kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Этот занимательный русский язык!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверялось качество усвоения материала по курсу 5 класса. Урок-игра проводилась в форме путешествия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Этот занимательный русский язык!»»

МБОУ «Байрякинская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района

Республики Татарстан



























Урок–путешествие по русскому языку в 5 классе



Повторение, обобщение по курсу 5 класса



«Этот занимательный русский язык!»












































Подготовила учитель русского языка

и литературы Галимова С.Р.














Цели: обучающие: в игровой форме подвести итог работы за год, повторить материал, пройденный в 5-м классе; развивающие: развивать память, связную речь, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас; воспитательные: воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация с названиями княжеств, слайды с ответами.

Форма проведения урока: урок-игра-путешествие.

Тип урока: урок-повторение изученного материала.


Ход путешествия.

 1.Организационный момент.  

2. Вступительное слово учителя. Вводный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята.  Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в мир русского языка.

3. Подготовка к путешествию.

Мы отправимся в путешествие по сказочной стране. Страна эта огромна, состоит из отдельных княжеств. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания. Готовы?

-Учащиеся. Да.

-Учитель. Тогда мы разделимся на 2  команды. Представим команды:

- Название команды

- капитан команды.

- Итак, команды «Грамотеи», «Умники» готовы к путешествию. Пожелаем друг другу удачи!

Я напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

(каждый правильный ответ – 1 балл, счет ведется на доске)

4. Путешествие по стране.

Начнем путешествие с разминки «Вопрос-ответ». (Слайд 2.  В ходе разминки командам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый правильный ответ принесёт команде 1 очко).

Команде «Грамотеи»

1.      «Морфология» - это раздел языкознания, который изучает…(части речи).

2.      Что такое окончание? (Морфема, которая служит для изменения формы слова и связи предложений).

3.      Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? чему?).

4.      Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают». (Очки).

5.      Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»? (Обманывать).

6.      Когда пишется Ь в сочетании  -ТЬСЯ? (Если глагол отвечает на вопрос что делать?).

7.      Изменяются ли глаголы по падежам? (Нет).

8.      Какие предложения называются сложными? (В которых 2 и более грамматических основ).

9.      Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство).

10.  Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос…(какой?).

Команде «Умники»

1.      Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).

2.      Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

3.      Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос…(что делать?).

4.      Как пишется ЖИ – ШИ? (С гласной И).

5.     Что мы называем грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое).

6.     Какие предложения по цели высказывания вам известны? (Повествовательное, вопросительное, побудительное).

7.    Назовите вопросы предложного падежа (О ком? о чём?).

8.    «Фонетика» - раздел науки о языке, который изучает…(звуки).

9.   Отгадайте загадку: «Ростом мал, да удал, от меня ускакал» (Мяч)

10.  Что такое суффикс? (Служит для образования новых слов).

Учитель. Молодцы, ребята. Справились с задачей. Подсчитываем баллы.

Друзья мои! Нас ждет первая остановка – первое княжество, которое называется Фонетика. (Слайд 3). Кто там живет?

Ученики. Звуки речи.

Учитель. Правильно.



Задание 1. (Задания выполняются в карточках за 2 минуты).

Указать, в каких словах все согласные звонкие: рука, сделали, дерево, защита, посадка, звери. (Ответ: [з]делали (происходит озвончение), дерево, звери.)

Указать, в каких словах все согласные глухие: птица, салат, тапки, всё, вкусно, предки.

Ответ: птица, тапки, [ф]сё (происходит оглушение). Ответы на слайде 4.

Учитель. Слушаем ответы команд. Получаем баллы.



Задание 2 (в карточках)

Запишите как можно больше слов: а) только с одними твердыми согласными; б) только с одними мягкими (ответы, например, а) вода, гора…б) белить, вещи, деньги…). На выполнение 2 минуты.

Учитель. Проверим задание. Слово дается командам.

Командиры отвечают, получают баллы за каждое правильное слово.

Рядом с фонетикой соседствует княжество Лексики. В его кладовой хранятся слова русского языка, вся мудрость русского народа. Как писал В.И.Даль «Пословицы –это свод народной опытной премудрости и суемудрия» (слова В.Даля – слайд 5). 


Задание1. "Продолжи пословицу". Вопросы задаются по очереди каждой команде.

- Не спеши языком, торопись ... (делом).

- Сначала подумай, потом... (говори).

- Сумел взять - умей ... (отдать).

- Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал ... (умнее).

- О дереве судят по плодам, а о человеке по ... (делам).

- Терпение и труд, все ... (перетрут).



Задание 2 (в карточках). Подобрать синонимы к словам озорство, скряга, сочинять, мощь, размышлять (ответы: шалость, жадность, фантазировать, сила, думать).



Задание 3 (в карточках). Подобрать антонимы к словам длинный, прямой, друзья, победа, починить (ответы: короткий, кривой, враги, поражение, починить).

Командиры отвечают. Команды получают баллы за правильные ответы (слайд 6).

Молодцы, ребята! И здесь вы показали хорошие результаты. Подсчитываем баллы.


Внимание! Дальше раскинулось еще одно княжество – Словообразование (слайд 7). Здесь происходят поистине волшебные превращения: обыкновенная рыба может превратиться в золотую рыбку, и в ничем не примечательную рыбёшку, и в громадную рыбищу, которой обрадуется всякий рыбак. Вот какое удивительное это княжество. Мы остановимся на городке Морфемика (слайд 8). Жители городка «Морфемика» приготовили для вас много интересных заданий. 

 Задание 1. Угадай слово

       Какое слово я загадала? Приготовьте черновики, внимательно слушаем.

  1. В нём такое же окончание, как в слове конь

Такая же приставка, как в слове заблудился

В нём такие же суффиксы, как в слове читала

В нём такой же корень, как в слове перебежчик (Забежал – слайд 9)

  1. У него приставка, как у слова переждать,

Корень, как у слова раздумье,

У него два суффикса: первый, - как у слова брать, второй- суффикс, образующий прошедшее время глагола

Окончание, как  у слова сын (передумал – слайд 10).

Молодцы, заслужили баллы.

Задание 2. Выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем: (слайд 11)

1) корень + окончание 
2) корень + суффикс + окончание 
3) приставка +  корень + суффикс + окончание  


Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали. (Ответы: 1) прудом, тени, солнца, красный, висит; 2) длинные, легли; 3) поземка, негреющего. Слайд 12).

Молодцы, ребята! Мы прошли половину пути. Перед нами Поляна Спортивная (слайд 13).

Физминутка.

Для начала мы с вами

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже. (Повороты вправо и влево.)

 А теперь мы приседаем.

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

А теперь вспомним правило. Какое? Вы мне скажете потом. (слайд 14)

В корне ЛАГ – пишем А (поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается АГА

Перед Ж пишем О – (чертим руками круг)

Это знаем мы давно

О напишем в корне РОС:

Вырос, перерос, подрос (встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Перед СТ и Щ всегда.

Напишем только букву А (поднимаем руки вверх шалашиком)



Ученики: чередующиеся гласные в корне.

Учитель. Молодцы! Приведите примеры.

Ученики. Предлагать, предложить, изложение, вырастать, выращивать.

Учитель. Умницы! Продолжим путь.



Посмотрите, перед нами огромное княжество - Морфология (слайд 15). Знакомые всем города Существительное, Прилагательное, Глагол и местоимение, Числительное и Наречие, Предлоги, Союзы.

Какие испытания нас ждут здесь?

Задание. Определите части речи в предложении (слайд 16).

Я отвечаю им: «Попробуйте, сделать, как я. Только тогда вы меня поймёте». (Ответ: Я – местоимение, отвечаю – глагол, им – местоимение, попробуйте – глагол, сделать –глагол, как –союз, только – частица, тогда –наречие, вы, меня – местоимение, поймёте – глагол. Слайд 17.).

Молодцы, справились и с этой задачей.

Сейчас мы посетим княжество Синтаксиса (слайд 18). Синтаксис очень строгий и важный. Отношения в этом княжестве довольно сложные. Побываем в городе Словосочетание (слайд 19).

Задание 1. Выбери меня. Из приведенных сочетаний слов выпишите только словосочетания. На выполнение 1 минута. Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, урок окончен, заняты делом, альбом или тетрадь.

Читает первая команда, вторая. Смотрим ответы: Солнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, выбирать профессию, заняты делом, (слайд 20). Подсчитаем баллы. Молодцы!


Задание 2. Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены. (Слайд 21). На выполнение 2 минуты.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

4.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

5.Листья лежали на дороге на крышах домов.

6.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

(Ответ: 2,3,5; слайд 22). Баллы.

Путешествие подходит к концу. Проведем конкурс капитанов (слайд 22).  Конкурс «Наборщик»

Из букв слова ПРОСТОКВАША за 2 минуты составить слова. Кто больше?

Время истекло. Слушаем капитанов.

Подсчитаем баллы.

5. Рефлексия.

-Ребята, какие впечатления возникли у вас после путешествия? Какое у вас настроение? Запишите или рисуйте. Оцените свою работу (оценивается активность каждого).

Итоги. Награждение команд.

Учитель. Ребята, мы сегодня вспомнили основные разделы программы 5 класса по русскому языку. Надеюсь, что сегодняшнее занятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. Вы преодолели недолгий, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте каждый день. Всем спасибо!


Список использованной литературы:

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. Просвещение, 1995.

2.Дидактический материал по русскому языку для 5 класса под ред. Л.З.Шакировой. – Казань: Магариф, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Этот занимательный русский язык!»

Автор: Галимова Светлана Рафаиловна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Этот занимательный русский язык"
    ["seo_title"] => string(33) "etot_zanimatelnyi_russkii_iazyk_1"
    ["file_id"] => string(6) "551290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1590392240"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Состав слова в русском языке"
    ["seo_title"] => string(30) "sostav-slova-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "321299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461252606"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока русского языка "В гости к слову" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-ghosti-k-slovu"
    ["file_id"] => string(6) "153852"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421076330"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "конспект кружка русского языка "Умники и умницы" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-kruzhka-russkogho-iazyka-umniki-i-umnitsy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "260375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448955665"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnaia_deiatelnost_po_russkomu_iazyku_eio_rol_i_mesto_v_uchebno_vospitatel"
    ["file_id"] => string(6) "529748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575233701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства