Тема урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр»
Цели урока: образовательные
дать понятие о постановке запятых в БСП; путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
развивающие
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
воспитательные
осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Метод урока: репродуктивный, частично - поисковый;
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;
Форма организации урока: Практическое занятие Оборудование: таблица, карточки, слайды.
Ход урока
І. Организационный момент. а/ поздороваться с учениками;
Давайте, ребята возьмемся за руки и пожелаем друг другу творческой, активной работы на уроке.
б/ проверить посещаемость учащихся;
в/ проверить готовность класса к уроку.
ІІ. Проверка домашнего задания
а/ ученики называют цели и задачи домашнего задания;
б/ проверяю работу учащихся; (провожу тестирование) Слайд №2 в/ дети рассказывают правило, отвечая на вопросы.
(фронтального опроса)
а) Какие предложения мы называем бессоюзными сложными?
б) Как выражается смысловая связь между простыми предложениями?
/И она может иметь значение одновременности и последовательности/
3) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложении?
4 А когда в БСП ставится точка с запятой.
ІІІ Новый материал
1. Вступительное слово учителя: Ребята, мы изучаем БСП и знаки препинания при БСП; и
мы уже знаем, что между частями в бессоюзных предложениях ставятся запятая или точка с запятой.
Сегодня будем говорить о том, какие смысловые отношения в БСП обозначаются двоеточием и какими союзами можно «проверить» эти смысловые отношения.
Что за знак двоеточие?
Ученик:
Двоеточие мигая,
Закричало:- Нет, постой,
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Предлагаю ученикам подумать, за каким порядком следит двоеточие. Они вспоминают что оно ставится обычно после обобщающих слов перед рядом однородных членов предложения или после слов автора перед прямой речью.
Знакомлю с определением двоеточия, которое дано в энциклопедии «Русский язык»:
«Двоеточие(:)– знак препинания в виде двух точек, расположенных одна под другой, применяемый в простом и в бессоюзном сложном предложении» Слайд №3
Двоеточие в БСП
[ ]: [ причина ]. Птиц не слышно: они не поют в часы зноя.
(потому что, так как)
[ ]: [пояснение]. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
(а именно, что)
[ ]: [ дополнение]. Он почувствовал: все стали слушать его внимательно.
(что, как)
І?. Закрепление знаний Слайд№4
* Работа с учебником
2. Закрепить материал о двоеточии в бессоюзном сложном предложении позволяют задания разного рода: анализ предложений их конструирование, составление графических схем.
3. Чтение текста «Театр» учителем и учащимися
Задания к тексту: Вопросы:
1. почему текст так называется?
2. соответствует ли содержание текста названию?
3. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?
Театр - это зрелище, представление, где мы получаем духовное богатство. Это школа жизни, где мы учимся доброте, великодушие, где вместе с героями веселимся и грустим.
Какие бессоюзные сложные предложения использованы в тексте?
4. Мы знаем, что каждое сложное предложение состоит из двух или более простых предложении.
Помните, что в СПП придаточное предложение отделяется от главного запятой, а в БСП все зависит от смысловых отношений между предложениями.
5 Задание 2 (Слайд№5) Составьте из двух простых сначала сложноподчиненные, а затем бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.
1. Любите книгу. Она научит вас уважать человека. 2. Одно несомненно. Я уеду сегодня. 3. Вдруг я слышу. В соседнем доме тихо открывается дверь 4. Выйти невозможно. На улице проливной дождь.
6. Задание: Я вам прочитаю предложения, а вы составите графическую схему этих предложений. (Слайд№6)
Вдруг показалось ему: кто - то вошел в дом. [ ]: [ ]. В деревню не проехать: река разлилась. [ ]:.[ ]. По всему чувствуется: скоро зиме конец. [ ]: [ ]. Сверкнула молния, вслед за ним послышался резкий удар грома. [ ], [ ]. Жужжали шмели, порхали яркие бабочки.