Тема:
Грамоте учиться – всегда пригодится. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
Цели:
1.Научить писать и читать изучаемые отрезки речевой цепи: звук, слог, слово, предложение и текст с данной буквой.
2. Развивать фонематический слух, воображение, память, речь, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас.
3. Воспитывать гордость за страну; уважение к профессиям, доброе отношение друг к другу; интерес и желание учиться,
Тип урока
Урок-путешествие. Изучение нового материала.
Предметные результаты:
1. Изучить новые звуки и буквы Пп.
2. Читать слова и слоги с изученной буквой.
3.Познакомиться с пословицами, текстом по теме урока.
Личностные результаты
Проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные буквы П, п; заглавная и строчная печатная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение.
Образовательные ресурсы
Звуковые модель-опоры, раздаточный образовательный материал (карточка с заданиями), ПК, презентация Power Point 2007
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса настрой на урок
Сегодня у нас необычный урок: и гостей много, и поработать придётся на виду у всех, а это непросто. Желаю вам проявить себя с лучшей стороны, быть уверенными и дружными.
При встрече принято знакомиться, но так как времени у нас мало, мы представимся необычно. Сначала сядут те, чьё полное имя начинается с гласной буквы, теперь те, чьё имя начинается с согласной.
Молодцы, никто не остался без места, никто не забыл, как нужно начинать урок.
Ноги (на месте)
Руки (на месте)
Локти (у края)
Спина (прямая)
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.
- На какие группы можно поделить гласные буквы?
- На какие группы можно поделить согласные буквы?
- У нас сегодня в гостях не только ваши воспитатели и учителя, но и вот этот Смайлик.
Он предлагает вам отправиться в путешествие. А как вы думаете, в какое путешествие?
- Как догадались? (Морская фуражка, ЯКОРЬ).
А может быть, вы догадаетесь и о главной цели нашего путешествия? (Познакомиться с новой буквой).
Говорим дружно попутные стихи:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
А теперь посмотрите на свой путевой листок и найдите схему, в которой находится слово кораблик. (№2) Что помогло быстро догадаться?
( Посчитали - 8 звуков) А вот и море Звуков!
Оказывается здесь все умеют петь. Послушаем и посмотрим на этих морских жителей. Надели маску, закрыли глаза ладошками. Теперь открываем и внимательно следим за каждым движением! Головой вертеть нельзя, следим только глазами, чтобы никого не спугнуть.
- Почему же оборвалась песня? Кто нарушил морскую красоту? (Пират с чёрным парусом)
III. Постановка учебной задачи
От него не так-то просто избавиться. Но нам помогут схемы. В одной из них скрывается слово «пират», в другой – слово «парус».
Что у них общего? (Одинаковое количество гласных и согласных звуков, 2 слога)
- Чего не хватает? (Ударение)
- Позовём слово «пират».
Назовите ударный слог. (2)
- Позовём слово «парус».
Назовите ударный слог. (1)
Обнаружили слова? (В 1 – пират, во 2- парус). Ударение – просто Волшебник! Сразу помог!
- Пират исчез? Нет.
- Что ещё можем сделать? (Назвать первые звуки)
- Слово «пират». Какой первый звук?
- Слово «парус». Какой первый звук?
- Чем отличаются? (Один произносится мягко, другой твёрдо).
- А почему звук произносится мягко? («и») Твёрдо? («а»)
Опасность осталась. Что вы ещё умеете определять?
(Гласный или согласный, глухой или звонкий)
Вот так знание может победить любое зло!
- А теперь освободим птиц, которых пираты держали в тяжёлых условиях. Приготовили синий и зелёный квадрат. Как вы думаете, для чего?
Если слово начинается с твёрдого звука П - синий цвет, для мягкого П- зелёный. Пингвин, попугай, павлин, пеликан, страус. Кто вошёл в группу с твёрдым звуком «П» (павлин, попугай), с мягким «П» (пингвин, пеликан). Кто лишний?
В благодарность попугайчики решил научить нас своей любимой скороговорке.
Говорил попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Что интересного заметили? (Одно слово называет предмет, другое действие)
А необыкновенные пингвины приготовили вам зарядку.
А теперь возьмите путевой листок и оцените свою работу. Уверенно работали со звуками - закрасьте цифру1 жёлтым цветом, были сомнения – зелёным, было сложно и тяжело – красный цвет.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Наш парусник направляется к острову Открытия новой буквы. Но вот и остров. Дорогу нам освещает маяк – буква П. Как вы думаете, что будем делать? (Писать букву, читать слоги).
Приготовили свой путевой листик.
Взяли ручку. Посмотрите на слайд. Учимся писать, сначала в воздухе.
Нашли точку, пишем три заглавных больших, три маленьких строчных буквы.
На что похожа?
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота.
Зачем нужна заглавная буква? Чья это буква?
А вызнаете фамилию поэта, который написал стихи про наш кораблик? (Пушкин)
Букву П ты будешь знать,
Сможешь путешествовать.
Начинаем путешествие с чтения слогов, все дружно, желательно, конечно, придумывать рифму.
Па-па-па – ведет нас всех тропа.
По-по-по –вы были в Лимпопо?
Пу-пу – пу – купили мы крупу.
Ап-ап-ап – нам нужен аппарат
Оп-оп-оп –сорвали мы укроп укроп
Уп-уп-уп- очень вкусный суп
Теперь по очереди. Мальчики выбирают вопросительную интонацию, девочки – радостную и одновременно придумываете слова.
А теперь возьмите свой корабельный листок и оцените свою работу. Уверенно читали слоги - закрасьте цифру1 жёлтым цветом, запинались– зелёным, не все буквы вспомнили– красный цвет.
Наш парусный кораблик снова в открытом море.
Начинается качка. Все встают.
Друг на друга посмотрите,
Руки в стороны держите.
Даже качки не боимся,
На свои места садимся.
Впереди главный остров! Читательский!
Я думаю, вы уже опытные путешественники и сможете оказать помощь трём неразлучным друзьям, которые потеряли одну букву. (Капитан, повар, плотник). Что общее? (Профессии) Трудовая деятельность, которая является источником дохода.
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит вам обед –
Кашу, щи и винегрет
Плотника не шуба греет, а топор. (Пословица).
Какое задание можно придумать к этим словам? (гласные, слоги, ударение)
Работаем со схемой №1 (капитан)
Какое слово начинается со слога слияния? (повар)
Разбор оставшихся слов.
-Какое слово лишнее? (капитан)
Где может служить капитан? (армия, полиция, корабль, пожарный, МЧС)
Девиз капитана: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». (Крылатое выражение).
Как вы думаете, почему рядом с этими профессиями портрет Петра 1, царя, императора России? (Освоил профессию плотника, сам участвовал в строительстве кораблей. Первый корабль появился 300 лет назад «Святой Пётр и Павел»
Начинается шторм. Волны поднимаются всё выше и выше, и мы вместе с ними встаём на зарядку.
На пути нам встретились лодка, медуза и улитка. (Изображение по рядам)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Деформированный текст. Чтение слов и предложений.
Пилот варит пилой.
Плотник летает на самолёте.
Повар пилит на плите.
Найдите предложение к схеме? ____ ____ ____.
Пилот летает на самолёте.
Плотник пилит пилой.
Повар варит на плите.
А теперь возьмите свой корабельный листок и оцените свою работу. Уверенно работали - закрасьте цифру1 жёлтым цветом, не всё было понятно– зелёным, очень трудно – красный цвет.
Подняли свои корабли.
Вот какой флот у нас получился.
VII. Рефлексивно-оценочный. Итог урока.
- Но вот и наше с вами путешествие подошло к концу.
-Где мы побывали?
-Что понравилось?
-Что запомнили?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Посмотрите на свой путевой листок. Кто прочитает стихи?
Кто отличился в нашем путешествии?
Как вы думаете, кого можно назначить капитаном нашего класса?
- В какую сказку предлагает вам отправиться наш корабельный листочек? (Сказка о царе Салтане)
Посмотрите, ещё осталась точка. Здесь вы можете написать, кем бы вы хотели стать.