Данный материал поможет учителю актуализировать и восстановить знания обучающихся о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв е, ё, ю, я.»
Конспект урока русского языка, 5 класс Пятаева О.В.
Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
-Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным.
Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась.2слайд
Помогите мне её собрать (Мир освещается солнцем, а человек — знанием.) 3слайд
-Произведите синтаксический разбор предложения.
Актуализация и пробное учебное действие
- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика
- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)
- Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?
- Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит?
- А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё, я.
Обратимся к слову человек. Какую роль здесь играет буква
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений
- Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.
-Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11
1.Работа с лингвистическим материалом учебника
Обратимся к учебнику стр 142 п.61.
-Совпали наши выводы с правилом?
Практическая деятельность по реализации построения проекта
1.Наблюдение над языковым материалом
Упражнение 310
-Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё, обозначают один звук?
-Когда буква е обозначают два звука?
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1.Составление таблицы-правила
- Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу
-Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)
Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки)
Один звук
[э, о, у, а]
Два звука
[й] +[э, о, у, а]
После согласных
1.В начале слова
2. После разделительного Ъ и Ь
3. После гласной
2.Физкультминутка
- Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики