kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двоеточие в БСП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель Беллаш Елена Владимировна

МАОУ СОШ №17 г. Липецк

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель урока: продолжить работу по отработке у учащихся навыков постановки двоеточия в БСП; развивать навыки выполнения синтаксического разбора БСП, умение находить грамматическую основу, определять смысловые отношения между частями БСП, составлять схемы; привить интерес к предмету, любовь к природе.

Тип урока урок-закрепление

Форма урока традиционная

Методы урока метод самостоятельного анализа, частично-поисковый,

словесный.

Оборудование: таблица «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»,

 учебник для 9 класса.

План урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжим работу по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». На прошлом уроке мы учились определять смысловые отношения между частями БСП, а сегодня мы закрепим наши знания. Ребята, в течение нескольких уроков, мы изучаем БСП, давайте мы вспомним всё, что мы знаем о БСП.

1. Какое предложение называется бессоюзным?

  1. Какие знаки препинания разделяют части БСП?
  2. При каких случаях ставится запятая?
  3. Когда ставится точка с запятой?

Синтаксическая пятиминутка.

  1. Выполнение тренировочных заданий на закрепление темы.

Записать предложения, объяснить постановку  знаков препинания

Петр Александрович Плетнев- поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина- писал: « Я имел счастье в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения.

- Чем отличается простое предложение  с однородными членами от БСП?

III. Изучение нового материала.

Чтение теоретического материала с.61, анализ примеров параграфа, записи в тетради.

I V. Отработка навыка постановки двоеточия в БСП.

  1. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.

Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.

2. Задание: опустив союзы, превратите СПП в БСП, расставив знаки препинания.

1.Любите природу, потому что она дарит нам необыкновенную красоту. (причина)

2.Сорока подняла голову и увидела, что сквозь тонкий пар мороза блестела звезда. (дополнение)

3. Самостоятельная работа упр. №143

4. Учитель: Ребята, а теперь выполним тестовые задания.

  1. Какова роль двоеточия в предложении?

Любите книгу: она поможет разобраться в путанице мыслей, научит уважать человека.

А) Содержание одного предложения противопоставляется другому.

Б) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом предложении.

В) Второе предложение дополняет смысл первого.

  1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

А) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.

Б) Сверкнула молния, и послышался сильный удар грома.

В) Когда Аню провожали домой, уже светало и кухарки шли на рынок.

3. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

В январе дни становятся длиннее ( ) морозы усиливаются.

А) точка с запятой;

Б) запятая;

В) двоеточие.

4. Укажите количество пропущенных запятых в предложении.

Выглянуло солнце поля сейчас же осветились радостным светом яркими бликами заиграла река.

А) одна;

Б) три;

В) две.

5. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

А) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения.

Б) Бессоюзное сложное предложение со значением причины.

В) Бессоюзное сложное предложение со значением дополнения.

  1. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного

сложного предложения.

Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда.

А) Бессоюзное сложное предложение со значением условия.

Б) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения.

В) Бессоюзное сложное предложение со значением причины.

7. Какой знак следует поставить между частями бессоюзного сложного предложения?

Павка лёг на дрова и уснул ( ) усталость одолела.

А) запятая;

Б) двоеточие;

В) точка с запятой.

8. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится двоеточие.

А) Книга была богато иллюстрирована читать её было интересно.

Б) Пушистые цветы одуванчиков уносило ветром.

В) Поезд тронулся и начал набирать скорость.

9. Сложноподчинёнными называются предложения:

А) Состоящие из нескольких простых предложений.

Б) Части которых неравноправны, одна из них главная, другая- зависимая.

В) Части которых равноправны.

10. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Собака была славная ( ) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

А) точка;

Б) точка с запятой:

В) двоеточие.

V. Подведение итогов урока.

- В каких случаях ставится двоеточие в БСП?

- Приведите примеры БСП с разными знаками.

VI. Оценка деятельности учащихся.

VII. Домашнее задание.

Упр. №145, теоретический  материал стр.61.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двоеточие в БСП »

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?

Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока.

Учитель сообщает учащимся.

Формулируют сами учащиеся.

Сообщение целей и задач.

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

Планирование.

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Практическая деятельность учащихся.

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).

Осуществление контроля.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Осуществление коррекции.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Оценивание учащихся.

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока.

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее задание.

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.

  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.

  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 
2) зафиксировать преодоление затруднения; 
3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Анализ урока с позиции СДП.

Класс _________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

п/п

Этапы урока

Критерии оценивания

Баллы

1.

Мотивация к учебной деятельности.



2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.



3.

Выявление места затруднения.



4.

Построение проекта выхода из затруднения.



5.

Реализация построенного проекта.



6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



7.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.



8.

Включение в систему знаний и повторение.



9.

Рефлексия учебной деятельности.



Итого


За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:
0 – критерий отсутствует,
1 – проявляется частично.
2 – присутствует в полном объёме.

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта наблюдения внеурочного занятия.

Параметры.

Показатели

1.

Дата проведения занятия.


2.

Класс.


3.

Учитель.


4.

Тема занятия.


5.

Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям.


6.

Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия (высокая, низкая).


7.

Цель занятия.


8.

Направление внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное).


9.

Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение).


10.

Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, научная конференция и т.д.).


11.

Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях.


12.

Какие УУД формировались на занятии (личностные, метапредметные, предметные)?


13.

Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


14.

Предложения и замечания.


Памятка по проектированию урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Каковы особенности современного урока Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности. Цели современного урока: Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели Цели деятельности учащихся Виды УУД: - личностные -познавательные -регулятивные -коммуникативные Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания. Регулятивные, обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач Типология современных учебных занятий 1. Урок первичного предъявления новых знаний или УУД 2. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями 3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД 4. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД 5. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД 6. Контрольный урок 7. Коррекционный урок 8. Комбинированный урок Нетрадиционные виды уроков 1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар» 2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион» 3. Кино-, теле-, видеоуроки 4. Уроки самоопределения, уроки самореализации 5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств 6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий 7. Модульный урок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Двоеточие в БСП

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр» "
    ["seo_title"] => string(65) "dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-tiekst-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "188114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Повторение БСП со значением одновременности. Двоеточие в БСП "
    ["seo_title"] => string(69) "povtorieniie-bsp-so-znachieniiem-odnovriemiennosti-dvoietochiie-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "149662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420282692"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Краткосрочное планирование уроков по русскому языку для 9 класса казахской школы по теме БСП "
    ["seo_title"] => string(101) "kratkosrochnoie-planirovaniie-urokov-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-kazakhskoi-shkoly-po-tiemie-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "129596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415726947"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ"
    ["seo_title"] => string(51) "dvoietochiie_v_biessoiuznom_slozhnom_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "368736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481542777"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "краткосрочный план по русскому языку "Тире в БСП" "
    ["seo_title"] => string(50) "kratkosrochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-tirie-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "115233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411906943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства