kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетика. Теория.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал полезный для вводного урока по теме "Фонетика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Теория.»

Фонетика

Фонетика

Теория.  Что изучает фонетика?  звуки речи Какие бывают звуки?  гласные и согласные Чем отличаются гласные от согласных?  гласные состоят из голоса,  согласные – из голоса и шума

Теория.

Что изучает фонетика?

звуки речи

Какие бывают звуки?

гласные и согласные

Чем отличаются гласные от согласных?

гласные состоят из голоса,

согласные – из голоса и шума

Теория. Гласные звуки бывают…  ударные и безударные  Согласные звуки бывают…  глухие и звонкие  твёрдые и мягкие

Теория.

Гласные звуки бывают…

ударные и безударные Согласные звуки бывают…

глухие и звонкие

твёрдые и мягкие

Кто главнее- гласные или согласные? Эксперимент с гласными Эксперимент с согласными Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласные уее, еоо, ао, аа Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные Пшкн, Лрмнтв, Брт, Мршк

Кто главнее- гласные или согласные?

Эксперимент с гласными

Эксперимент с согласными

Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласные

уее, еоо, ао, аа

Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные

Пшкн, Лрмнтв,

Брт, Мршк

Вывод Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове .

Вывод

Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове .

Найдите ошибки [а] [у] [э] [ю] [ё] [ы] [и] [е] [я] [о]

Найдите ошибки

[а] [у] [э] [ю]

[ё] [ы] [и] [е] [я] [о]

Запомните!  Буквы е,ё,ю,я  не являются звуками

Запомните!

Буквы е,ё,ю,я

не являются звуками

Что общего в этих словах?

Что общего в этих словах?

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:   [й , э], [й , о], [й , у], [й , а] в начале слова [й , олка ] после ь и ъ [в , й , ун ] после гласной [кай , ута  ]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

, э], [й , о], [й , у], [й , а]

в начале слова , олка ]

после ь и ъ

, й , ун ]

после гласной

[кай , ута ]

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук [э], [о], [у], [а] после согласных в слове и указывают на мягкость этого согласного:   

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук

[э], [о], [у], [а]

после согласных в слове и указывают на мягкость этого согласного: 

 

Тренировочные упражнения . Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Запишите их транскрипцию Луна, яма, моя, клюв, вьюга, союз, полет , юг, язык, сесть, сяду, баян, съезд, мед, ряд.

Тренировочные упражнения .

Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Запишите их транскрипцию

Луна, яма, моя, клюв, вьюга, союз, полет , юг, язык, сесть, сяду, баян, съезд, мед, ряд.

Проверьте себя!   Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука. [й , ама ] [ й , ук  ]  [май , а] [й , азык  ]  [в , й , уга ] [бай , ан]  [сай , ус ] [сй , эст  ]

Проверьте себя!

Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука.

, ама ]

[ й , ук ]

[май , а]

, азык ]

, й , уга ]

[бай , ан]

[сай , ус ]

[сй , эст ]

Кни ж ка ду б во к зал с дача чес т ный со л нце сч астье му жч ина Зави ст ь оглушение упрощение смягчение Озвончение уподобление Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?               

Кни ж ка

ду б

во к зал

с дача

чес т ный

со л нце

сч астье

му жч ина

Зави ст ь

оглушение

упрощение

смягчение

Озвончение

уподобление

Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?

 

 

 

 

 

 

 

Фонетические процессы. Оглушение -  процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие. Озвончение  – процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие Упрощение - процесс, при котором в сочетаниях согласных происходит выпадения звука. Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как один звук. Смягчение  - процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких .

Фонетические процессы.

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие.

Озвончение – процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие

Упрощение - процесс, при котором в сочетаниях согласных происходит выпадения звука.

Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как один звук.

Смягчение - процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких .

Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах. Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться, поздно, пробка, сгиб, мороз, казнь.

Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах.

Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться, поздно, пробка, сгиб, мороз, казнь.

Проверьте ! уподобление смягчение [ращ , оска  ] [в , эс , т , ]  [хвал , ица ] [каз , н , ]   оглушение  упрощение [фторн , ик] [позна] [ плот] [пропка] [марос ] озвончение   [каз , ба]   [ зг , иб ]

Проверьте !

уподобление

смягчение

[ращ , оска ]

, эс , т , ]

[хвал , ица ]

[каз , н , ]

 

оглушение

упрощение

[фторн , ик]

[позна]

[ плот]

[пропка]

[марос ]

озвончение

[каз , ба]

[ зг , иб ]

[ л] [м ] [ н] [р] [л , ] [м , ] [н , ] [ р , ] непарные звонкие согласные [й , ] [ х] [ц ] [ х , ] [ч , ] [щ , ] Непарные глухие согласные По какому принципу размещены согласные звуки?               

[ л] [м ] [ н] [р]

, ] [м , ] [н , ] [ р , ]

непарные звонкие согласные

, ]

[ х] [ц ]

[ х , ] [ч , ] [щ , ]

Непарные глухие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?

 

 

 

 

 

 

 

[ ж] [ш ] [ц] Всегда твердые согласные [ й , ] [ч , ] [щ , ] Всегда мягкие согласные По какому принципу размещены согласные звуки?               

[ ж] [ш ] [ц]

Всегда твердые согласные

[ й , ] [ч , ] [щ , ]

Всегда мягкие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?

 

 

 

 

 

 

 

«Разберись, что произошло»

«Разберись, что произошло»

  • Стан- стань
  • Кора- гора
  • Дом-том
  • Съезд- съест
  • Пар- парь
  • Лук- люк
  • Урок- рок
Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков Тро лл ейбус Удвоенные согласные Програ мм а Че ст ный Непроизносимые согласные ле ст ница Сч ет Сочетание букв: сч, зч, жч, тч, дч, тс, тьс, сж,сш оби дч ик Бол ь Ь на конце слова или между согласными мал ь чик

Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков

Тро лл ейбус

Удвоенные согласные

Програ мм а

Че ст ный

Непроизносимые согласные

ле ст ница

Сч ет

Сочетание букв: сч, зч, жч, тч, дч, тс, тьс, сж,сш

оби дч ик

Бол ь

Ь на конце слова или между согласными

мал ь чик

Вспомни! Когда букв меньше, чем звуков? Одинаковое количество букв и звуков. П ь еса В ь юн С ъ езд об ъ ём

Вспомни!

Когда букв меньше, чем звуков?

Одинаковое количество букв и звуков.

П ь еса

В ь юн

С ъ езд

об ъ ём

Фонетические задачи Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось заселение, то решили , что на первом этаже будут жить звери и птицы, в чьих названиях звуков меньше, чем букв, а на втором этаже будут жить те, у которых букв больше, чем звуков. Какие животные заселились на первый этаж, а какие на второй? Кто остался без квартиры? Лось, заяц, рябчик, рысь, ёж, енот, выпь, ящерица, нутрия, олень, дятел, глухарь, ястреб, лебедь,

Фонетические задачи

Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось заселение, то решили , что на первом этаже будут жить звери и птицы, в чьих названиях звуков меньше, чем букв, а на втором этаже будут жить те, у которых букв больше, чем звуков. Какие животные заселились на первый этаж, а какие на второй? Кто остался без квартиры?

Лось, заяц, рябчик, рысь, ёж, енот, выпь, ящерица, нутрия, олень, дятел, глухарь, ястреб, лебедь,

Фонетические задачи На каких особенностях русского произношения построена рифма Мы вас ждем, товарищ птица, Отчего вам не летится? Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание?

Фонетические задачи

На каких особенностях русского произношения построена рифма

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш.

Правильно ли выполнено задание?

Вывод!   Что изучает фонетика?  звуки речи Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?  в начале слова, после гласной, после ъ, ь Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?  после согласного Какие фонетические процессы происходят в словах?  оглушение, озвончение, упрощение, уподобление, смягчение

Вывод!

Что изучает фонетика?

звуки речи

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

в начале слова, после гласной, после ъ, ь

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

после согласного

Какие фонетические процессы происходят в словах?

оглушение, озвончение, упрощение, уподобление, смягчение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фонетика. Теория.

Автор: Галиахметова Лилия Нурахметовна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Общеупотребительные слова "
    ["seo_title"] => string(32) "obshchieupotriebitiel-nyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "153538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421042045"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебный проект  "Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(84) "uchiebnyi-proiekt-trighonomietriia-v-okruzhaiushchiem-nas-mirie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "116932"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412659901"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разминка на уроках русского языка в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(51) "razminka-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "108913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403930957"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства