kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МБОУ "Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5-м классе "Морфемы. Морфемика"

     Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.

ХОД УРОКА

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

- Здравствуйте, ты скажешь человеку.

-Здравствуй, улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

А теперь займите свои места. Спасибо, ребята, я присоединяюсь к вашему пожеланию всем быть здоровыми.

На прошлом уроке мы закончили изучение какой темы? (Чередование гласных в корне слова).

Верно, внимание на экран. Сейчас вы должны выполнить следующие задания.

- А теперь мы переходим к изучению новой темы и  отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… я не скажу его название,  это пока тайна.

- Ребята, побывать на этом острове могут  только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку. Очень удачно, что вы сидите на двух рядах.  Итак, внимание!

Первый вопрос:

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)

Молодцы! Все приобрели билеты.

Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.

- Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовых журналах (Записать в тетради число и т.д.)

Презентация.

СЛАЙД 1

- А теперь – в путь! (Звук моря)

СЛАЙД 2

- Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.

СЛАЙД 3

- Как называется этот остров? (Морфемика).

- Морфемика! Какое красивое название!

СЛАЙД 4

- Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).

На доске условные обозначения морфем.

СЛАЙД 5

- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.

Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.

Учитель объявляет цель урока:

СЛАЙД 6

Друзья! Задача наша такова –

 Откроем, как построены слова,

 Какие их морфемы составляют,

 Какую роль в словах они играют.

 (П.Чесноков.)

Задание.

СЛАЙД 7

- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется,

 Остальную же часть слова

 Именуем мы основой.

Корень слова – главная значимая часть.

 Родственные связи дарят корню власть.

 Выясни умело линию родства –

 Однокоренные подбери слова.

За корнем суффикс

Обогрел местечко,

 Не словом угодил,

 А лишь словечком.

Река большая

 Превратится в речку,

 Лес – в лесника,

 А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представь-ка,

 Есть дама гордая – приставка.

 А злит она его одним:

 Стоит лишь только перед ним.

 (А.Косоговский.)

- Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).

Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.

Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).

Итак, части слова: приставка, корень, суффикс, окончание как назвать одним словом– морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)

СЛАЙД 8

Вопросы по картинке:

- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?

- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?

- Какие морфемы ссорятся? Почему?

- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?

- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?

- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).

СЛАЙД 9

Задание.

- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?

Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

( Золотая осень – прекрасная пора.)

- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)

Задание. Работа с учебником.

- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 181)

Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.

Проверка.

- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

СЛАЙД 11

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.

Задание.

Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)

Проверка. Каждая команда называет по одному слову. Жетон получает та команда, которая назовёт последнее слово.

- Что же обозначает суффикс в этих словах?

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 13

Задание. Упражнение 1 устно

Прибежал, студентка, колосок, огородник, волосок, колхозник, артистка, прицепил.

Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.*

СЛАЙД 14

Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.

- Какое значение имеет морфема при-?

СЛАЙД 15

Студентка, артистка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.

Какое смысловое значение имеет суффикс –к-? (обозначает лиц женского пола)

СЛАЙД 16

Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.

- Кто расскажет о последней паре слов?

СЛАЙД 17

Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).

- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.

СЛАЙД 18

Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.

Задание.

За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.

Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?

- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.

СЛАЙД 19

Загадка.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

 Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

 Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

- Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте групповые и индивидуальные жетоны. У кого сколько?

Выставление оценок. Запись домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МБОУ "Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ" »


Конспект урока русского языка в 5-м классе "Морфемы. Морфемика"


Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.


ХОД УРОКА

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

- Здравствуйте, ты скажешь человеку.

-Здравствуй, улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

А теперь займите свои места. Спасибо, ребята, я присоединяюсь к вашему пожеланию всем быть здоровыми.

На прошлом уроке мы закончили изучение какой темы? (Чередование гласных в корне слова).

Верно, внимание на экран. Сейчас вы должны выполнить следующие задания.


- А теперь мы переходим к изучению новой темы и отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… я не скажу его название, это пока тайна.

- Ребята, побывать на этом острове могут только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку. Очень удачно, что вы сидите на двух рядах. Итак, внимание!

Первый вопрос:

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)


Молодцы! Все приобрели билеты.


Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.


- Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовых журналах (Записать в тетради число и т.д.)


Презентация.


СЛАЙД 1


- А теперь – в путь! (Звук моря)


СЛАЙД 2


- Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.


СЛАЙД 3


- Как называется этот остров? (Морфемика).


- Морфемика! Какое красивое название!

СЛАЙД 4


- Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).


На доске условные обозначения морфем.


СЛАЙД 5


- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.


Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.


Учитель объявляет цель урока:


СЛАЙД 6


Друзья! Задача наша такова –

Откроем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

(П.Чесноков.)


Задание.


СЛАЙД 7


- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)


Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.


Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.


За корнем суффикс

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.


Река большая

Превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.


У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

(А.Косоговский.)


- Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).


Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.


Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).

Итак, части слова: приставка, корень, суффикс, окончание как назвать одним словом– морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)


СЛАЙД 8


Вопросы по картинке:



- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?


- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?


- Какие морфемы ссорятся? Почему?


- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?


- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?


- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).


СЛАЙД 9


Задание.


- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?


Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.


( Золотая осень – прекрасная пора.)


- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)


Задание. Работа с учебником.


- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 181)


Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.


Проверка.


- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”


- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?


СЛАЙД 11


Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.


- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.


Задание.


Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)


Проверка. Каждая команда называет по одному слову. Жетон получает та команда, которая назовёт последнее слово.


- Что же обозначает суффикс в этих словах?


ФИЗМИНУТКА


СЛАЙД 13


Задание. Упражнение 1 устно


Прибежал, студентка, колосок, огородник, волосок, колхозник, артистка, прицепил.


Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.*


СЛАЙД 14


Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.


- Какое значение имеет морфема при-?


СЛАЙД 15


Студентка, артистка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.


Какое смысловое значение имеет суффикс –к-? (обозначает лиц женского пола)


СЛАЙД 16


Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.


- Кто расскажет о последней паре слов?


СЛАЙД 17


Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.


- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).


- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.


СЛАЙД 18


Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.


Задание.


За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.


Итог урока.


- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?


- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.


СЛАЙД 19


Загадка.


Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)


- Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте групповые и индивидуальные жетоны. У кого сколько?


Выставление оценок. Запись домашнего задания.


СЛАЙД 20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МБОУ "Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ"

Автор: Хадиева Фарида Хатиповна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "“My Home is my Castle” (Мой дом – моя крепость) "
    ["seo_title"] => string(42) "my-home-is-my-castle-moi-dom-moia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "227607"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440833381"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства