Просмотр содержимого документа
«Это непростое простое предложение»
ТЕМА. Особые трудности пунктуации в простом предложении.
ЦЕЛЬ. Создание условий для формирования языковых компетенций: закрепление пунктуационных навыков, развитие орфографической зоркости.
Ход занятия
Грамматика повелевает
даже царями.
Ж. Мольер
Вводно-мотивационный этап.
Записать эпиграф.
Объяснить смысл высказывания.
Сделать синтаксический разбор.
Это самое простое предложение. Но сегодня мы будем говорить о непростом простом предложении.
Каковы признаки простого предложения?
Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?
Как может быть осложнено простое предложение?
Выяснить, какие имеются трудности пунктуации в простом предложении.
Этап закрепления знаний и способ действия.
Расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами:
Райский смотрел на комнаты(,) на портреты(,) на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень(;) видел расчищенную дорожку(,)везде чистоту(,) чопорность(,) порядок(;) слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с полдюжины столовых(,) стенных(,) бронзовых и малахитовых часов. Надо, чтобы костер был(,) во-первых(,)бездымен(;)во-вторых(,)не очень жарок(,)а в третьих(,)в полном безветрии.(В этих предложениях распространенные однородные члены, внутри которых есть запятые).
Стану сказывать не сказки (–) правду пропою. Зоя ветрена не от заурядностии испорченности (–) от одиночества(,) безысходной тоски по настоящей любви. (Между противопоставленными по значению однородными членами ставится тире при пропуске противительного союза).
Тогда Алесей стиснул зубы(,) зажмурился(,) изо всех сил рванул унт обеими руками (–) и тут же потерял сознание. (Тире ставится при резком и неожиданном переходе от одного действия или состояния к другому).
Везде ее встречали весело и приветливо и уверяли ее, что она хорошая(,)милая(,)редкая. (Первый союз и соединяет однородные сказуемые: встречали и уверяли, а второй союз и соединяет однородные обстоятельства: весело и приветливо).
Тире между подлежащим и сказуемым.
Объяснить постановку тире в предложениях:
Какая радость это - вековые льдины сокрушать! Тревожное это время для обитателей тайги – конец весны и начало лета. (Слово это является указательным местоимением, которое относится к существительному. Перед ним тире не ставится).
Ведь жизнь прожить – не значит постареть. (Тире ставится так как частица не относится не к сказуемому, а к предшествующему слову).
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.
Взбираемся на перевальную седловину, оглядываемся и(,)пораженные картиной(,)долго стоим молча. (Личное местоимение мы отсутствует, но оно явно подразумевается в определенно-личном предложении).
Я наложу на всех одну обязанность (-) творить. (Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола с зависимыми словами и без них, как правило, отделяются тире).
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.
Я дал слово (-)и, как честные человек, намерен свое слово сдержать. Но: Я знаю его как честного человека. (Приложение с как обособляется только в том случае, если имеет обстоятельственное значение).
Петр Гладилин(,)(какой именно?) известный драматург(,)написал новую пьесу. Петр Гладилин(-)(какой именно?) известный драматург(-)написал новую пьесу. Петр Гладилин – (есть кто?) известный драматург. (Приложение, выраженное именем существительным в И. п., нельзя путать со сказуемым, выраженным именем существительным в И. п.. В первом случае ставятся две запятых или два тире, во втором случае – одно тире).
В.И. Даль(,)ровесник и друг Пушкина(,)(-)автор «Толкового словаря живого великорусского языка». (При обособлении приложений нельзя терять второй - закрывающий обособление – знак, особенно в тех случаях, когда обособление приложения сочетается с другими пунктограммами).
Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.
Необходимо принять срочное решение(,)а приняв его(,)неукоснительно проводить в жизнь. (Изъять или переставить оборот нельзя).
Она не пошла дальше(,) а(,) сбросив рюкзак(,) села у дороги. (Изъять и переставить оборот можно, так как противопоставляются сказуемые).
Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки(,) по-видимому не заметив ее в темной аллее. (Если вводное слово стоит в начале или в конце деепричастного оборота, то оно не отделяется запятыми).
Этап применения знаний и способов действия.
Выполнение самостоятельной работы по карточкам.
Решить пуктуационные и орфографические задачи.
Рефлексия. «Поставь себе оценку»
Домашнее задание. Из тестовых заданий подобрать предложения с трудностями пунктуации и объяснить постановку знаков препинания.