Тема урока: Леса России
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись «Голоса птиц».
– Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
– В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, В какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
– Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – «Леса России» (записать на доске и в тетрадях). (Презентация «Леса России» №4)
– А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
– Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» это значит «тёмный, страшный, как в сказке»). Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.
– Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
II. Проверка знаний и умений.
– По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.) (Слайд №2 «Тайга»)
– Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.
Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.
Индивидуальная работа по карточкам.
- Перечислите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
- Перечислите экологические проблемы тундры.
III. Работа над новой темой.
Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).
– Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
Карточка – «помогай-ка» (раздаётся на каждую парту):
- Где находится зона лесов относительно тундры?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?
- Какая она в сравнении с другими природными зонами?
Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.
Рассказ учителя:
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Это природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. (Слайд №1 «Виды леса»)
– Как вы думаете, какие деревья буду расти в тайге?
– Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
– К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. (Слайд №1 «Виды леса»)
– Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (Слайд №1 «Виды леса»)
IV. Физкультминутка.
- По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас зелёный луг. (Повороты)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)
V. Продолжение новой темы.
– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! (Слайд №3 «Виды леса»)
VI. Закрепление.
– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) (Презентация «Леса России» №4)
– Запишем это в схеме:
ЛЕСА
Тайга
Смешанный лес
Широколиственный лес
– Запишите две-три цепи питания, характерные для леса.
Растения заяц-беляк рысь;
Растения мышь-полёвка соболь
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Домашнее задание.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Леса России
(Тема урока)
1. Ф.И.О. (полностью) Фазлеева Зульфия Михайловна
2. Место работы Менделеевское бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
3. Должность Учитель начальных классов
4. Предмет Окружающий мир (человек, природа, общество)
5. Класс 4А
6. Тема и номер урока в теме «Леса России», урок 16
7. Базовый учебник «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» в двух частях Москва «Просвещение», 2013
8.Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
9. Задачи:
-обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
-развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.
-воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
10.Тип урока: изучение нового материала
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
12.Необходимое техническое оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка
13.Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1 Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Презентация «Леса России» №4
Организует класс.
Читает стихотворение.
Ведёт беседу.
Слушают, отвечают на вопросы.
Рассматривают картинку.
2 Проверка знаний и умений.
Слайд №2 «Тайга»
Задаёт вопросы.
Раздаёт индивидуальные карточки.
Отвечают на вопросы.
Работа по индивидуальным карточкам. Рассматривают слайд
3 Работа над новой темой.
Слайд №1 «Виды леса»
Задаёт вопросы.
Рассказывает новый материал.
Отвечают на вопросы.
Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд.
4 Физкультминутка.
Показывает и выполняет упражнения.
Выполняют упражнения.
5 Продолжение новой темы.
Слайд №3 «Виды леса»,
Презентация «Леса России» №4
Рассказывает материал.
Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд, презентацию.
6 Закрепление.
Слайд №1 «Виды леса»
Задаёт вопросы.
Отвечают на вопросы.
Работают по схеме. Рассматривают слайд.
7 Подведение итогов урока.
Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Приложение к плану-конспекту урока
«Леса России»
(тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Слайд «Виды леса»
ЕКЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a22b03cb-b947-4c6d-80cd-2b9fa011d9ae/sh_les2.swf
2 Фото елового леса.
ЕКЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf95c548-5096-450d-abe5-6e692174fe16/%5BBIO9_09-56%5D_%5BPF_04%5D.jpg
3 Слайд «Виды леса»
ЕКЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99191129-147c-484b-8108-238e8137d80f/sh_les1.swf
4 Презентация «Леса России»
ФЦИОР
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-k-uroku-lesa-rossii