kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Это непростое простое предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях факультатива рассматривались трудные вопросы пунктуации в простом предложении. Материал можно использовать на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Это непростое простое предложение»

ТЕМА. Особые трудности пунктуации в простом предложении.

ЦЕЛЬ. Создание условий для формирования языковых компетенций: закрепление пунктуационных навыков, развитие орфографической зоркости.

Ход занятия

Грамматика повелевает

даже царями.

Ж. Мольер

  1. Вводно-мотивационный этап.

  • Записать эпиграф.

  • Объяснить смысл высказывания.

  • Сделать синтаксический разбор.

  • Это самое простое предложение. Но сегодня мы будем говорить о непростом простом предложении.

  • Каковы признаки простого предложения?

  • Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

  • Как может быть осложнено простое предложение?

  • Выяснить, какие имеются трудности пунктуации в простом предложении.

  1. Этап закрепления знаний и способ действия.

  • Расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами:

  • Райский смотрел на комнаты(,) на портреты(,) на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень(;) видел расчищенную дорожку(,)везде чистоту(,) чопорность(,) порядок(;) слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с полдюжины столовых(,) стенных(,) бронзовых и малахитовых часов. Надо, чтобы костер был(,) во-первых(,)бездымен(;)во-вторых(,)не очень жарок(,)а в третьих(,)в полном безветрии.(В этих предложениях распространенные однородные члены, внутри которых есть запятые).

  • Стану сказывать не сказки (–) правду пропою. Зоя ветрена не от заурядности и испорченности (–) от одиночества(,) безысходной тоски по настоящей любви. (Между противопоставленными по значению однородными членами ставится тире при пропуске противительного союза).

  • Тогда Алесей стиснул зубы(,) зажмурился(,) изо всех сил рванул унт обеими руками (–) и тут же потерял сознание. (Тире ставится при резком и неожиданном переходе от одного действия или состояния к другому).

  • Везде ее встречали весело и приветливо и уверяли ее, что она хорошая(,)милая(,)редкая. (Первый союз и соединяет однородные сказуемые: встречали и уверяли, а второй союз и соединяет однородные обстоятельства: весело и приветливо).

  • Тире между подлежащим и сказуемым.

  • Объяснить постановку тире в предложениях:

  • Какая радость это - вековые льдины сокрушать! Тревожное это время для обитателей тайги – конец весны и начало лета. (Слово это является указательным местоимением, которое относится к существительному. Перед ним тире не ставится).

  • Ведь жизнь прожить – не значит постареть. (Тире ставится так как частица не относится не к сказуемому, а к предшествующему слову).

  • Расставить знаки препинания:

  • Всякое зрелище(,)созданное художником(,) (-) это гармония красок(,)линий(,)света(,)тени. (Запятая, выделяющая обособленный оборот, предшествует тире).

  • Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

  • Взбираемся на перевальную седловину, оглядываемся и(,)пораженные картиной(,)долго стоим молча. (Личное местоимение мы отсутствует, но оно явно подразумевается в определенно-личном предложении).

  • Я наложу на всех одну обязанность (-) творить. (Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола с зависимыми словами и без них, как правило, отделяются тире).

  • Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

  • Я дал слово (-)и, как честные человек, намерен свое слово сдержать. Но: Я знаю его как честного человека. (Приложение с как обособляется только в том случае, если имеет обстоятельственное значение).

  • Петр Гладилин(,)(какой именно?) известный драматург(,)написал новую пьесу. Петр Гладилин(-)(какой именно?) известный драматург(-)написал новую пьесу. Петр Гладилин – (есть кто?) известный драматург. (Приложение, выраженное именем существительным в И. п., нельзя путать со сказуемым, выраженным именем существительным в И. п.. В первом случае ставятся две запятых или два тире, во втором случае – одно тире).

  • В.И. Даль(,)ровесник и друг Пушкина(,)(-)автор «Толкового словаря живого великорусского языка». (При обособлении приложений нельзя терять второй - закрывающий обособление – знак, особенно в тех случаях, когда обособление приложения сочетается с другими пунктограммами).

  • Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

  • Необходимо принять срочное решение(,)а приняв его(,)неукоснительно проводить в жизнь. (Изъять или переставить оборот нельзя).

  • Она не пошла дальше(,) а(,) сбросив рюкзак(,) села у дороги. (Изъять и переставить оборот можно, так как противопоставляются сказуемые).

  • Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки(,) по-видимому не заметив ее в темной аллее. (Если вводное слово стоит в начале или в конце деепричастного оборота, то оно не отделяется запятыми).

  1. Этап применения знаний и способов действия.

  • Выполнение самостоятельной работы по карточкам.

  • Решить пуктуационные и орфографические задачи.

  1. Рефлексия. «Поставь себе оценку»

  2. Домашнее задание. Из тестовых заданий подобрать предложения с трудностями пунктуации и объяснить постановку знаков препинания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Это непростое простое предложение

Автор: Лукьянович Алла Сергеевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» "
    ["seo_title"] => string(109) "gruppovoi-proiekt-po-russkomu-iazyku-tiema-sozdaniie-spravochnika-po-russkomu-iazyku-prostoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "204100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429609908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "124994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414862014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Обособленные обстоятельства, выраженные существительными "
    ["seo_title"] => string(67) "obosobliennyie-obstoiatiel-stva-vyrazhiennyie-sushchiestvitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "203800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429545615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Сценарий медиаурока "Грамоте учиться - всегда пригодится" "
    ["seo_title"] => string(63) "stsienarii-miediauroka-gramotie-uchit-sia-vsieghda-prighoditsia"
    ["file_id"] => string(6) "205866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430046099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства