kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Обобщения и систематизации. Заключительный урок по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек».

 

Цель урока.

Сравнить прошлое и настоящее через характеры, поступки героев.

Понять, что в жизни человека остается неизменным с течением времени.

 

Задачи урока:

 

предметные:

-  анализировать рассказ как жанр;

-  анализировать характеры героев и отслеживать их в развитии;

-  формировать  умения смотреть на события в рассказе с точки зрения одного из героев;

-  находить нужные фрагменты текста;

 

метапредметные:

-  формировать  умения работать со справочной литературой;

-  формировать коммуникативные умения;

-  формировать умения аргументировать свои высказывания;

 

 личностные:

- формировать  навыки  коллективной работы в сочетании с самостоятельной  деятельностью учащихся;

- развивать  личность каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие на уроке;

-  воспитывать нравственные качества учащихся.

 

Методы обучения:

- поисковый;

- наглядно- иллюстративный;

- словесный;

- практический.

 

Формы организации деятельности:

- коллективная;

- индивидуальная;

- фронтальная.

 

 

Оборудование.

  1. Интерактивная доска.
  2. Учебник «Литературное чтение» часть 2 (автор Н.А.Чуракова).
  3. Словарь С.И.Ожегова.
  4. Презентация «Перелистаем страницы рассказа А. Гайдара».

5. Фрагменты худ.фильма  «Чук и Гек».

  1.  Иллюстрации картин: К.Юон. Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

       Б.Кустодиев. Масленица.

7.Фрагменты музыкальных произведений:  А.Бородин.  Симфония № 2. Богатырская симфония.

Звуки поезда.

8.Новые понятия на листах формата А 4: история, сундук, галоши, башлык, счастье.

  1. «Коллекция Чука» - листы с предполагаемой коллекцией  распределены по кабинету.
  2. Физическая карта России.
  3. Бланк телеграммы.
  4. Работы учащихся: кроссворды и рисунки по мотивам рассказа А. Гайдара.

 

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету. Учащиеся получают представление о литературе как об одном из видов искусства и как о явлении художественной культуры. Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живописца и композитора на материале близких концептуально - тематически литературных, живописных и музыкальных произведений.  Рассматривая  иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учащиеся сравнивают их текстом с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Работа на уроке предполагает самостоятельные, аргументированные и грамотные высказывания учащихся;  развитие коммуникативных способностей.

 

Работа с презентацией: презентация является наглядным дополнением к конспекту урока, презентация рассчитана не на один урок, к данному уроку потребуются не все слайды. Смена слайдов происходит во время демонстрации, как по щелчку, так и при прикосновении указки.

Представленная разработка направлена на повышение познавательного интереса к предмету литературное чтение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек». »

Конспект урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек».

(УМК «Перспективная начальная школа», авторы: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).

  • Шишкова Светлана Рудольфовна, - учитель начальных классов, г. Иваново, МБОУ СОШ № 1.

Тема. Сравниваем прошлое и настоящее.


Класс: 3


Тип урока. Обобщения и систематизации. Заключительный урок по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек».


Цель урока.

Сравнить прошлое и настоящее через характеры, поступки героев.

Понять, что в жизни человека остается неизменным с течением времени.


Задачи урока:


предметные:

- анализировать рассказ как жанр;

- анализировать характеры героев и отслеживать их в развитии;

- формировать умения смотреть на события в рассказе с точки зрения одного из героев;

- находить нужные фрагменты текста;


метапредметные:

- формировать умения работать со справочной литературой;

- формировать коммуникативные умения;

- формировать умения аргументировать свои высказывания;


личностные:

- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся;

- развивать личность каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие на уроке;

- воспитывать нравственные качества учащихся.


Методы обучения:

- поисковый;

- наглядно- иллюстративный;

- словесный;

- практический.


Формы организации деятельности:

- коллективная;

- индивидуальная;

- фронтальная.



Оборудование.

  1. Интерактивная доска.

  2. Учебник «Литературное чтение» часть 2 (автор Н.А.Чуракова).

  3. Словарь С.И.Ожегова.

  4. Презентация «Перелистаем страницы рассказа А. Гайдара».

  5. Фрагменты худ.фильма «Чук и Гек».

  6. Иллюстрации картин: К.Юон. Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

Б.Кустодиев. Масленица.

  1. Фрагменты музыкальных произведений: А.Бородин. Симфония № 2. Богатырская симфония.

Звуки поезда.

  1. Новые понятия на листах формата А 4: история, сундук, галоши, башлык, счастье.

  2. «Коллекция Чука» - листы с предполагаемой коллекцией распределены по кабинету.

  3. Физическая карта России.

  4. Бланк телеграммы.

  5. Работы учащихся: кроссворды и рисунки по мотивам рассказа А. Гайдара.


Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету. Учащиеся получают представление о литературе как об одном из видов искусства и как о явлении художественной культуры. Учащиеся сравнивают особенности мировосприятия писателя, живописца и композитора на материале близких концептуально - тематически литературных, живописных и музыкальных произведений. Рассматривая иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учащиеся сравнивают их текстом с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Работа на уроке предполагает самостоятельные, аргументированные и грамотные высказывания учащихся; развитие коммуникативных способностей.


Работа с презентацией: презентация является наглядным дополнением к конспекту урока, презентация рассчитана не на один урок, к данному уроку потребуются не все слайды. Смена слайдов происходит во время демонстрации, как по щелчку, так и при прикосновении указки.

Представленная разработка направлена на повышение познавательного интереса к предмету литературное чтение.


Технологическая карта.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


ПР

I. Мотивационно-

организационный момент.

Задачи: эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке,

психологическая и

мотивационная подготовка


учащихся к усвоению

изучаемого материала.

Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание целей урока, создание эмоционального настроя на изучение материала.

-Поприветствуйте гостей, улыбнитесь гостям и мне.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов на уроке.


- Сегодня на уроке нас ждет много интересного.


Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Приветствуют гостей, учителя и друг друга.

Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Р.: целеполагание;

К.: планирование


учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.


II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Задачи: создать

проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения.


- На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями литературы и искусства, которые авторы учебника поместили в раздел

учебника: сравниваем прошлое и настоящее. Эти произведения были созданы несколько лет назад.

- Вспомним, какие это произведения?

- Почему авторы учебника поместили эти произведения в раздел учебника: сравниваем прошлое и настоящее?

- Знакомясь с произведениями литературы и искусства, мы уяснили, что в ходе исторических событий, которые происходят на протяжении многих лет, меняется жизнь вокруг нас.

- Вспомните, какие изменения

происходили?

- Что же сегодня на уроке мы

должны узнать, в чем

разобраться, уяснить для себя?


Фронтальная работа.

Учащиеся называют произведения литературы и искусства, с

которыми познакомились из раздела учебника: сравниваем прошлое и настоящее. Отмечают, о чем повествуется в произведениях интересно и актуально и в наше время. Вспоминают: может измениться название государства, армии, денежные средства, транспорт, интерьер, мода на одежду (К.Паустовский

Растрепанный воробей,

В.Драгунский Ровно

25 кило, А Гайдар Чук и Гек)

Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества.

Р.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия.

К.: рассуждают, высказывают своё мнение.

П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки; развивают пространственное мышление.


III. Открытие новых знаний

Задачи: решение проблемы детьми.


1. - Кто догадался, как называется тема нашего урока?

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

-Итак, на сегодняшнем

уроке мы узнаем, что в жизни

человека остается неизменным с течением времени. (Открывается название темы урока, целей урока) Слайд 3.

- Ребята, я упомянула: исторические события.

- А как вы понимаете значение слова история?

- Это не какой-то отвлеченный от жизни процесс. (понятие: история оформляем на доску при помощи магнитов)

- Сегодня мы заканчиваем работу над произведением А. Гайдара.

- Мы вспоминали, к какому


жанру литературы относится произведение, какую цель

преследует рассказ, как развиваются события.

- Еще раз перелистаем страницы рассказа, восстановим ход событий.

- Где работал отец мальчиков, почему горы называют Синие, можем предположить, где они

находятся, в каком рассказе членов семьи тоже разделяли огромные расстояния? Слайды 4, 5.

- А от чего зависит поведение героев в рассказе?

- Что мы знаем о мальчиках?

- На дом был задан вопрос: кто из ребят рассказа по характеру больше похож на вас? – Какие вы? - Охарактеризуйте героев, докажите примерами из текста. Слайд 6.

Демонстрация фрагмента фильма, где герои решают скрыть о телеграмме.

Физкультминутка.

Сейчас мы сделаем доброе дело. Во время очередной

драки Гек выбросил вместе с

телеграммой коробочку с коллекцией Чука. – Давайте соберем новую коллекцию.

- Сейчас все дружно встали,

Ручки вперед, в стороны, вниз,

Повернулись вправо, влево,

Голову верх, вниз,

На корточки сели,

По сторонам посмотрели.

(По классу развешаны полоски бумаги, на которых с обратной стороны: предполагаемые вещи из коллекции)

- Посмотрели, что может быть в коробочке?

-Работать продолжаем,

За парты дружно сели.

Зачитываю предполагаемую

коллекцию, акцентирую внимание ребят.

- Я тоже хочу пополнить коллекцию.

Из коробочки достаю телеграфный бланк (понятие слова телеграмма ребята


узнали на предыдущих уроках).

-Продолжаем серию вопросов: математика в рассказе – На сколько дней отец просил семью задержаться с выездом?

Зачитываю текст. Слайд 7.

Серия вопросов: математика в рассказе

– Сколько дней мать собирала мальчиков в дорогу?

Включаю мелодию: звуки поезда.

Слайд 8.

– Закройте глазки.

-Вспомните, какую жизнь страны увидели мальчики в окно поезда?

На фоне мелодии учащийся зачитывает: Песня Гека, (после прочтения, оформляем на доску при помощи магнитов)

-Найдите в тексте учебника ответ.

Серия вопросов: математика

в рассказе - Сколько

километров москвичи ехали тайгой?

- Сколько времени москвичам пришлось жить в тайге?

- Найдите в учебнике стр. 172,

174 ответ на вопрос:

- Какие трудности преодолевали москвичи?

Слайд 9.

Серия вопросов: окружающий мир в рассказе - С какими животными москвичи встречались в тайге?

- Каким человеком оказался сторож?

Демонстрация фрагментов

фильма: Сторож помогает матери найти мальчика.

- Охарактеризуйте героя, подтвердите примерами из

текста, стр. 175 – 179.

- Ребята, кто работал со справочной литературой, зачитайте толкование новых для вас слов: сундук, башлык (прикрепляем листы с понятиями на доску при помощи магнитов)

Слайд 10.


- Как москвичи готовились к празднику? подтвердите

примерами из текста, стр. 180.


Фронтальная работа.

Определяют тему урока.










Высказывания ребят, как понимают термин история. Затем зачитывают толкование из словаря С.И. Ожегова.







Работа с презентацией: ответы учащихся, работа с картой России -находят г.Москва: при указывании

города- появляется «красна М», на месте предполагаемых гор- «синяя С». Далее следуют ответы учащихся.

Учащиеся вспоминают, от чего зависит поведение героев рассказа.

Высказываются, кто по характеру похож на ребят из рассказа «Чук и Гек».

Называя черты характера героев, подтверждают

примерами из текста.









Выполняют физкультминутку.








«Собрали коллекцию», внимательно слушают, когда назовут предмет, который они «нашли».

Высказывают своё мнение.


С интересом рассматривают бланк, что у меня в


руках и на слайде.





Ответы учащихся.






Ответы учащихся.







Учащийся, который подготовил дома выразительное чтение стихотворения, выступает.





Ответы учащихся.



Работа с текстом.


Ответы учащихся.






Работа с текстом.

Ответы учащихся.



Обсуждение поступков героя.



Работа с текстом.


Учащиеся, которые работали дома со справочной литературой, зачитывают толкование новых слов.




Работа с текстом.


П.: развивают пространственное мышление и внимание;

извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта.

К.: рассуждают, высказывают своё мнение.

Р.: формулируют и удерживают учебную задачу, накапливают опыт в чтении новых слов.


IV.Первичное закрепление новых знаний.

Задача:

закрепление новых знаний и умений.


– Ни у кого в Москве не было такого праздника, подтвердите примерами из текста, стр. 182.

Слайд 11.

Демонстрация фрагментов фильма: звон кремлевских курантов, мальчики

показывают «секрет» отцу, песня Гека.

- О чем песня, о чем этот рассказ?

- А.Гайдар хотел свой рассказ назвать по- другому. – Подумайте, как мог называться рассказ?

- Что произошло, если бы телеграмма не потерялась?








- А счастливы ли герои рассказа?

стр. 183.

Слайд 12.


Работа с текстом.




Дискуссия. Обсуждение фрагмента фильма.



Ответы ребят.

Обсуждение поступков героев.

Учащиеся высказываются: если бы не была потеряна телеграмма, читатели

не узнали,

как раскрываются

человеческие характеры в рассказе.

Работа с текстом.

Ответы ребят.


Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров,

адекватно воспринимают оценку учителя и

партнёра, ориентируются в учебнике,

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


V. Самостоятельное применение полученных знаний.


Закрепление.


- А что вы понимаете под словом счастье?

- Ребята, кто работал со справочной литературой, зачитайте толкование слова:

счастье (прикрепляем лист с понятием на доску).

Слайд 13.

– Перед вами картина К.Юона Весенний солнечный день. Сергиев Посад. Автор создал это

произведение в 1920 году.

- Как вы думаете, счастливы ли герои, изображенные на картине? Видны их чувства? ----Чем заняты ребята?

- Нам интересно это произведение?

- Вспомните картину Б.Кустодиева. Масленица, созданную почти 100 лет назад. Слайд 14.


- Что можно наблюдать во время масленичных гуляний в

наше время?

- Что происходит на площади?

- Чем примечательны изображенные на этих картинах местности? Какие постройки в городах?

- Как одеты герои картины?

- Сохранилась ли и в наше время красота природы?

- Ребята, на стр. 184 учебника волшебница, которая помогает нам знакомиться с произведениями искусства, Анишит Йкоповна задает вопросы.

- Я думаю, не будет затруднений на них ответить?


Фронтальная работа.

Учащиеся, которые работали дома со справочной литературой, зачитывают толкование слова.





Фронтальная работа.

Ответы ребят.


Учащиеся высказывают мнение, что произведения литературы, живописи, музыки, созданные несколько лет назад интересны и в наше время.


Ответы ребят.








Работа с учебником.







Ответы ребят.


Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками.

П.: учатся обобщать, выделять главное в

тексте; развивают пространственное мышление.

Р.: развивают способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; накапливают опыт в чтении новых слов.

К.: учитывают разные мнения, развивают умение формулировать собственное мнение.


  1. VI. Итоги урока. Рефлексия.

Задача: обобщить

полученные на уроке знания.

- Завершая наш урок, я включу для вашего внимания фрагмент

симфонии А.Бородина:

Симфония № 2. Богатырская симфония, это произведение

автор написал в прошлом веке.

- Эта музыка – подарок вам к летним каникулам.

- Мелодия наполнена солнечным светом, весенней бодростью, мы можем почувствовать, как разливается энергия тепла, добра.

-Это гимн красоте окружающего нас мира.

Звук музыки приглушаю.

- Что особенно понравилось на уроке?

- Когда было трудно?

- Кто из ребят сегодня работал хорошо?

- Ребята, если урок вам понравился, было на уроке

комфортно и интересно, поднимите карточку с

изображением солнышка, если

возникли затруднения – облачко.

- Я желаю, чтобы доброе

солнышко всегда улыбалось вам, а вы в ответ – ему.

-Спасибо за работу на уроке.

Слайд 15.








Слушают. Мысленно анализируют работу на уроке.





Ответы ребят.






Показывают при помощи карточек впечатление от

урока.


Л.: Осознание учащимися

практической и

личностной значимости результатов каждого этапа урока.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулируют собственную позицию и мнение.

П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия. Понимают, что почти неизменной остается природа, памятники

архитектуры. А в

самом человеке не меняются чувства: способность любить мир природы и близких людей, неизменны главные ценности: помощь друзей и вера в чудо. Ощущение причастности к


истории и культуре своей страны.

Р.: самооценка деятельности на уроке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек».

Автор: Шишкова Светлана Рудольфовна

Дата: 12.08.2014

Номер свидетельства: 111742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства