Тема: « Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
Повторить предложение с прямой речью и знаками препинания при ней;
Продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора.
ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука.УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Ход урока(4 слайд) -сегодня на уроке мы возьмем словарное слово ЯИЧНИЦА.
–Обратите внимания, что произносится оно по другому « яишница»! - Лексическое значение этого слова? ( Приготовленное из яиц блюдо.) - Составляем словосочетания. –Возьмем одно из предложенных – вкусная яичница! (5 слайд)-Разберем словосочетание (главное и зависимое слово).
-Что такое словосочетание? ( Два слова, связанные по смыслу и грамматически) - В этих словах спрятались орфограммы. Какие? ( Непроизносимая согласная в корне слова. ЧК, ЧН, без Ь знака)
-Следующее задание:записать предложения и разобрать под цифрой 4.
– Как называется этот разбор? ( Синтаксический) сущ. гл. прил. сущ.Мама приготовила вкусную яичницу. ( Повест., невоскл., прост., распр.)(6 слайд)- А теперь, что бы забыть главные и второстепенные члены предложения,внимание на слайд, который называется « Второстепенные члены предложения», он содержит подсказку.
– На какие вопросы отвечает обстоятельство?
- Чем является в предложении дополнение?
- Как подчеркивается определение?
- Спасибо, садитесь!(7 слайд) - Обратите внимание на схемы. «П,» - а. А: «П»
- Что изображено на слайде? ( Прямая речь) - Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи) -Задание : я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимания на схемы « Спасибо, мама, за вкусный завтрак,» -сказал сын.Мама ответила: « Пожалуйста.» (8 слайд)
- А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. –Почему слово «мама» выделено запятыми? ( Это обращение)(9 слайд)-А теперь второе предположение.–Что стоит вначале- прямая речь или слова автора? ( Слова автора) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :"Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.
-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)
(11 слайд)
-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.
(12 слайд)
-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
-Сколько всего гласных букв?(10)
-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида.Их тоже 6.
-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
Объяснение нового материала
-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.
Мера[м`эра]
Полёт[пал`от]
Клюв [кл`уф]
Сяду [с`аду]
(13 слайд)
-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)
-Сколько звуков они обозначают?(1)
-После каких согласных они стоят? (После мягких)
-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.
-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )
`А `У `О `Э
-Почему?
-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук, когда стоят после мягкой согласной)
(14 слайд)
-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
-Работаем со следующим столбиком. К доске :::
(15 слайд)
Ем [й`эм]
Ёлка [й`олка ]
Юг [й`ук ]
Ясный [й`асный` ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)
-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
-Подходит оно под наше правило (Да)
-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
Боец [бай`эц ]
Приём [пр`ий`ом ]
Каюта [ кай`ута ]
Стоят [стай`ат ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )
-Сколько звуков обозначают? (2)
-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
отъезд [атй`эст ]
съёмка [сй`омка ]
вьюга [в `й`уга ]
обезьяна [аб`из`й`ана ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука.
-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.
-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)
-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)
-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)
-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
(16 слайд)
-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?
(17 слайд)
Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.
-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.
-таблица состоит из 2 столбиков.
(18 слайд)тся: … « Фонетика», мы с вами изучаем сейчас.