Тема: «Значения суффиксов»
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Что такое приставка? Для чего она служит?
III. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа
- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.
- Как найти в слове суффикс?
2. Словарный диктант
Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.
IV. Самоопределение к деятельности
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», - написал -ик-.
«Большой дом»
«Домище», - писал -ищ-.
«Старый, дряблый дом».
«Домишко», писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
- Тортик! - закричал -ик-.
- Тортишко, усмехнулся -ишк-,
- Тортище, - сказал -ищ-.
- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
- Прочитайте слова.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
2. Работа по учебнику
Упр. 168 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Какое значение словам придают эти суффиксы?
3. Анализ смысловых значений суффиксов
- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
4. Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 91).
- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
- Прочитайте суффиксы в рамочке.
- Найдите данные суффиксы в словах.
- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
- Назовите слова с таким суффиксом.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
Упр. 170 (с. 92).
- Прочитайте.
- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Физкультминутка
Упражнение для глаз
П.п. - сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 172 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
- Какое значение придают эти суффиксы словам?
Упр. 173 (с. 93).
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
Упр. 174 (с. 93).
- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)
- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?
- А кто помнит мораль басни? Расскажите.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.
- Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.
Упр. 175 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
VIII. Рефлексия
1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов
- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
- Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)
2. Игра «Хитрые вопросы»
-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
- Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что общего между суффиксом и приставкой?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 94).
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?
- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?