I. Мотивационно- организационный момент. Задачи: эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание целей урока, создание эмоционального настроя на изучение материала. -Поприветствуйте гостей, улыбнитесь гостям и мне. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов на уроке. - Сегодня на уроке нас ждет много интересного. | Проверяют рабочее место, настраиваются на урок. Приветствуют гостей, учителя и друг друга. | Л.: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Р.: целеполагание; К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения. | - На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями литературы и искусства, которые авторы учебника поместили в раздел учебника: сравниваем прошлое и настоящее. Эти произведения были созданы несколько лет назад. - Вспомним, какие это произведения? - Почему авторы учебника поместили эти произведения в раздел учебника: сравниваем прошлое и настоящее? - Знакомясь с произведениями литературы и искусства, мы уяснили, что в ходе исторических событий, которые происходят на протяжении многих лет, меняется жизнь вокруг нас. - Вспомните, какие изменения происходили? - Что же сегодня на уроке мы должны узнать, в чем разобраться, уяснить для себя? | Фронтальная работа. Учащиеся называют произведения литературы и искусства, с которыми познакомились из раздела учебника: сравниваем прошлое и настоящее. Отмечают, о чем повествуется в произведениях интересно и актуально и в наше время. Вспоминают: может измениться название государства, армии, денежные средства, транспорт, интерьер, мода на одежду (К.Паустовский Растрепанный воробей, В.Драгунский Ровно 25 кило, А Гайдар Чук и Гек) | Л.: осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества. Р.: формулируют и удерживают учебную задачу; контролируют и оценивают свои действия. К.: рассуждают, высказывают своё мнение. П.: учатся обобщать, выделять существенные признаки; развивают пространственное мышление. |
III. Открытие новых знаний Задачи: решение проблемы детьми. | 1. - Кто догадался, как называется тема нашего урока? - Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? -Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что в жизни человека остается неизменным с течением времени. (Открывается название темы урока, целей урока) Слайд 3. - Ребята, я упомянула: исторические события. - А как вы понимаете значение слова история? - Это не какой-то отвлеченный от жизни процесс. (понятие: история оформляем на доску при помощи магнитов) - Сегодня мы заканчиваем работу над произведением А. Гайдара. - Мы вспоминали, к какому жанру литературы относится произведение, какую цель преследует рассказ, как развиваются события. - Еще раз перелистаем страницы рассказа, восстановим ход событий. - Где работал отец мальчиков, почему горы называют Синие, можем предположить, где они находятся, в каком рассказе членов семьи тоже разделяли огромные расстояния? Слайды 4, 5. - А от чего зависит поведение героев в рассказе? - Что мы знаем о мальчиках? - На дом был задан вопрос: кто из ребят рассказа по характеру больше похож на вас? – Какие вы? - Охарактеризуйте героев, докажите примерами из текста. Слайд 6. Демонстрация фрагмента фильма, где герои решают скрыть о телеграмме. Физкультминутка. Сейчас мы сделаем доброе дело. Во время очередной драки Гек выбросил вместе с телеграммой коробочку с коллекцией Чука. – Давайте соберем новую коллекцию. - Сейчас все дружно встали, Ручки вперед, в стороны, вниз, Повернулись вправо, влево, Голову верх, вниз, На корточки сели, По сторонам посмотрели. (По классу развешаны полоски бумаги, на которых с обратной стороны: предполагаемые вещи из коллекции) - Посмотрели, что может быть в коробочке? -Работать продолжаем, За парты дружно сели. Зачитываю предполагаемую коллекцию, акцентирую внимание ребят. - Я тоже хочу пополнить коллекцию. Из коробочки достаю телеграфный бланк (понятие слова телеграмма ребята узнали на предыдущих уроках). -Продолжаем серию вопросов: математика в рассказе – На сколько дней отец просил семью задержаться с выездом? Зачитываю текст. Слайд 7. Серия вопросов: математика в рассказе – Сколько дней мать собирала мальчиков в дорогу? Включаю мелодию: звуки поезда. Слайд 8. – Закройте глазки. -Вспомните, какую жизнь страны увидели мальчики в окно поезда? На фоне мелодии учащийся зачитывает: Песня Гека, (после прочтения, оформляем на доску при помощи магнитов) -Найдите в тексте учебника ответ. Серия вопросов: математика в рассказе - Сколько километров москвичи ехали тайгой? - Сколько времени москвичам пришлось жить в тайге? - Найдите в учебнике стр. 172, 174 ответ на вопрос: - Какие трудности преодолевали москвичи? Слайд 9. Серия вопросов: окружающий мир в рассказе - С какими животными москвичи встречались в тайге? - Каким человеком оказался сторож? Демонстрация фрагментов фильма: Сторож помогает матери найти мальчика. - Охарактеризуйте героя, подтвердите примерами из текста, стр. 175 – 179. - Ребята, кто работал со справочной литературой, зачитайте толкование новых для вас слов: сундук, башлык (прикрепляем листы с понятиями на доску при помощи магнитов) Слайд 10. - Как москвичи готовились к празднику? подтвердите примерами из текста, стр. 180. | Фронтальная работа. Определяют тему урока. Высказывания ребят, как понимают термин история. Затем зачитывают толкование из словаря С.И. Ожегова. Работа с презентацией: ответы учащихся, работа с картой России -находят г.Москва: при указывании города- появляется «красна М», на месте предполагаемых гор- «синяя С». Далее следуют ответы учащихся. Учащиеся вспоминают, от чего зависит поведение героев рассказа. Высказываются, кто по характеру похож на ребят из рассказа «Чук и Гек». Называя черты характера героев, подтверждают примерами из текста. Выполняют физкультминутку. «Собрали коллекцию», внимательно слушают, когда назовут предмет, который они «нашли». Высказывают своё мнение. С интересом рассматривают бланк, что у меня в руках и на слайде. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Учащийся, который подготовил дома выразительное чтение стихотворения, выступает. Ответы учащихся. Работа с текстом. Ответы учащихся. Работа с текстом. Ответы учащихся. Обсуждение поступков героя. Работа с текстом. Учащиеся, которые работали дома со справочной литературой, зачитывают толкование новых слов. Работа с текстом. | П.: развивают пространственное мышление и внимание; извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта. К.: рассуждают, высказывают своё мнение. Р.: формулируют и удерживают учебную задачу, накапливают опыт в чтении новых слов. |
IV.Первичное закрепление новых знаний. Задача: закрепление новых знаний и умений. | – Ни у кого в Москве не было такого праздника, подтвердите примерами из текста, стр. 182. Слайд 11. Демонстрация фрагментов фильма: звон кремлевских курантов, мальчики показывают «секрет» отцу, песня Гека. - О чем песня, о чем этот рассказ? - А.Гайдар хотел свой рассказ назвать по- другому. – Подумайте, как мог называться рассказ? - Что произошло, если бы телеграмма не потерялась? - А счастливы ли герои рассказа? стр. 183. Слайд 12. | Работа с текстом. Дискуссия. Обсуждение фрагмента фильма. Ответы ребят. Обсуждение поступков героев. Учащиеся высказываются: если бы не была потеряна телеграмма, читатели не узнали, как раскрываются человеческие характеры в рассказе. Работа с текстом. Ответы ребят. | Р.: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике, К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
V. Самостоятельное применение полученных знаний. Закрепление. | - А что вы понимаете под словом счастье? - Ребята, кто работал со справочной литературой, зачитайте толкование слова: счастье (прикрепляем лист с понятием на доску). Слайд 13. – Перед вами картина К.Юона Весенний солнечный день. Сергиев Посад. Автор создал это произведение в 1920 году. - Как вы думаете, счастливы ли герои, изображенные на картине? Видны их чувства? ----Чем заняты ребята? - Нам интересно это произведение? - Вспомните картину Б.Кустодиева. Масленица, созданную почти 100 лет назад. Слайд 14. - Что можно наблюдать во время масленичных гуляний в наше время? - Что происходит на площади? - Чем примечательны изображенные на этих картинах местности? Какие постройки в городах? - Как одеты герои картины? - Сохранилась ли и в наше время красота природы? - Ребята, на стр. 184 учебника волшебница, которая помогает нам знакомиться с произведениями искусства, Анишит Йкоповна задает вопросы. - Я думаю, не будет затруднений на них ответить? | Фронтальная работа. Учащиеся, которые работали дома со справочной литературой, зачитывают толкование слова. Фронтальная работа. Ответы ребят. Учащиеся высказывают мнение, что произведения литературы, живописи, музыки, созданные несколько лет назад интересны и в наше время. Ответы ребят. Работа с учебником. Ответы ребят. | Л.: развивают навыки самостоятельности и сотрудничества со сверстниками. П.: учатся обобщать, выделять главное в тексте; развивают пространственное мышление. Р.: развивают способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; накапливают опыт в чтении новых слов. К.: учитывают разные мнения, развивают умение формулировать собственное мнение. |
VI. Итоги урока. Рефлексия. Задача: обобщить полученные на уроке знания. | - Завершая наш урок, я включу для вашего внимания фрагмент симфонии А.Бородина: Симфония № 2. Богатырская симфония, это произведение автор написал в прошлом веке. - Эта музыка – подарок вам к летним каникулам. - Мелодия наполнена солнечным светом, весенней бодростью, мы можем почувствовать, как разливается энергия тепла, добра. -Это гимн красоте окружающего нас мира. Звук музыки приглушаю. - Что особенно понравилось на уроке? - Когда было трудно? - Кто из ребят сегодня работал хорошо? - Ребята, если урок вам понравился, было на уроке комфортно и интересно, поднимите карточку с изображением солнышка, если возникли затруднения – облачко. - Я желаю, чтобы доброе солнышко всегда улыбалось вам, а вы в ответ – ему. -Спасибо за работу на уроке. Слайд 15. | Слушают. Мысленно анализируют работу на уроке. Ответы ребят. Показывают при помощи карточек впечатление от урока. | Л.: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулируют собственную позицию и мнение. П.: применение новых знаний в жизненных ситуациях; рефлексия. Понимают, что почти неизменной остается природа, памятники архитектуры. А в самом человеке не меняются чувства: способность любить мир природы и близких людей, неизменны главные ценности: помощь друзей и вера в чудо. Ощущение причастности к истории и культуре своей страны. Р.: самооценка деятельности на уроке. |