kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фонетика. Гласные и согласные звуки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знать предмет изучения фонетики;

           уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

           развивать память, мышление, устную речь, внимание, творческое

           воображение учащихся;

           воспитывать трудолюбие и аккуратность.              

Оборудование: компьютер, схемы, карточки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Фонетика. Гласные и согласные звуки». »


«Фонетика. Гласные и согласные звуки».

Цель: знать предмет изучения фонетики;

уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

развивать память, мышление, устную речь, внимание, творческое

воображение учащихся;

воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: компьютер, схемы, карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Прежде чем приступить к делу, послушайте три основных правила:

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

И от вас, друзья, не скрою –

Ручку правильно держу!

  1. Введение в тему урока.

Ребята, у меня на столе диск, он адресован мне. Давайте узнаем, что там.( Звуки природы).

  • Что это за звуки?

  • Могут ли люди общаться при помощи звуков природы? (Нет. Они не имеют значения).

  • Какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи, т.к. могут различать слова).

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (Фонетика).

( на доске с помощью «Арабской грамоты» зашифрована тема урока: Ф…н…т…к…).

  • Что же мы можем сообщить о фонетике? (Это слово пришло к нам из греческого языка, «фоне» означает звук. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи).

  1. Постановка цели урока.

Ребята, давайте сформулируем цели нашего урока.

  • Что мы должны знать? (Предмет изучения фонетики)

  • Что должны уметь различать? (Различать звук и букву, гласные и согласные звуки).

  1. Изучение нового материала.

Ребята, вспомним все понятия, связанные с фонетикой. И я предлагаю вам отправиться по следующему маршруту:



1 станция «Исследовательская»

  • Измени первый звук:

Сом - ком чайка – гайка моль - толь

Ром – том зайка – байка соль - боль

Дом – лом майка - лайка голь – ноль


  • Убери один звук из слов:

Краска – каска, склон – слон, полк – пол, тепло – тело, беда – еда, экран – кран.


  • Добавь один звук в слова:

Стол – столб, клад – склад, лапа – лампа, усы – бусы, укус – уксус.


Учитель: Ребята, поиграв в такие игры, какой вывод можно сделать? (Как много может сделать только один звук). Меняем один звук, а получаем совершенно другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – ФОНЕМА.


Вот какая забавная история произошла, когда две фонемы попали не в свои слова .

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днём – храпит.

КОТ плывёт по океану,

КИТ из блюда ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьёт баклуши!

КИТ царапался, кусался…

Добрый КОТ ни с кем не дрался…

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирались целый год:

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил.

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

«Кот» на «КИТ», наоборот!»…Б. Заходер


- Какие буквы здесь перепутались? (О, И)

- Назовите буквы в словах КИТ и КОТ, а теперь звуки?

(Звуки записываются на доске)

- В чём отличие между буквой и звуком? (букву читаем, пишем, звук произносим, слышим).

Кажется, что говорить легко: звуки сами выпрыгивают изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков – органы речи.


2 станция. «Образовательная».

Как образуется звук? Какие органы участвуют в образовании звуков? Проведите опыт. Произнесите (пропойте) звуки а, о, у, э, и, ы.

Вопросы:

  • Ощущаете преграду?

  • Почему эти звуки называются гласными?

  • Сделайте вывод, как они образуются?

- Только гласные звуки можно петь.

Теперь произнесите б-п, д-т, з-с.

Вопросы:

  • Какие препятствия возникают при произношении звуков? (Сомкнутые губы, прижатый к зубам язык, сомкнутые губы). Сделайте вывод, как они образуются.

Задание 1:

  • Подчеркни в словах гласные звуки: дорога, закат, яхта, клён, шоколад, люстра, ель, юбка.

  • Раздели слова на слоги. Сделай вывод о том, сколько в слове слогов. (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задание 2:

Затранскрибируйте слова: весна, дом, трава, сторож, земля, люди.

Совпадает ли звуковой состав с буквенным?


Запишите в виде транскрипции предложение Земля – наш общий дом.

Сколько в предложении гласных, сколько согласных звуков? Каких больше?

Самостоятельно Человеку надо знать свои корни. (на местах).

Дед Демьян ходил на молотьбу. (у доски).


3 станция. «Занимательная».

  • Заполните клетки, угадав загадки:

м

ы

ш

и

ё

ж

и

к

ж

и

в

о

т


л

ы

ж

и

ж

и

р

а

ф


  1. Сами – крошки,

Боятся кошки,

Под полом живут, туда всё несут. (мыши).

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёжик).

  1. В зоопарке объелся бегемот,

У него болит … (живот).

  1. В чистом поле, у берёзки

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе:

Здесь бежали чьи-то … (лыжи).

  1. Шея этого животного похожа на подъёмный кран. (жираф).

Учитель: назовите ключевое слово кроссворда. (ШКОЛА).


4 станция. «Поэтическая».

Написать небольшой рассказ о школе или сочинить четверостишье на тему «Школа».


5 станция. «Орфографическая».

Выполните упражнение 381 .


Учитель: наше путешествие закончилось. Какие трудности вы испытали при изучении темы «Фонетика»?


Наука о звуках –

Фонетика это.

Мы звук произносим и слышим,

А буквы мы видим и пишем.

В алфавит ты посмотри:

Сколько букв там?

Тридцать три!..


Домашнее задание: параграфы 37-40, упр .351










«ФОНЕТИКА. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

(урок русского языка в 5 классе)











Подготовила

Мацакян О. Д

















с.Долматово 2014 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Фонетика. Гласные и согласные звуки».

Автор: Мацакян Оксана Джаниковна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по русскому языку на тему:«Гласные и согласные звуки»."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "309694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840114"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Тема урока:  "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор". "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-uroka-osnovnyie-poniatiia-fonietiki-ghrafiki-orfoepii-zvuki-i-bukvy-fonietichieskii-razbor"
    ["file_id"] => string(6) "101752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402430985"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки."
    ["seo_title"] => string(78) "poniatiie-o-fonietikie-obrazovaniie-zvukov-riechi-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "277819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452974942"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Позиционное чередование гласных и согласных звуков "
    ["seo_title"] => string(60) "pozitsionnoie-chieriedovaniie-ghlasnykh-i-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "238945"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444672083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства