Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Приемы: работа с учебником, работа с текстом, индивидуальные задания на выявление соответствия понятий, наблюдение, самооценка и взаимооценка.
Ход урока.
Организационный этап.
Мотивационно-мобилизующий этап.
(Выход на тему урока, определение целей).
1. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю разгадать кроссворд (слайд 1). Поработайте в группе. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты. Проверяем (слайд 2).
- Назовите правильно буквы по вертикали. Что вам о них известно? Какова тема урока?
- Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы, тему урока (слайды 3-4).
2. Нам, как обычно, необходимо поставить цель. Предлагаю из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящие к теме урока (слайд 5). Аргументируйте (2 минуты) (слайд 6). Что значит совершенствовать? (улучшать).
Операционно-деятельностный этап.
1. Посмотрите на доску, подумайте, чем отличаются слова в парах? Какие изменения происходят в слове с добавлением букв Е, Ё, Ю, Я? (слайд 7). Какова здесь роль букв Е, Ё, Ю, Я? (смягчение согласного). Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (один) (слайд 8). Какое слово необходимо добавить, чтобы схема приобрела смысл? (после согласного) (слайд 9). Смягчение предыдущего согласного – первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.
2. Откройте учебник на странице 133, упражнение 460 обсудите в группе, дайте правильный ответ. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты.
3. (слайд 10). Посмотрите на схему, впишите в тетради в строку недостающие условия. Обсудите в группе (слайд 11). Подведем итог: вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я – обозначение двух звуков в определенной позиции.
4. Прочитайте на странице 132 теоретический материал. Совпадают наши выводы с теми, что в учебнике? Значит, будем ими руководствоваться.
5. Предлагаю размяться, отдохнуть, но делать это будем с пользой для тела и для ума (слайд 12): яхта, белка, белизна, якорь, слёзы, Егор, юноша, полюс, плюс, юла.
Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте слова. Они пронумерованы. Выпишите в столбик номера. Рядом необходимо указать номер, под которым указано соответствующее количество букв и звуков (13 слайд):
Степь
Семей
Прииртышье
Конституция
Пастбище
5 букв, 5 звуков
10 букв, 10 звуков
11 букв, 12 звуков
8 букв, 7 звуков
5 букв, 4 звука
Обменяйтесь тетрадями в паре, поставьте значок + или – у каждого ответа, оцените:
«5» - 5 плюсов
«4» – 4 плюса
«3» - 3 плюса
«2» – 2 плюса
«1» - 1 плюс
(14 слайд)
2. Прочитаем текст. Ребята, как вы поняли смысл последней строки стихотворения?
Сейчас каждый работает индивидуально (слайд 15). Выпишите с красной строки из текста «Тюлень» 2 примера с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими 2 звука, 2 примера, обозначающими 1 звук, 1 слово, в котором эти буквы обозначают и два звука, и один (5 минут) (слайд 16).
Поставьте себе (слайд 17):
«5» -
«4» -
«3»-«2» -
«1» -
если 5 слов выписали правильно;
если 4 слова выписано верное;
если 3 слова совпали;
за 2 слова;
за 1 слово.
(Ключ в слайде 18).
Встаньте, кто получил «5»? А «4»? Остальным еще надо тренироваться, не лениться.
3. Следующее задание выполняете в группе (слайд 19).
- Читаете текст.
- Определяете его тему.
- Формулируете идею.
- Делаете фонетический разбор ключевого слова «олень». Один работает у доски.
- Работаете над своей частью текста: 1 группа – 1 абзац, 2 группа – 2 абзац и так далее:
- определяете тип речи аргументировано;
- выписываете из своей части текста примеры слов:
- 1 слово, в котором количество звуков и букв не совпадает;
- 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими один звук;
- 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука.
Каждая группа получает бонусную карту за правильный ответ.
Рефлексия (слайд 20).
А) В слове «сиять» количество звуков и букв не совпадает.
Б) В слове «перепелка» каждая буква обозначает один звук.
Подсчитайте количество правильных и неправильных ответов (слайд 21).
Возврат к целям урока.
Подводим итоги работы: подсчитайте свои баллы: максимум – 11, бонусных карты – 3.
Организационный этап:
Домашнее задание (слайд 22):
- выпишите из басен И.А. Крылова 5 предложений, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука, эти слова подчеркните;
- выпишите 5 слов с буквами Е, Ё, Ю, Я; выполните фонетический разбор одного слова;
- составьте связный текст «Готовимся к Новому году» из 5 предложений со словами на изученную тему.
Оцените свое впечатление от урока: если считаете, что многое вам удалось, - прикрепите розово-красные стикеры; если не очень удовлетворены уроком, - желто-зеленые.