и народу русскому! Волковский Никодим Мой учебник русского языка В пятом классе, изучая русский язык, я научился многому благодаря не только учительнице, но и учебнику. В учебнике были представлены такие разделы, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексикология, морфология, текстоведение, синтаксис, пунктуация. Из этих разделов лингвистики я узнал много нового и интересного. С помощью этих знаний я могу помогать своей сестрёнке-первоклашке. Самым интересным для меня был раздел «Текстоведение». Из него я узнал законы построения текста, его композицию. Знание этого раздела научило меня лучше понимать прочитанные тексты и писать сочинения. Свой учебник я берегу, чтобы передать его младшей сестре. Кибалов Александр Подведение итогов и комментирование оценок. Домашнее задание. Напишите рассуждение по данному началу: «Заниматься русским языком – это увлекательно!» или «Я думаю, что лингвистика – это увлекательная наука, потому что…». Используя материал урока, содержание учебника, отберите наиболее убедительные, с вашей точки зрения, аргументы и запишите их в форме плана. | Беседа с классом Учитель даёт образец устного высказывания: «Языкознание как наука о языке состоит из следующих разделов: 1…, в котором изучаются…» Ключ: 1 – графика, 2 - словообразование, морфемика, 3 - орфография, 4 - лексикология, 5 - грамматика Примерный ответ: Фонетика изучает звуки речи. Звук – это кратчайшая единица речи. С помощью звуков нельзя общаться, однако изменение звука приводит к изменению слова. Например, … Таким образом, роль звука в слове смыслоразличительная. Работа проводится по вариантам Устные ответы рецензируются самими учащимися с опорой на памятку: Правильность. Полнота ответа. Последовательность изложения. Речевое оформление. Текст записывается под диктовку. Учащиеся в тетради записывают заголовок, поморфемно однокоренные слова, обозначают условия выбора орфограмм в корне слова, по вариантам выполняют морфологические разборы существительного, прилагательного, глагола. Работа проходит в парах. Каждое правило иллюстрируется собственными примерами. Подготовительная работа проводится дома по плану в группах, которые комплектуются заранее. Принцип комплектования по уровню подготовленности учащихся. Учащиеся готовят презентацию по плану, который предлагается перед подготовкой. На уроке проверяются и комментируются 2-3 сочинения. Группы готовят материал для стенгазеты «Эта увлекательная страна лингвистика» |