Просмотр содержимого документа
«Эти удивительные суффиксы»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема «Эти удивительные суффиксы»
Цели: повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдения за словами с суффиксами разных групп по значению
Ход урока:
Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А вы? Тогда улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и с таким замечательным настроением начнем наш урок
Сами по себе они ничего не значат, лишь только присоединившись к слову, они обретают смысл.
- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?
Речь на сегодняшнем уроке пойдет о суффиксах, значит, как можно сформулировать тему нашего урока? (дети)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока
- Какие цели поставим: что мы узнаем и чему научимся
3. Целеполагание.
На уроке мы поближе познакомимся с уже известной частью слова, узнаем о роли суффикса как средства образования новых слов, научимся находить суффиксы существительных, определять их значение, образовывать новые слова при помощи этой морфемы. А для этого я объединила вас в три группы по три человека. На ваших столах лежат информационные карты, у каждой группы своя карта. Посмотрите в эти листы, в них указаны задания, они позволят многое узнать о суффиксах. Используйте эту информацию в своем устном сообщении. На подготовку я даю 2-3 минуты.
Воспроизведение знаний.
Каждая группа выходит к доске и рассказывает о том, что они узнали, приводят примеры.
1гр. «детеныши животных»
Задание классу: при помощи суффиксов образуйте новые слова от существительных
Заяц
Лиса
Медведь
Свинья
Лошадь
Собака
- А сейчас я предлагаю вам погрузиться в подводный мир. Там постоянно встречаешь разных рыбных детей. А как их называют – не знаешь. Ведь у нас на земле все просто
У волка – волчата, у лося-…, у дрозда- …, у галки - …
Ну, а кто же у обитателей морских и речных просторов, как их называют?
У окуня -… (окуньки,)
У карася -... (карасик)
У плотвы -… (плотвички)
У трески -… (трещата)
У акулы -… (акулята)
У кита -… (китята)
Какие суффиксы «работали»?
-А теперь давайте всё, что мы узнали об этих суффиксах, запишем в специальную таблицу.
2 группа «суффиксы, называющие лиц, людей по роду их деятельности»
Дети говорят о своих суффиксах, о выполнении упр. №545
- упр№547 мы выполним все вместе. Прочитаем задание к этому упр. (один ученик выполняет у доски)
А теперь сделаем выводы:
О чем узнали? Что запишем в таблицу?
3 группа – «суффиксы со значением житель какого-либо населенного пункта»
Дети рассказывают о суффиксах своей группы по значению.
Давайте совершим путешествие по населенным пунктам не только нашей страны, но и по загранице и узнаем, кто где живет
(путешествие по карте)
Выводы в таблицу
Дополнительное сообщение учителя.
-Вы рассказали не обо всех суффиксах. Мир суффиксов богат и разнообразен. Я хочу дополнить ваши сообщения и рассказать об очень интересной группе суффиксов.
Недавно прочитала я сказки со странными названиями «Сестра Алёна и брат Иван», «Красная шапка» и «Дюймовка».
- А вы такие сказки знаете?
-Помогите названиям сказок обрести свой привычный вид. Запишите это в тетрадь. Будьте внимательны, не забывайте о знаках препинания.
-Зачитайте, что у вас получилось.
-Какие суффиксы принимали участие в строительстве существительных из названий сказок?
-Какое значение они имеют? Какие прилагательные помогут охарактеризовать эти суффиксы? (добрые, ласковые) Еще их называют уменьшительно-ласкательные. С-сов с таким значением много. А вам они известны? Назовите (1 слайд)
-Задание! Найдите в предложениях слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
(предложения на слайде)
-Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
-А теперь предлагаю вспомнить одну известную вам басню Крылова, о хитрой Лисице и наивной Вороне, именно те строки, где Лисица хвалит Ворону, чтобы выманить сыр? (прочитаем наизусть)
-Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? (читаем)
-Вам нравится такой вариант?
-Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами? (с их помощью она перехитрила Ворону)
Вывод: ------
- И еще с одной группой удивительных суффиксов я хочу вас познакомить. Для этого вам нужно поработать с текстом, который находится у каждого из вас на столе. Не спешите искать в нем суффиксы. Измените, текст так, чтобы он соответствовал названиям «Малютка» (для 1 ряда) и «Великан» (для 2 ряда). На работу вам отводится 3 минуты.
(дети зачитывают)
-Как же так, ведь текст у всех вас был один и тот же. Что изменило его смысл? (суффиксы)
-Какие?
- Какое же они имеют значение? Какими прилагательными их можно охарактеризовать? (большой и маленький)
-А что это за слова по лексическому значению? (слова-антонимы)
Значит, и суффиксы, при помощи которых были образованы слова в 2-х текстах, можно назвать антонимичными.
- У нас осталась незаполненной 1 строка таблицы, что мы запишем в нее?
(заполняют)
- А теперь представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Все существительные, предложим, даны нам в готовом виде, ничего не надо отбрасывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло? (ответ детей)