Бекежанова Л.Н. учитель русского языка
и литературы ОСШ № 4 г.Аксая
Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)
Ц е л ь урока: познакомить учащихся с дополнением как второстепенным членом предложения.
З а д а ч и урока: 1) учить определять общее значение дополнения, вопросы, на которые второстепенный член отвечает, какое слово предложения поясняет, какой частью речи может быть выражено, находить дополнения в предложениях; 2) развивать логическое и образное мышление учащихся; в) воспитывать бережное отношение к родному языку.
Наглядность: карточки, презентация.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход урока
Побуждение.
Психологический настрой.
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали?
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Дорогие ребята и гости! Я вам всем желаю здоровья. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Бекежанова Лаззат Нурмагамбетовна.
Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи . Слайд № 2
Ребята, перед вами на столе лежат карточки. Слайд № 3
Прочитайте данные слова. Какое слово наиболее точно передает твое состояние в начале урока? Подчеркните эти слова.
Раздражение, радость, удивление, покой, вдохновение, скука, уверенность, комфорт, наслаждение.
– Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите дату.
- Посмотрите в окно. Какое время года на дворе?
- Зима.
- Я думаю, что в классе нет ребят, которые хотя бы раз в жизни не читали стихотворения о зиме. Чем привлекает вас это время года? Слайд № 4
- Зимой мы ходим на лыжах, играем в снежки, лепим снеговика.
Орфографическая разминка
Слайд №5
(Учитель читает стихотворение Галины Козловой «Зима». Текст есть у каждого учащегося).
З..ма
Ты ноч..ю тихо опустила
На землю белые сн..га
И наготу берё.. укрыла,
Набросив щедро ж..мчуга.
А утром сол..цем осл..пила
И подвенечной б..лизной,
Тр..вогу в сер..це усыпила.
Как я люблю тебя т..кой!
Я ожидаю с нет..рпеньем
(Зачем? Не ведаю сама)
Твоих м..розов и м..телей,
М..я любимая з..ма,
Н..чей, сн..гами озарённых,
Неспешных, грус..ных в..черов,
И, в зимних сумерках р..ждённых,
Жду незатейливых ст..хов.
Задание №1.
(Работа в паре)
- Вставьте пропущенные буквы в слова. Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените работу.
(На экране высвечиваются ответы. Оценка вносится в лист учёта напарником. )
2.
– Обращаясь к зимней теме, художники, это можно увидеть на картине Н. Ящука, старались найти подходящие оттенки цветов, чтобы картина была более выразительной, а писатели и поэты – нужные слова, чтобы передать читателям свои чувства. Слайд №6.
Задание №2.
- Давайте и мы сейчас попытаемся составить к картине нужные предложения. К словам левого столбика подберите слова из правого столбика. Прочитайте. (На экране высвечиваются предложения). Слайд № 7.
- Из каких членов состоят получившиеся предложения?
- Из главных.
- Как называются такие предложения?
- Нераспространённые.
- Чтобы их распространить, что для этого надо сделать?
- Вставить второстепенные члены предложения.
Снежная зима торжествует.
Серый дым струится из трубы.
По полю спешит лошадка.
Деревья оделись в зимний наряд.
Земля покрылась снегом.
- Что мы знаем о второстепенных членах предложения?
- Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно отражать окружающую действительность.
3. - А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…
Задание № 3.
Игра «Кто быстрее?» Слайд №9-10.
- На экране изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание: к каждому слову подберите зависимое в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем.
Испугаться ( Р.)
Ехать на ( П.)
Накормить ( Т.)
Ездить ( Т.)
Надоедать ( Д.)
Охота на ( В.)
Ласкать ( В.)
Преодолеть ( В.)
Опасаться ( Р.)
Далеко от ( Р.)
Вид окончательной записи.
Е
И
Н
Е
Н
Л
О
П
О
Д
- Итак, тема сегодняшнего урока «Дополнение», а какова же задача урока?
Мы расширим знания о дополнении как о второстепенном члене предложения, ответим на вопросы:
1. Что обозначает дополнение?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Какие слова предложения поясняет?
4. Какими частями речи может быть?
Задание № 4 Слайд №12.
Глаг.-сказ.
- Перед нами схема предложения
Брат пишет
Сущ.
Сущ.
Сущ.
Мест.
Сущ..
мне
ручкой
об отдыхе
на бумаге
письмо
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
- Найдите второстепенные члены предложения.
- Письмо, мне, ручкой, об отдыхе, на бумаге.
- На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?
- (Что?) письмо, (кому?) мне, (чем?) ручкой, (о чём?) об отдыхе, (на чём?) на бумаге.
- На вопросы косвенных падежей.
- Какими частями речи эти слова выражены?
- Существительными, местоимением.
- Что обозначают?
- Предмет.
- Какое слово предложения поясняют?
- Глагол – сказуемое.
- Это и есть дополнение.
- Оно подчёркивается пунктирной линией
- Итак, что называется дополнением?
Слайд № 13.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного).
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому и чаще всего выражается существительным или местоимением в косвенном падеже.
Физминутка. Слайд № 14
5. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.151, правило дома надо будет выучить.
(Групповая работа).
Прочитайте задание упр.3 (стр.151). Выполните его. (Каждый ученик объясняет выполненное задание в группе. Учитель – консультант. Оценка вносится в лист учёта напарником.)
Задание №5.
(Работа в группах. Учащиеся пишут предложения в тетрадях. Выступает лидер)
I группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са.
II группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
IIІ группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Р…бята сделали к…рмушку для птиц. Дети пов…сили к…рмушку и насыпали к…рм.
ІV группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Снеж…нки лож…лись на крыши, деревья. Дети разглядывали снежинки и удивлялись красоте.
V группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Я п…могаю дедушк…, разгребаю снег. С…стра лепит снег…вика.
8. Обобщение темы. Слайды № 15-19.
- Итак, чем мы сегодня на уроке занимались?
- Повторили распространённые и нераспространённы предложения. Узнали о том, что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, какие слова предложения поясняет, какими частями речи может быть выражено.
- Как вы поняли тему мы узнаем из следующих заданий. (Работа в группах)
Задание № 6
І группа
Прием «Кластер»
Отвечает на вопросы косвенных падежей.
Выражается именем существительным, местоимением
Обозначает предмет
Дополнение
Подчеркивается пунктирной линией
Поясняет глагол - сказуемое
ІІ группа
Прием «Синквейн»
Правила написания синквейнов
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных!
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола)
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово, позволяющее выразить к теме личное отношение.
Кто? Что? (тема) 1 существительное
Какой? (описание темы) 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает? Фраза из четырех слов
Кто? Что? (обобщение) 1 существительное
ІІІ группа
Прием «Трехшаговое интервью»
1.Один находит подлежащее, другой сказуемое.
2. Третий находит дополнение..
3. Сконструировать из данных одно предложение, сделать разбор.
Каждый ученик в группе дает оценку своему партеру.
ІV группа
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Дополнение – это предмет на вопросы который, обозначает второстепенный член и отвечает косвенных падежей предложения.
V группа
Прием «Эссе»
Написать эссе на тему «Зима» с использованием дополнений (5 предложений)
9. Домашнее задание. Слайд № 20.
1. Теория: стр.151 (выучить правило).
2. Практика: упражнение 4 (стр.151)
3. Выразительное чтение: Стихотворение С.Михалкова «Повезло» (стр.151)
10. Оценивание. Комментирование оценок.
11. Рефлексия.
- Ребята, в начале урока я вам всем раздала карточки, где были даны слова, указывающие ваше состояние на начало урока. Теперь еще раз прочитайте эти слова. Какое слово наиболее точно передает твое состояние в конце урока? Напишите, пожалуйста, слова в стикеры и прикрепите к подходящему рисунку.
- Предлагаю послушать вальс Свиридова «Метель» (Слайд «Зима в моем городе». Слайды № 21-33.
- Урок окончен. Спасибо, ребята, за работу! До свидания!