kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА:

дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

продолжить формировать навык транскрибирования;

Повторить предложение с прямой речью и знаками препинания при ней;

Продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора.

ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука.УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Ход урока(4 слайд) -сегодня на уроке мы возьмем словарное слово ЯИЧНИЦА.

–Обратите внимания, что произносится оно по другому « яишница»! - Лексическое значение этого слова? ( Приготовленное из яиц блюдо.) - Составляем словосочетания. –Возьмем одно из предложенных – вкусная яичница! (5 слайд)-Разберем словосочетание (главное и зависимое слово).

-Что такое словосочетание? ( Два слова, связанные по смыслу и грамматически) - В этих словах спрятались орфограммы. Какие? ( Непроизносимая согласная в корне слова. ЧК, ЧН, без Ь знака)   

-Следующее задание:записать  предложения и разобрать под цифрой 4.

– Как называется этот разбор? ( Синтаксический) сущ. гл. прил. сущ.Мама приготовила вкусную яичницу. ( Повест., невоскл., прост., распр.)(6 слайд)- А теперь, что бы забыть главные и второстепенные члены предложения,внимание на слайд, который называется « Второстепенные члены предложения», он содержит подсказку.

– На какие вопросы отвечает обстоятельство?

 - Чем является в предложении дополнение?

- Как подчеркивается определение?

- Спасибо, садитесь!(7 слайд) - Обратите внимание на схемы. «П,» - а. А: «П»

- Что изображено на слайде? ( Прямая речь) - Из чего состоит прямая речь?  ( Из слов автора и прямой речи)  -Задание : я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимания на схемы « Спасибо, мама, за вкусный завтрак,» -сказал сын.Мама ответила: « Пожалуйста.» (8 слайд)

- А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. –Почему слово «мама» выделено запятыми? ( Это обращение)(9 слайд)-А теперь второе предположение.–Что стоит вначале- прямая речь или слова автора? ( Слова автора) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :"Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(11 слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(12 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида.Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

(13 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук, когда стоят после мягкой согласной)

(14 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(15 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(16 слайд)

-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(17 слайд)

Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(18 слайд)тся: … « Фонетика», мы с вами изучаем сейчас. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»

Тема: « Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования;

Повторить предложение с прямой речью и знаками препинания при ней;

Продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора. ЗНАТЬ: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Ход урока(4 слайд) -сегодня на уроке мы возьмем словарное слово ЯИЧНИЦА. –Обратите внимания, что произносится оно по другому « яишница»! - Лексическое значение этого слова? ( Приготовленное из яиц блюдо.) - Составляем словосочетания. –Возьмем одно из предложенных – вкусная яичница! (5 слайд) -Разберем словосочетание (главное и зависимое слово).

-Что такое словосочетание? ( Два слова, связанные по смыслу и грамматически) - В этих словах спрятались орфограммы. Какие? ( Непроизносимая согласная в корне слова. ЧК, ЧН, без Ь знака)

-Следующее задание:записать предложения и разобрать под цифрой 4. – Как называется этот разбор? ( Синтаксический) сущ. гл. прил. сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. ( Повест., невоскл., прост., распр.) (6 слайд) - А теперь, что бы забыть главные и второстепенные члены предложения, внимание на слайд, который называется « Второстепенные члены предложения», он содержит подсказку. – На какие вопросы отвечает обстоятельство? - Чем является в предложении дополнение? - Как подчеркивается определение? - Спасибо, садитесь! (7 слайд) - Обратите внимание на схемы. «П,» - а. А: «П»

- Что изображено на слайде? ( Прямая речь) - Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи) -Задание : я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимания на схемы « Спасибо, мама, за вкусный завтрак,» -сказал сын. Мама ответила: « Пожалуйста.» (8 слайд) - А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки. –Почему слово «мама» выделено запятыми? ( Это обращение) (9 слайд) -А теперь второе предположение. –Что стоит вначале- прямая речь или слова автора? ( Слова автора) -Следующее государство необъятного материка Русский язык, которое называется :.."Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.

-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

(11 слайд)

-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.

(12 слайд)

-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

-Сколько всего гласных букв?(10)

-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида .Их тоже 6.

-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

Объяснение нового материала

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

Мера[м`эра]

Полёт[пал`от]

Клюв [кл`уф]

Сяду [с`аду]

(13 слайд)

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

`А `У `О `Э

-Почему?

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной)

(14 слайд)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске :::

(15 слайд)

Ем [й`эм]

Ёлка [й`олка ]

Юг [й`ук ]

Ясный [й`асный` ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

Боец [бай`эц ]

Приём [пр`ий`ом ]

Каюта [ кай`ута ]

Стоят [стай`ат ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

-Записываем следующий столбик:

отъезд [атй`эст ]

съёмка [сй`омка ]

вьюга [в `й`уга ]

обезьяна [аб`из`й`ана ]

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

(16 слайд)

-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?

(17 слайд)

Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.

-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.

-таблица состоит из 2 столбиков.

(18 слайд)тся: … « Фонетика», мы с вами изучаем сейчас.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Автор: Адырова Акслу Кудайбергеновна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (разработка с презентацией)"
    ["seo_title"] => string(86) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiedvoinaiarolbukvieioiuiarazrabotkaspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "280524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453387456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotkaurokaporusskomuiazyku5klass"
    ["file_id"] => string(6) "278970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453174671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства