kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Значения суффиксов»

   Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

I.                  Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Проверка домашнего задания

     (Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

     - Что такое суффикс? Для чего он служит?

     - Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

      1. Фронтальная работа

      - Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

     Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

     - Как найти в слове суффикс?

    2. Словарный диктант

    Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

   Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

   Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

   В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал -ишк-.

   Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

   В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

   Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

     - Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

    1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

    - Прочитайте слова.

    Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

    - Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

    - Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

   Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

   Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

   Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

   Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

   Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

   Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

    2. Работа по учебнику

    Упр. 168 (с. 91).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Какое значение словам придают эти суффиксы?

    3. Анализ смысловых значений суффиксов

    - Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

    - Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

    (Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

    Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

    - С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

    - Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

    4. Работа по учебнику

    Упр. 169 (с. 91).

    - Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

    - Прочитайте суффиксы в рамочке.

    - Найдите данные суффиксы в словах.

    - Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

    - Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

    - Назовите слова с таким суффиксом.

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    Упр. 170 (с. 92).

    - Прочитайте.

    - Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

    - Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

Упражнение для глаз

П.п. - сидя за партой.

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. От­дых 10-15 сек.

1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

 

VII. Закрепление изученного материала

       Работа по учебнику

       Упр. 172 (с. 92).

       (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

       - Какое значение придают эти суффиксы словам?

      Упр. 173 (с. 93).

      - Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

      - Объясните лексическое значение каждого слова.

      - С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

      - Выполните письменные задания к упражнению.

      (Взаимопроверка.)

      Упр. 174 (с. 93).

      - Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

      - Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

      - А кто помнит мораль басни? Расскажите.

      - Выполните письменные задания к упражнению.

      - Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

      - Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

    Упр. 175 (с. 94).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

    - Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

        1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

     - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

     Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

     - Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

     - Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

     2. Игра «Хитрые вопросы»

     -Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

     - Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

     - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

     - Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

     - Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

     - Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

      Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

   Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

   Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

   И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

    Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?

   - А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс »

Тема: «Значения суффиксов»

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

- Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-.

«Большой дом»

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

- Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

Упражнение для глаз

П.п. - сидя за партой.

1.  Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.  Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. От­дых 10-15 сек.

1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.


VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172 (с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173 (с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка.)

Упр. 174 (с. 93).

- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

- А кто помнит мораль басни? Расскажите.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

- Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?

- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка 3 класс

Автор: Чумарова Зифа Ильнуровна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок русского языка в 6 классе. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива."
    ["seo_title"] => string(71) "urokrusskoghoiazykav6klassieinfinitivsuffiksyinfinitivaosnovainfinitiva"
    ["file_id"] => string(6) "262076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449250352"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства