Просмотр содержимого документа
«Двусоставные и односоставные предложения »
Тема: Двусоставные и односоставные предложения.
Цель:
I. Обобщить и систематизировать знания об односоставных и двусоставных
предложениях, уметь отличать их по строению грамматической основы
II. Развивать речь, память, логическое мышление. Развивать творческие способности.
111. Воспитывать любовь к красоте природы, развивать прекрасные качества: чуткость,
красоту души.
Тип урока: Урок-корректировка
Оборудование: Слайды. Интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент « подготовка класса к уроку»
2. Психологический настрой
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас,
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.
Урок русского языка на тему: «Односоставные и двусоставные предложения».
( объявить цель урока )
3. Работа над эпиграфом
Эпиграф:« Унылая пора! Очей очарованье!
(слайд) Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса» (А.С.Пушкин.)
- Какое время года описывает Пушкин в этом произведение?
( Ответы детей)
-Сегодня этот урок мы посвятим прекрасному времени года осени. Многие поэты, писатели, композиторы, художники воспевали красоту этого замечательного времени года, когда в природе происходит чудо: осень меняет краски, покрывая деревья золотой листвой.
4. Словарная работа (слайд)
Унылая пора - грустная пора. (Работа над лексич. зна-
Прощальная краса – уходящая красота. ния выходят на экране
В багрец ( багровый)- красный, густого тёмного оттенка. после ответов уч-ся.)
Увяданье – увядать, терять свежесть, сохнуть.
Слово учителя:
В этом стихотворение Пушкин восхищается уходящей красотой осени. Красота эта не долговечна. Начнут дуть ветры, срывая листья с деревьев, и наши улицы станут серыми, скучными, пока зима не покроет их белоснежным ковром
2. Какие бы вы подобрали эпитеты к слову «осень»? ( грустная, дождливая, золотая,)
5.« Синтаксическая минутка» (слайд)
.1 составить предложения на тему «осень»( ответы детей)
2 Составить предложение с данными словами:
Листья, и, кружатся, падают, осенние, землю, тихо, на.
Вы составили прекрасные предложения об осени. Во втором задании из слов составили предложения. Вспомним, что такое предложение?
Назовите виды и типы предложений (ответы учащихся)
6. Работа по семе (слайд)
( ученики определяют типы и виды простых предложений, опираясь на схему. Ответы закрепляют примерами.)
7. Задание: ПОИСК (слайд)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Перед вами отрывок из произведения А.С. Пушкина, где он опять признаётся в любви к осени. Осень у Пушкина самая любимая пора, она его вдохновляла. По его словам, каждой осенью он расцветал вновь, каждую осень он молодел и был полон творческих идей. Именно в этот период он создаёт свои великие шедевры.
Задание к предложению:
1 подберите к слову « бранить» синонимы (ругать, выговаривать, журить)
2 синтаксический разбор.
Сложное предложение, состоит из двух простых предложений, связанных союзом «но»,
который указывает на противопоставление действий.
Первое предложение - простое, односоставное, полное, распространённое.
Второе – простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обращением и однородными определениями
Вывод: по строению грамматических основ предложения делятся на односоставные и
двусоставные
.
8. Работа по схеме: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (слайд)
1.Ученики работают по схеме, определяя виды простых предложений по составу главных членов предложения
2. Вспоминают и закрепляют типы односоставных предложений по составу подлежащего и составу сказуемого.
3. Приводят примеры.
9.ВОДОВОРОТ( интеллектуально – поисковая работа)
( задание на закрепление предложений по строению грамматической основы)
Дети зачитывают предложения, определяя их вид по наличию главных членов предложения, и переносят их в тот или иной круг, Если ответ верен, то воронка втягивает данное предложение, а если неверен - не принимает.
10.КЛАСТЕР(слайд)
Назывные
Определённо Неопределённо
личные личные
Односоставные
предложения
Безличные Обобщённо-личные
- При составление кластера, зачитываю справку на каждое односоставное предложение, уч-ся должны определить вид односоставного предложения, записать его на мониторинге и дать ему определение.
1. В этих предложениях на первый план выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий
( Определенно- личное предложение)
Доказать на примере синтаксического разбора предложений.
(Предложения на мониторинге выходят в определенной последовательности)
А).. Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы...
Б) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль!
2. В этих предложениях всё внимание сосредоточено на действие, а сам производитель не
назван. Так как совсем не важно, кто производит эти действия, важно само действие,
Деятель мыслится неопределённо. ( неопределённо- личное предложение)
А) Осенью собирают урожай,.
Б) Попал под проливной дождь и заболел. (объяснить, что это предложение
двусоставное неполное и почему)
3. Определённо- личные и неопределённо- личные могут иметь значение обобщённого
лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.
(обобщённо личное предложение)
А) Цыплят по осени считают.
4.Эти предложения разнообразны не только по своей форме, но и по значению, Часто они сообщают о различном состоянии природы, людей и животных. Они часто употребляются в живой разговорной речи (безличные).
А) За окном смеркалось.
Б) Мне нездоровится.
5. Эти предложения только называют явления или предмет, но не показывают действия.
Употребляются преимущественно в художественной литературе,
в газетных, журнальных очерках и статьях.
С их помощью художники слова обычно в начале своих произведений очень лаконично
и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку ( назывное)
А) Скучная картина! Тучи без конца.
Б) В лесу тишина. (двусоставное неполное предложение, так как есть состав сказуемого