Конспект урока.
Предмет: Русский язык.
Класс: 2.
Тема раздела: «Состав слова».
Тема урока: «Суффикс».
Тип урока: урок изучения нового.
УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Цель: сформировать новые знания, умения, навыки по теме.
Планируемые результаты:
-
предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах;
-
личностные: формирование умения слушать и слышать; развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах;
-
метапредметные:
-
Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.
-
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
-
Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать своё предложение.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, презентация, раздаточный материал.
Методы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа, иллюстративный.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Орг. момент.
1 мин.
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Человеческая улыбка - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.
- Я вижу, оно у вас хорошее! Итак, за работу. Уверена, всё у нас сегодня получится!
Кивнули. Сели.
2
Актуализация опорных знаний.
6 мин.
Словарно-орфографическая работа:
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Подписали карточку. Прочитали внимательно задание. Выполняем. Даю 5 минут.
Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы
1. Советский воин бер.жёт р.дной страны покой и славу. 2. С д.лёкого фронта в родимую хату д.мой возвращались два брата с.лдата. 3. Но служ.вый знает дело, и за Родину св.ю он пойдет в атаку смело, поб.дит врага в б.ю.
Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
- Сдаем с последних парт вперед.
Бережёт, родной, далёкого, домой, солдата, служивый, свою, победит, бою.
Воин, служивый.
3
Постановка темы и цели урока.
6 мин.
- Ребят, какие части слова вы уже знаете?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- А есть ли еще другие части слова?
- Какие вы молодцы!
- Проведем исследование. Внимание на доску.
СЛАЙД (2 группы слов).
1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.
- Что общего в значении всех слов?
- Что общего в значении слов первой группы?
- Второй группы?
- Словами, из какой группы не следует пользоваться? Почему?
- Начнем исследование. Есть ли общая часть в словах первой группы?
- После, какой части она стоит?
- А во второй?
- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно-ласкательное, или грубоватое и пренебрежительное. Эта часть слова имеет свое название.
- Данная часть слова называется суффикс.
- Где стоит эта часть?
На доске слово суффикс.
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем сегодня учиться?
- Корень и приставку.
- Да. Суффикс, окончание.
Читают.
- Это имена.
- Ласковые имена.
- Грубоватые имена.
- 2. Будет обидно, если так позвать человека.
- нька.
- После корня.
- ка.
- После корня.
- Суффикс.
- Познакомимся с новой частью слова.
4
Работа по теме урока.
12 мин.
- Ребят, скажите, из нашего исследования, как вы понимаете, что такое суффикс?
СЛАЙД (вывод).
- Вот такой вывод мы с вами сделали. А теперь посмотрим, что говорят про суффикс авторы учебника. Открываем учебник на стр. 62. Прочитаем сообщение профессора Самоварова.
- Посмотрите на слово суффикс. Какая орфограмма спряталась?
- Запишите это слово в тетрадь и подчеркните орфограмму.
- А теперь составим рассказ о новой части слова по плану.
1. Что такое суффикс?
2. Для чего он служит?
3. Каким значком обозначается?
- На стр. 62 посмотрите на задание Совёнка. Что нужно сделать?
- Что получилось?
- Какие части слова вы использовали?
- Запишите слова и выделите корень и суффикс.
- Выполним задание Ани. Она загадала слова, отгадаем их и запишем в тетрадь.
- Выделите отличительный признак каждого слова.
- Чем похожи данные слова?
- А чем они отличаются?
- А теперь посмотрим на задание Вани. Он предлагает нам посмотреть, как работает суффикс.
- На что он может указывать?
- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и придает словам разные оттенки значения.
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – суффикс.
- Удвоенная согласная буква ф.
1. Часть слова.
2. Служит для образования новых слов.
3. Обозначается перевернутой галочкой.
- Образовать новые слова.
- Тигрёнок, мамонтёнок, страусёнок, слонёнок, котёнок.
- Корень и суффикс.
- Домик, домище, домина, домишко.
- Это однокоренные слова.
- У них разные суффиксы.
- На размер предмета: домик и домище.
5
Физминутка.
2 мин.
- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что в них есть суффикс, то над головой строите крышу из ладошек, если суффикса нет – хлопаете в ладоши.
- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазища.
- Молодцы. Продолжаем работать дальше.
6
Обобщение и систематизация изученного материала.
5 мин.
- Открываем рабочую тетрадь на стр. 27, упр. 147. Игра «Кто больше?».
- Играть будем в парах. Вам нужно образовать слова с суффиксами –ик- и –ок-. Обратите внимание на слова для выбора.
- Проверьте работу друг друга и оцените.
7
Рефлексия.
4 мин.
Подведение итогов урока.
2 мин.
- Теперь, дежурные раздадут карточки. На карточке еще одна игра, называется «Четвертый лишний». Вам нужно вычеркнуть лишнее слово, а ответ обосновать.
А) Рыбка, садик, горка, норка.
Б) Хвостище, усище, глазище, усики.
В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.
СЛАЙД (образец).
- Оцените себя самостоятельно.
- Что такое суффикс?
- Для чего он служит?
- Каким знаком обозначается?
- Часть слова.
- Служит для образования новых слов.
- Обозначается перевернутой галочкой.
8
Домашнее задание.
2 мин.
- Записываем домашнее задание.
Р.: Р. т. стр. 27, упр. 148.
ФИ_______________________________
Задание: вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.
1. Советский воин бер.жёт р.дной страны покой и славу. 2. С д.лёкого фронта в родимую хату д.мой возвращались два брата с.лдата. 3. Но служ.вый знает дело, и за Родину св.ю он пойдет в атаку смело, поб.дит врага в б.ю.
Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркните лишнее слово.
А) Рыбка, садик, горка, норка.
Б) Хвостище, усище, глазище, усики.
В) Танкист, футболист, печник, хоккеист.
Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.