kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Позиционное чередование гласных и согласных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Позиционное чередование гласных и согласных звуков.

Цель:

  • Познакомить учащихся с позиционным чередованием звуков;
  • Формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков для выбора орфограммы;
  • Развивать навыки ориентирования на странице словаря, потребность обращения к словарю;
  • Воспитывать уважение к ответу товарища.
  • Развивать умение слушать ответы других.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

 

Запишем дату, классная работа.

  1. Повторение изученного:

 

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает фонетика?

- На какие две большие группы делятся звуки?

 

Задание на слайде.

Гласные подчеркнуть одной чертой, а согласные двумя.

 

  1. Определение темы урока и постановка цели:

 

Включаю слайд №2.

Прочитайте пары слов. Что вы заметили?

Что происходит со звуками при  произнесении слов? (они изменяются)

Попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока? (изменение звуков)

Какую цель вы себе поставите, исходя из темы нашего урока?

 

Включаю следующий слайд.( Сразу)

Дети говорят цели, записывают их.

Все ли слова вам понятны в названии темы нашего урока?

Предлагаю узнать в словаре точное значение слов «Чередование», и «Позиционное»

Дети по группам ищут значение слов.

Зачитывают вслух найденную информацию.

Вот вы все записали цели, которые поставили на урок. А как мы будем их достигать?

Давайте разработаем план действий.

 

  1. Составление плана действий:

 

Включаю слайд.

Предлагаю расположить пункты плана в определенном порядке, чтобы достичь цели нашего урока.  (Дети на партах располагают правильно пункты плана)

Дети рассказывают, как расположим план.

Включаю новый слайд с правильным планом действий.

 

  1. Знакомство с новым материалом.

 

Запишите слова вместе с проверочными:

Вода, земля, весна, сосна, зима.

Дуб, сугроб, скользкий, клад, сладкий.

 

Подчеркните буквы, обозначающие  гласные звуки в корнях слов. Пронаблюдайте, что произошло со звуками. Отчего это произошло?

( смена места расположения в слове)

Вторая группа то же, но с согласными.

Посмотрите внимательно на слова, которые записали и попробуйте определить сильные и слабые позиции для гласных и согласных.

(дети говорят гласные: сильная под ударением, слабая без ударения.

Согласные сильная позиция перед гласными, слабая на конце слова, зависит от сочетания с рядом стоящими звуками).

Посмотрите, а на письме чередование звуков как- то отразилось? (нет)

Давайте сделаем вывод о позиционном чередовании гласных и согласных звуков.

Дети говорят вывод. После этого включаю слайд с выводом.

 

Физкультминутка

 

  1. Закрепление.

 

Задание на карточках.

 

Распределите слова по двум столбикам:

В 1 – те, в которых буква «а» обозначает звук /а/ в сильной позиции, во второй – те, в которых буква «а» обозначает звук /а/ в слабой позиции.

 

То же с согласными. Затем самопроверка. (подходят к столу и проверяют по карточке, на которой правильный ответ)

 

Фонетическая загадка

 

В одном мультфильме есть такие строки:

Далеко, далеко

На лугу пасутся Ко!

Ко. Нет, не кони!

Ко. Нет, не козы!

Правильно, коровы!

Почему так долго не могли отгадать, кто пасется на лугу? ( фонетическая ошибка, слово коровы произносится «Каровы».)

 

 

Словарный диктант.

 

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которыми обозначены гласные звуки в слабой позиции.

Алфавит, ателье, ворота, выздороветь, звонит, каучук, квартал, километр, молодежь, облегчить, партер, повторить, положить, портфель, предмет, свекла, силос, столяр, фарфор, цемент, шофер, щавель.

 

Обменяйтесь тетрадями, проверьте по словарю в учебнике. С. 298-299.

 

Работа со словами, вышедшими из употребления

 

Слайд. Для каких слов в современном языке они могли бы быть проверочными?.

 

Смород-сильный запах (смородина, смородиновый)

Лоп – лист (лопух, лопушок)

Око – глаз (оконный, окно)

Дребезг – осколок (дребезжать, дребезжащий)

Вага – вес (уважать, уважение, уважаемый)

 

  1. Рефлексия (итог). Слайд. Как мы достигали цель урока?

 

  1. Домашнее задание:  с. 112 прочит., с.113, упр. 270.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Позиционное чередование гласных и согласных звуков »

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.


Тема: Позиционное чередование гласных и согласных звуков.

Цель:

  • Познакомить учащихся с позиционным чередованием звуков;

  • Формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков для выбора орфограммы;

  • Развивать навыки ориентирования на странице словаря, потребность обращения к словарю;

  • Воспитывать уважение к ответу товарища.

  • Развивать умение слушать ответы других.





Ход урока:


  1. Оргмомент.


Запишем дату, классная работа.


  1. Повторение изученного:


- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает фонетика?

- На какие две большие группы делятся звуки?


Задание на слайде.

Гласные подчеркнуть одной чертой, а согласные двумя.


  1. Определение темы урока и постановка цели:


Включаю слайд №2.

Прочитайте пары слов. Что вы заметили?

Что происходит со звуками при произнесении слов? (они изменяются)

Попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока? (изменение звуков)

Какую цель вы себе поставите, исходя из темы нашего урока?


Включаю следующий слайд.( Сразу)

Дети говорят цели, записывают их.

Все ли слова вам понятны в названии темы нашего урока?

Предлагаю узнать в словаре точное значение слов «Чередование», и «Позиционное»

Дети по группам ищут значение слов .

Зачитывают вслух найденную информацию.

Вот вы все записали цели, которые поставили на урок. А как мы будем их достигать?

Давайте разработаем план действий.


  1. Составление плана действий:


Включаю слайд.

Предлагаю расположить пункты плана в определенном порядке, чтобы достичь цели нашего урока. (Дети на партах располагают правильно пункты плана)

Дети рассказывают, как расположим план.

Включаю новый слайд с правильным планом действий.



  1. Знакомство с новым материалом.


Запишите слова вместе с проверочными:

Вода, земля, весна, сосна, зима.

Дуб, сугроб, скользкий, клад, сладкий.


Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки в корнях слов. Пронаблюдайте, что произошло со звуками. Отчего это произошло?

( смена места расположения в слове)

Вторая группа то же, но с согласными.

Посмотрите внимательно на слова, которые записали и попробуйте определить сильные и слабые позиции для гласных и согласных.

(дети говорят гласные: сильная под ударением, слабая без ударения.

Согласные сильная позиция перед гласными, слабая на конце слова, зависит от сочетания с рядом стоящими звуками).

Посмотрите, а на письме чередование звуков как- то отразилось? (нет)

Давайте сделаем вывод о позиционном чередовании гласных и согласных звуков.

Дети говорят вывод. После этого включаю слайд с выводом.


Физкультминутка


  1. Закрепление.


Задание на карточках.


Распределите слова по двум столбикам:

В 1 – те, в которых буква «а» обозначает звук /а/ в сильной позиции, во второй – те, в которых буква «а» обозначает звук /а/ в слабой позиции.


То же с согласными. Затем самопроверка. (подходят к столу и проверяют по карточке, на которой правильный ответ)


Фонетическая загадка


В одном мультфильме есть такие строки:

Далеко, далеко

На лугу пасутся Ко!

Ко. Нет, не кони!

Ко. Нет, не козы!

Правильно, коровы!

Почему так долго не могли отгадать, кто пасется на лугу? ( фонетическая ошибка, слово коровы произносится «Каровы».)



Словарный диктант.


Поставьте ударение, подчеркните буквы, которыми обозначены гласные звуки в слабой позиции.

Алфавит, ателье, ворота, выздороветь, звонит, каучук, квартал, километр, молодежь, облегчить, партер, повторить, положить, портфель, предмет, свекла, силос, столяр, фарфор, цемент, шофер, щавель.


Обменяйтесь тетрадями, проверьте по словарю в учебнике. С. 298-299.


Работа со словами, вышедшими из употребления


Слайд. Для каких слов в современном языке они могли бы быть проверочными?.


Смород-сильный запах (смородина, смородиновый)

Лоп – лист (лопух, лопушок)

Око – глаз (оконный, окно)

Дребезг – осколок (дребезжать, дребезжащий)

Вага – вес (уважать, уважение, уважаемый)


  1. Рефлексия (итог). Слайд. Как мы достигали цель урока?


  1. Домашнее задание: с. 112 прочит., с.113, упр. 270.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Позиционное чередование гласных и согласных звуков

Автор: Меньшикова Марина Сергеевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по Сингапурской программе"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-singhapurskoi-proghrammie"
    ["file_id"] => string(6) "209104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431015887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства