kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме суффикс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Тема раздела: «Состав слова».

Тема урока: «Суффикс».

Тип урока: урок изучения нового.

УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Цель: сформировать новые знания, умения, навыки по теме.

Планируемые результаты:

  • предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах;

  • личностные: формирование умения слушать и слышать; развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;

  • метапредметные:

  1. Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.

  2. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

  3. Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать своё предложение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа, иллюстративный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент.

1 мин.

- Здравствуйте, дети! Садитесь.

- Человеческая улыбка - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.

- Я вижу, оно у вас хорошее! Итак, за работу. Уверена, всё у нас сегодня получится!

Кивнули. Сели.

2

Актуализация опорных знаний.

6 мин.

Словарно-орфографическая работа:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Подписали карточку. Прочитали внимательно задание. Выполняем. Даю 5 минут.

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы

1. Советский воин бер.жёт р.дной страны покой и славу. 2. С д.лёкого фронта в родимую хату д.мой возвращались два брата с.лдата. 3. Но служ.вый знает дело, и за Родину св.ю он пойдет в атаку смело, поб.дит врага в б.ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

- Сдаем с последних парт вперед.

Бережёт, родной, далёкого, домой, солдата, служивый, свою, победит, бою.

Воин, служивый.

3

Постановка темы и цели урока.

6 мин.

- Ребят, какие части слова вы уже знаете?

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

- А есть ли еще другие части слова?

- Какие вы молодцы!

- Проведем исследование. Внимание на доску.

СЛАЙД (2 группы слов).

1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении всех слов?

- Что общего в значении слов первой группы?

- Второй группы?

- Словами, из какой группы не следует пользоваться? Почему?

- Начнем исследование. Есть ли общая часть в словах первой группы?

- После, какой части она стоит?

- А во второй?

- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно-ласкательное, или грубоватое и пренебрежительное. Эта часть слова имеет свое название.

- Данная часть слова называется суффикс.

- Где стоит эта часть?

На доске слово суффикс.

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем сегодня учиться?

- Корень и приставку.

- Да. Суффикс, окончание.

Читают.

- Это имена.

- Ласковые имена.

- Грубоватые имена.

- 2. Будет обидно, если так позвать человека.

- нька.

- После корня.

- ка.

- После корня.

- Суффикс.

- Познакомимся с новой частью слова.

4

Работа по теме урока.

12 мин.

- Ребят, скажите, из нашего исследования, как вы понимаете, что такое суффикс?

СЛАЙД (вывод).

- Вот такой вывод мы с вами сделали. А теперь посмотрим, что говорят про суффикс авторы учебника. Открываем учебник на стр. 62. Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

- Посмотрите на слово суффикс. Какая орфограмма спряталась?

- Запишите это слово в тетрадь и подчеркните орфограмму.

- А теперь составим рассказ о новой части слова по плану.

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?

3. Каким значком обозначается?

- На стр. 62 посмотрите на задание Совёнка. Что нужно сделать?

- Что получилось?

- Какие части слова вы использовали?

- Запишите слова и выделите корень и суффикс.

- Выполним задание Ани. Она загадала слова, отгадаем их и запишем в тетрадь.

- Выделите отличительный признак каждого слова.

- Чем похожи данные слова?

- А чем они отличаются?

- А теперь посмотрим на задание Вани. Он предлагает нам посмотреть, как работает суффикс.

- На что он может указывать?

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и придает словам разные оттенки значения.

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – суффикс.

- Удвоенная согласная буква ф.

1. Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3. Обозначается перевернутой галочкой.

- Образовать новые слова.

- Тигрёнок, мамонтёнок, страусёнок, слонёнок, котёнок.

- Корень и суффикс.

- Домик, домище, домина, домишко.

- Это однокоренные слова.

- У них разные суффиксы.

- На размер предмета: домик и домище.

5

Физминутка.

2 мин.

- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что в них есть суффикс, то над головой строите крышу из ладошек, если суффикса нет – хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазища.

- Молодцы. Продолжаем работать дальше.

6

Обобщение и систематизация изученного материала.

5 мин.

- Открываем рабочую тетрадь на стр. 27, упр. 147. Игра «Кто больше?».

- Играть будем в парах. Вам нужно образовать слова с суффиксами –ик- и –ок-. Обратите внимание на слова для выбора.

- Проверьте работу друг друга и оцените.

7

Рефлексия.

4 мин.

Подведение итогов урока.

2 мин.

- Теперь, дежурные раздадут карточки. На карточке еще одна игра, называется «Четвертый лишний». Вам нужно вычеркнуть лишнее слово, а ответ обосновать.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

СЛАЙД (образец).

- Оцените себя самостоятельно.

- Что такое суффикс?

- Для чего он служит?

- Каким знаком обозначается?

- Часть слова.

- Служит для образования новых слов.

- Обозначается перевернутой галочкой.

8

Домашнее задание.

2 мин.

- Записываем домашнее задание.

Р.: Р. т. стр. 27, упр. 148.

ФИ_______________________________

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

1. Советский воин бер.жёт р.дной страны покой и славу. 2. С д.лёкого фронта в родимую хату д.мой возвращались два брата с.лдата. 3. Но служ.вый знает дело, и за Родину св.ю он пойдет в атаку смело, поб.дит врага в б.ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме суффикс»


Конспект урока.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Тема раздела: «Состав слова».

Тема урока: «Суффикс».

Тип урока: урок изучения нового.

УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Цель: сформировать новые знания, умения, навыки по теме.

Планируемые результаты:

  • предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах;

  • личностные: формирование умения слушать и слышать; развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;

  • метапредметные:

  1. Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.

  2. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

  3. Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать своё предложение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа, иллюстративный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент.

1 мин.

- Здравствуйте, дети! Садитесь.

- Человеческая улыбка - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.

- Я вижу, оно у вас хорошее! Итак, за работу. Уверена, всё у нас сегодня получится!

Кивнули. Сели.

2

Актуализация опорных знаний.

6 мин.

Словарно-орфографическая работа:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.


- Подписали карточку. Прочитали внимательно задание. Выполняем. Даю 5 минут.


Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы

1. Советский воин бер..жёт р..дной страны покой и славу. 2. С д..лёкого фронта в родимую хату д..мой возвращались два брата с..лдата. 3. Но служ..вый знает дело, и за Родину св..ю он пойдет в атаку смело, поб..дит врага в б..ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.


- Сдаем с последних парт вперед.











Бережёт, родной, далёкого, домой, солдата, служивый, свою, победит, бою.




Воин, служивый.

3

Постановка темы и цели урока.

6 мин.

- Ребят, какие части слова вы уже знаете?

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

- А есть ли еще другие части слова?


- Какие вы молодцы!

- Проведем исследование. Внимание на доску.

СЛАЙД (2 группы слов).

1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении всех слов?

- Что общего в значении слов первой группы?

- Второй группы?

- Словами, из какой группы не следует пользоваться? Почему?

- Начнем исследование. Есть ли общая часть в словах первой группы?

- После, какой части она стоит?

- А во второй?

- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно-ласкательное, или грубоватое и пренебрежительное. Эта часть слова имеет свое название.

- Данная часть слова называется суффикс.

- Где стоит эта часть?

На доске слово суффикс.

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем сегодня учиться?

- Корень и приставку.




- Да. Суффикс, окончание.





Читают.




- Это имена.

- Ласковые имена.


- Грубоватые имена.

- 2. Будет обидно, если так позвать человека.

- нька.


- После корня.

- ка.









- После корня.


- Суффикс.

- Познакомимся с новой частью слова.

4

Работа по теме урока.

12 мин.

- Ребят, скажите, из нашего исследования, как вы понимаете, что такое суффикс?




СЛАЙД (вывод).

- Вот такой вывод мы с вами сделали. А теперь посмотрим, что говорят про суффикс авторы учебника. Открываем учебник на стр. 62. Прочитаем сообщение профессора Самоварова.




- Посмотрите на слово суффикс. Какая орфограмма спряталась?


- Запишите это слово в тетрадь и подчеркните орфограмму.

- А теперь составим рассказ о новой части слова по плану.

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?


3. Каким значком обозначается?


- На стр. 62 посмотрите на задание Совёнка. Что нужно сделать?

- Что получилось?



- Какие части слова вы использовали?

- Запишите слова и выделите корень и суффикс.

- Выполним задание Ани. Она загадала слова, отгадаем их и запишем в тетрадь.

- Выделите отличительный признак каждого слова.

- Чем похожи данные слова?


- А чем они отличаются?

- А теперь посмотрим на задание Вани. Он предлагает нам посмотреть, как работает суффикс.

- На что он может указывать?



- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и придает словам разные оттенки значения.







- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – суффикс.


- Удвоенная согласная буква ф.





1. Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3. Обозначается перевернутой галочкой.


- Образовать новые слова.

- Тигрёнок, мамонтёнок, страусёнок, слонёнок, котёнок.

- Корень и суффикс.





- Домик, домище, домина, домишко.



- Это однокоренные слова.

- У них разные суффиксы.




- На размер предмета: домик и домище.

5

Физминутка.

2 мин.

- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что в них есть суффикс, то над головой строите крышу из ладошек, если суффикса нет – хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазища.

- Молодцы. Продолжаем работать дальше.


6

Обобщение и систематизация изученного материала.

5 мин.

- Открываем рабочую тетрадь на стр. 27, упр. 147. Игра «Кто больше?».

- Играть будем в парах. Вам нужно образовать слова с суффиксами –ик- и –ок-. Обратите внимание на слова для выбора.

- Проверьте работу друг друга и оцените.


7

Рефлексия.

4 мин.











Подведение итогов урока.

2 мин.

- Теперь, дежурные раздадут карточки. На карточке еще одна игра, называется «Четвертый лишний». Вам нужно вычеркнуть лишнее слово, а ответ обосновать.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

СЛАЙД (образец).

- Оцените себя самостоятельно.


- Что такое суффикс?

- Для чего он служит?


- Каким знаком обозначается?













- Часть слова.

- Служит для образования новых слов.

- Обозначается перевернутой галочкой.

8

Домашнее задание.

2 мин.

- Записываем домашнее задание.

Р.: Р. т. стр. 27, упр. 148.














ФИ_______________________________

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

1. Советский воин бер..жёт р..дной страны покой и славу. 2. С д..лёкого фронта в родимую хату д..мой возвращались два брата с..лдата. 3. Но служ..вый знает дело, и за Родину св..ю он пойдет в атаку смело, поб..дит врага в б..ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ_______________________________

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

1. Советский воин бер..жёт р..дной страны покой и славу. 2. С д..лёкого фронта в родимую хату д..мой возвращались два брата с..лдата. 3. Но служ..вый знает дело, и за Родину св..ю он пойдет в атаку смело, поб..дит врага в б..ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ_______________________________

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

1. Советский воин бер..жёт р..дной страны покой и славу. 2. С д..лёкого фронта в родимую хату д..мой возвращались два брата с..лдата. 3. Но служ..вый знает дело, и за Родину св..ю он пойдет в атаку смело, поб..дит врага в б..ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ_______________________________

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

1. Советский воин бер..жёт р..дной страны покой и славу. 2. С д..лёкого фронта в родимую хату д..мой возвращались два брата с..лдата. 3. Но служ..вый знает дело, и за Родину св..ю он пойдет в атаку смело, поб..дит врага в б..ю.

Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркните лишнее слово.

А) Рыбка, садик, горка, норка.

Б) Хвостище, усище, глазище, усики.

В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.





Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме суффикс

Автор: Сень Наталья Николаевна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов -ек, -ик " "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik"
    ["file_id"] => string(6) "113748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971045"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Открытый урок по русскому языку. Тема "Суффикс"."
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-tiema-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "283191"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803215"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_iek_ik"
    ["file_id"] => string(6) "398720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489071599"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства