kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эти удивительные суффиксы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок позволяет повторить известные из начальной шгколы сведения о суффиксах, их роли в словах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эти удивительные суффиксы»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема «Эти удивительные суффиксы»


Цели: повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдения за словами с суффиксами разных групп по значению


Ход урока:


  1. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А вы? Тогда улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и с таким замечательным настроением начнем наш урок


  1. Постановка учебной проблемы.

На экране появляется запись:

-онок- -ёнок- -ик- -ец- -ник- -тель- -ат- -очк- -к-

-Что это за слова на доске? (дети)

-А что вы знаете о суффиксах? (дети)

Сами по себе они ничего не значат, лишь только присоединившись к слову, они обретают смысл.

- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?

Речь на сегодняшнем уроке пойдет о суффиксах, значит, как можно сформулировать тему нашего урока? (дети)

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока

- Какие цели поставим: что мы узнаем и чему научимся


3. Целеполагание.

На уроке мы поближе познакомимся с уже известной частью слова, узнаем о роли суффикса как средства образования новых слов, научимся находить суффиксы существительных, определять их значение, образовывать новые слова при помощи этой морфемы. А для этого я объединила вас в три группы по три человека. На ваших столах лежат информационные карты, у каждой группы своя карта. Посмотрите в эти листы, в них указаны задания, они позволят многое узнать о суффиксах. Используйте эту информацию в своем устном сообщении. На подготовку я даю 2-3 минуты.

  1. Воспроизведение знаний.

Каждая группа выходит к доске и рассказывает о том, что они узнали, приводят примеры.


1гр. «детеныши животных»

Задание классу: при помощи суффиксов образуйте новые слова от существительных

Заяц

Лиса

Медведь

Свинья

Лошадь

Собака


- А сейчас я предлагаю вам погрузиться в подводный мир. Там постоянно встречаешь разных рыбных детей. А как их называют – не знаешь. Ведь у нас на земле все просто

У волка – волчата, у лося-…, у дрозда- …, у галки - …

Ну, а кто же у обитателей морских и речных просторов, как их называют?

У окуня -… (окуньки,)

У карася -... (карасик)

У плотвы -… (плотвички)

У трески -… (трещата)

У акулы -… (акулята)

У кита -… (китята)

Какие суффиксы «работали»?

-А теперь давайте всё, что мы узнали об этих суффиксах, запишем в специальную таблицу.


2 группа «суффиксы, называющие лиц, людей по роду их деятельности»

Дети говорят о своих суффиксах, о выполнении упр. №545


- упр№547 мы выполним все вместе. Прочитаем задание к этому упр. (один ученик выполняет у доски)


А теперь сделаем выводы:

О чем узнали? Что запишем в таблицу?


3 группа – «суффиксы со значением житель какого-либо населенного пункта»


Дети рассказывают о суффиксах своей группы по значению.

Давайте совершим путешествие по населенным пунктам не только нашей страны, но и по загранице и узнаем, кто где живет


(путешествие по карте)


Выводы в таблицу


  1. Дополнительное сообщение учителя.


-Вы рассказали не обо всех суффиксах. Мир суффиксов богат и разнообразен. Я хочу дополнить ваши сообщения и рассказать об очень интересной группе суффиксов.

Недавно прочитала я сказки со странными названиями «Сестра Алёна и брат Иван», «Красная шапка» и «Дюймовка».

- А вы такие сказки знаете?

-Помогите названиям сказок обрести свой привычный вид. Запишите это в тетрадь. Будьте внимательны, не забывайте о знаках препинания.

-Зачитайте, что у вас получилось.

-Какие суффиксы принимали участие в строительстве существительных из названий сказок?

-Какое значение они имеют? Какие прилагательные помогут охарактеризовать эти суффиксы? (добрые, ласковые) Еще их называют уменьшительно-ласкательные. С-сов с таким значением много. А вам они известны? Назовите (1 слайд)

-Задание! Найдите в предложениях слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


(предложения на слайде)


-Молодцы, вы замечательно справились с заданием.


-А теперь предлагаю вспомнить одну известную вам басню Крылова, о хитрой Лисице и наивной Вороне, именно те строки, где Лисица хвалит Ворону, чтобы выманить сыр? (прочитаем наизусть)

-Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? (читаем)

-Вам нравится такой вариант?

-Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами? (с их помощью она перехитрила Ворону)

Вывод: ------


- И еще с одной группой удивительных суффиксов я хочу вас познакомить. Для этого вам нужно поработать с текстом, который находится у каждого из вас на столе. Не спешите искать в нем суффиксы. Измените, текст так, чтобы он соответствовал названиям «Малютка» (для 1 ряда) и «Великан» (для 2 ряда). На работу вам отводится 3 минуты.


(дети зачитывают)


-Как же так, ведь текст у всех вас был один и тот же. Что изменило его смысл? (суффиксы)

-Какие?

- Какое же они имеют значение? Какими прилагательными их можно охарактеризовать? (большой и маленький)

-А что это за слова по лексическому значению? (слова-антонимы)

Значит, и суффиксы, при помощи которых были образованы слова в 2-х текстах, можно назвать антонимичными.

- У нас осталась незаполненной 1 строка таблицы, что мы запишем в нее?

(заполняют)


- А теперь представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Все существительные, предложим, даны нам в готовом виде, ничего не надо отбрасывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло? (ответ детей)


Рефлексия:

-Что узнали нового на уроке? (таблица)

-Полезен ли был урок?

-Чему научились?

-Что вызвало интерес?



Домашнее задание: упражнение №552, №553 на «5»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Эти удивительные суффиксы

Автор: Гриднева Анна Александровна

Дата: 19.12.2024

Номер свидетельства: 662201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок русского языка 3 класс "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "134013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416649853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока по теме суффикс"
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_po_tiemie_suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "384728"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485581876"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове. "
    ["seo_title"] => string(47) "tiema-chasti-slova-suffiks-i-iegho-rol-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "158930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "МБОУ "Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ" "
    ["seo_title"] => string(33) "mbou-vasil-ievskaia-sosh-3-zmr-rt"
    ["file_id"] => string(6) "244637"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445967105"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства