kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю актуализировать и восстановить знания обучающихся о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв е, ё, ю, я.»

Конспект урока русского языка, 5 класс Пятаева О.В.

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;

  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.

  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

-Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась.2слайд

Помогите мне её собрать (Мир освещается солнцем, а человек — знанием.) 3слайд

-Произведите синтаксический разбор предложения.

  1. Актуализация и пробное учебное действие

- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

- Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

- Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит?

- А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё, я.

Обратимся к слову человек. Какую роль здесь играет буква

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

- Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

-Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11

1.Работа с лингвистическим материалом учебника

Обратимся к учебнику стр 142 п.61.

-Совпали наши выводы с правилом?

  1. Практическая деятельность по реализации построения проекта

1.Наблюдение над языковым материалом

Упражнение 310

-Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё, обозначают один звук?

-Когда буква е обозначают два звука?

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1.Составление таблицы-правила

- Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

-Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)


Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки)

Один звук

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной



2.Физкультминутка

- Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

  • Куда улетают птицы? (юг)

  • Самый младший матрос на судне?(юнга)

3.упражнение 331

-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

  1. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

-Давайте оценим работу одноклассников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Автор: Пятаева Ольга Валерьевна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Двойная роль  букв Е,Ё,Ю,Я"
    ["seo_title"] => string(31) "dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia-2"
    ["file_id"] => string(6) "273817"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452272605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я""
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotkaurokaporusskomuiazykudvoinaiarolbukvieioiuia"
    ["file_id"] => string(6) "304296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457695615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. "
    ["seo_title"] => string(31) "dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "214607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432378709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "226129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440080579"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "« Двойная роль букв Е,Е, Ю,Я»"
    ["seo_title"] => string(23) "dvoinaiarolbukvieieiuia"
    ["file_id"] => string(6) "296246"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455962414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства