Конспект "Что такое слово"(занятие №2) кружка русского языка "Умники и умницы" для 1 класса к рабочей тетради "Занимательный русский язык" (автор Л.В.Мищенкова).
Тема: ЧТО ТАКОЕ СЛОВО?
Цель: дать учащимся представление о слове; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности.
Ход занятия
I.Постановка проблемной ситуации
-Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о слове.
II. Решение проблемной ситуации.
-Перед вами ребусы.
РЕБУС - это загадка, в которой загаданное слово изображено при помощи букв, рисунков, фигур.
Задание 1. Расшифруйте эти простейшие ребусы и запишите отгадку печатными буквами. Помните, что запятая в начале ребуса означает пропуск первой буквы, а запятая в конце ребуса - пропуск последней буквы.
Ответ: 1. Рот. 2. Шар. 3. Ушки. 4. Пар.
Отгадки, которые вы записали - это и есть слова. Слова обязательно что-то называют.
СЛОВО - ЭТО НАЗВАНИЕ, например:
- предметов (карандаш, мальчик, тетрадь, школьник, ваза);
- явлений (утро, дождь, зима, гроза, ночь);
- действий (читать, считать, собирать, копать, прыгать);
- количества (пять, семь, десять, двадцать, сто) и так далее.
Задание 2. Послушайте загадки. Найдите отгадки на рисунках. (Учитель записывает отгадки печатными буквами на доске в строчку.)
Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил,
И никто, хоть рядом был,
По нему не проходил. (Радуга.)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Очень острая она,
Ходит поперек бревна.
Есть две ручки у неё,
Когда трудится - поёт. (Пила.)
Этот ветер так силён,
Что деревья валит он
И с домов срывает крыши.
Ты о ветре этом слышал? (Ураган.)
-Устно распределите слова-отгадки на две группы: на слова, называющие предметы и слова, называющие явления.
Ответ: Предметы: кошка, пила. Явления: радуга, ураган.
Задание 3. А теперь - трудное задание: соберите из букв :лова. Запишите получившиеся слова печатными буквами
Ответ: Дуб, мак, слон, клён, мост, кран, кукла, санки.
-А сейчас - занимательный привал!
-Представьте себя артистами на сцене. Изобразите следующие действия.
- Ты собираешь грибы.
- Ты срываешь цветок, наслаждаешься его ароматом.
- Ты заблудился, зовёшь на помощь.
- Ты нашёл ёжика, взял его в руки, погладил, отпустил.
- Ты осторожно переходишь по камням через речку.
- Ты «вляпался» в грязь, злишься, чистишь обувь.
- Пошёл дождик, ты прячешься по дерево.
- Тебя укусил комар.
- Ты сел на пенёк, с наслаждением перекусываешь.
- Ты увидел змею, страшно испугался, потихоньку уходишь.
- Ты с удовольствием пьёшь воду из родника.
- Тебе очень жарко, просто нечем дышать.
Продолжаем работу над словом.
Задание 4. Послушайте фразы и угадайте слова, обозначающие предметы, которые можно найти на кухне.
- Вскипевший, остывающий, электрический. (чайник).
- Глубокая, металлическая, пустая. (кастрюля).
- Острый, металлический, наточенный. (нож).
- Большой, вместительный, дребезжащий .(холодильник).
- Маленькая, фарфоровая, расписная. (чашка).
- Стеклянный, граненый, прозрачный. (стакан).
- Блестящий, пузатый, тульский. (самовар).
- Серебряная, маленькая, чайная. (ложка).
- Деревянная, расписная, разделочная. (доска).
- Большая, четырёхконфорочная, газовая. (плита).
-Загадайте таким же образом своё слово, обозначающее предмет, который можно встретить в классе. Попросите соседа по парте отгадать его.
Задание 5. Прочтите зашифрованное слово.
Ответ: Ученик.
III. Заключительная часть (рефлексия).
-Что было самым интересным?
-О чём вы сегодня узнали?
-Кому вы загадаете сегодня загадки?