kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Для чего мы используем алфавит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из этого урока можно много нового узнать об использовании алфавита. Он нужен в библиотеке, школьном журнале. В гостях побывали славянские буквы, благодаря которым мы с вами имеем возможность читать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Для чего мы используем алфавит»

Технологическая карта урока открытого урока по русскому языку

Предмет: русский язык

Класс: 2

Дата проведения урока: 23.11/ 2021 г.

Учитель: Вилкова Наталья Николаевна

Тема: «Для чего мы используем алфавит?»

Тип урока

открытие нового знания

Цель деятельности

учителя

формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах дея­тельности современного человека.

Планируемые

образовательные

результаты

образовательные:

  • совершенствовать знания: алфавита;

  • развивать умение пользоваться алфавитом;

  • пополнять словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать умение работать с дополнительными источниками;

  • развивать устную и письменную речь;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

  • воспитывать у детей любовь к родному языку;

  • воспитывать чувство уважения и бережного отношения к историческому прошлому.

Планируемые

метапредметные

результаты


личностные:

  • выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

  • готовность и способ­ность к самообразви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;

  • желание узнать новое;

  • нравственное-этиче­ская ориентация;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

  • умение помогать друг другу;

  • умение сосредотачи­ваться;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование уста­новки на здоровый образ жизни;

познавательные:

  • анализ и сравнение, установление при­чинно-следственных связей;

  • понимание учебного материала;

  • построение простей­ших моделей объек­тов и про­цессов;

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • самостоятельный по­иск недостающей ин­формации в инфор­мационном поле;

  • структурирование ин­фор­мации, её ор­ганизация;

  • умение строить вы­сказывание;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;

  • осознание важности двига­тельной дея­тель­ности;

  • овладение умениями ор­гани­зовывать здо­ровьесбе­регающую жизнедеятель­ность;

регулятивные:

  • организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

  • осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

  • умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее выполнения;

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий);

  • прогнозирование результатов своей деятельности;

  • осуществление вза­имного контроля;

  • оценивание соб­ственных результатов полученных на уроке;

  • рефлексия своей дея­тельности;

коммуникативные:

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

  • планирование учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками;

  • прогнозирование последствий коллек­тивных решений;

  • умение выражать свои мысли;

  • умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности;

Межпредметные

связи

  • основы православной культуры;

  • литературное чтение;

Использование

современных образовательных технология

  • личностно-ориентированное обучение;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • электронные образовательные ресурсы;

Формы

обучения

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая;

Методы

обучения

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

Образовательные

ресурсы

Для учителя:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, учебник «Русский язык, 2 класс, часть 1, Москва, «Просвещение», 2015 г.

  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык « 2 класс, Просвещение, 2015 г.

Для учащихся:

  • толковый словарь;

  • орфографический словарь;

  • энциклопедия Кирилла и Мефодия;

Оборудование

  • компьютер учителя;

  • мультимедиа-проектор;

  • экран;

  • презентация к уроку, разработанная в программе Microsoft Power Point;

  • ученические нетбуки;

  • листы формата А-3 с буквами славянского алфавита;

  • карточки с разноуровневыми заданиями;

  • магнитики;



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание учебного процесса

Виды

деятельности учителя

Виды

деятельности учащихся

Формируемые УУД

ЭОР

1.

Мотивация

(самоопределение к деятельности)


Учитель:

  • Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас приветствовать. Надеюсь у всех хорошее настроение. Все вы при­шли в школу учиться, и урок мы начнём с нашего девиза «Хочу всё знать» (дети произносят хором). Но, не все хотят учиться, как мы с вами. Ко мне сегодня приходил в гости Непослуха и рассказывал об успехах в своей школе. Знания ему даются не­легко. Он плохо усвоил тему по рус­скому языку. Тётушка Сова очень стро­гий учитель и дала ему на дом вы­полнить проект в виде газеты для класса именно по этой теме. Непо­слуха, конечно же, не справился и пришёл про­сить помощи у вас. Я ду­маю, что мы должны ему помочь. По­можем ребята?

Учащиеся:

  • Да.

Учитель:

  • Каждый из вас сегодня поможет Непослухе и пока­жет результат своей работы.


Учащиеся работают на заготовках га­зеты и совершают путешествие в стране букв алфа­вита.


Учитель:

  • Но прежде мы должны знать, по какой теме нужно помогать Непослухе. Тё­тушка Сова приготовила задания и дала много подска­зок. Вы детки умные и справитесь со всеми трудностями.


  • приветствие уча­щихся;

  • проверка готов­ности учащихся к уроку;

  • создание условий для возникнове­ния у ученика внутрен­ней по­требности вклю­чения в учебную деятельность;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;



  • организация сво­его рабочего ме­ста;

  • приветствие учи­теля;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;







Личностные:

  • готовность и спо­собность к самораз­витию и личностному са­моопределению,

уважительное отношение к прошлому народа;

  • выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

  • желание узнать новое;

  • умение сосредотачи­ваться;

Регулятивные:

  • организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками.


















2.

Актуализация знаний


Первая подсказка:

Учитель:

  • У вас на столе лежат заготовки для газеты. На первой странице буквы. Они прилетели к нам из древности на машине времени. Это славянские буквы (учитель показывает сла­вянский алфа­вит). Мы их с вами должны украсить буквами нашего современного алфа­вита. Найдите букву, которая похожа на первую букву алфавита. Может из вас, кто знает название этой буквы.

Учащиеся:

  • Аз.

Учитель:

  • Эта буква поможет нам провести ми­нутку чистописания. Вы догадались, какую букву сегодня мы будем пропи­сывать?

Учащиеся:

  • «А», «а».

Учитель:

  • Пропишите 5 заглавных и 5 строчных букв.


Учащиеся прописывают буквы на первой странице газеты, украшая ими славянские буквы.

Учитель:

  • Что мы можем сказать про звук, кото­рая обо­значает буква «А», «а».

Учащиеся:

  • С этим звуком образуются твёрдые слоги, может быть ударным и безудар­ным, в без­ударном положении будет вызвать сомнение при написании.

Учитель:

  • Какая буква заканчивает алфавит?

Учащиеся:

  • «Я», «я».



Учитель:

  • Найдите букву, которая похожа на букву «Я». Украсьте её за­главными и строчными буквами.


Учащиеся продолжают работать на первой странице газеты, украшая современными буквами славянские буквы.


Учитель:

  • Что мы знаем про букву «Я», «я»?

Учащиеся:

  • Даёт мягкость согласным, может быть удар­ным и безударным, в безударном положении будет вызвать сомнение при написании, если стоит буква в начале слова, после глас­ной и после разделительного мягкого и твёр­дого знака, обозначает два звука.

Учитель:

  • Первую часть подсказки мы с вами выпол­нили, переходим ко второй.


Вторая подсказка

Учитель:

  • А помогут нам в этом словарные слова.

Словарными словами мы с вами заполним , ту часть газеты, где изображена буква, которая похожа на современную букву «С». Какая это буква?

Учащиеся:

  • Современная буква «С», славянская буква «Слово».

Учитель:

  • Группа ребят приготовили словарную работу дома.


Первая группа учащихся предлагает загадки и на доске вывешивают

карточки с правильным написанием слов.


ЗАГАДКИ:

  • Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

(Арбуз)

  • Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

(Заяц)

  • Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарят ей.

(Берёза)

  • Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель)

  • Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счёту застёжек,

А все без застёжек

(Капуста)

  • Что за чудо - синий дом!

Ребятишек полно в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Учитель:

  • Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

Учащиеся:

  • Заяц.

Учитель:

  • Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?


Учащиеся:

  • Учитель.

Учитель:

  • Ребята, составьте ещё одно слово по первым буквам.


Арбуз, заяц, берёза, учитель,

капуста, автобус.


Учитель:

  • Какое слово получилось?

Учащиеся:

  • Азбука.

Учитель:

  • Запишите его на следующей строчке под словарными словами.


Учащиеся записывают слово

«Азбука» на карточке с буквой С.


Учитель:

  • Что такое азбука?

Учащиеся:

  • Книга, по которой учатся грамоте, буквы славянского алфавита.

Учитель:

  • Как образовалось слово?

Учащиеся:

  • По первым славянским буквам?


  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • организация диалога;

  • поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смеще­ния мо­тива на цель;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;










































































  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выполнение зада­ний, требующих творчества в со­держании работы, в способе учебной работы;

  • участие в диалоге с учителем;

  • выполнение заданий на заготовках га­зеты;


Личностные:

  • готовность и способ­ность к самообразви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;

Регулятивные:

  • прогнозирование своей работы;

Познавательные:

  • умение строить вы­сказывание;

  • анализ и сравнение, установление при­чинно-следственных связей;

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли;






















































3.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные

за­дачи.


Учитель:

  • Подберите синоним к слову азбука.

Учащиеся:

  • Алфавит.

Учитель:

  • Что такое алфавит?

Учащиеся:

  • Определённый порядок букв.



Учитель:

  • Ребята, вы догадались, по какой теме мы должны, помочь Непо­слухе?

Учащиеся:

  • Алфавит.

Учитель:

  • Молодцы. Это и будет тема нашего урока.

Учитель:

  • Слова-помощники вам по­могут правильно сформулировать и по­ставить задачи на се­годняшний урок.

Почему…

Где и кем ….

Смогу ли я …

Учащиеся:

  • Почему алфавит назвали алфавитом?

  • Где и кем в школе, дома и в других ме­стах используется алфавит?

  • Смогу ли я обойтись без знания алфа­вита?


  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • организация диалога;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • чередование видов де­ятельности

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;


  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • самоизучение своих познава­тель­ных процес­сов и особенно­стей вни­мания, мышления, памяти и т.д.








Личностные:

  • готовность и способ­ность к самообразви­тию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа;


Познавательные:

  • самостоятельный по­иск недостающей ин­формации в инфор­мационном поле;

  • умение строить свои высказывания;

Коммуникативные:

  • прогнозирование последствий коллек­тивных решений;



















4.

Первичное

усво­ение новых зна­ний


Учитель:

  • Мы определили тему урока, поста­вили для себя задачи. Вперёд на их вы­полнение, чтобы Непослуха успел при­нести задание тётушке Сове. Она попросила его ответить на первый вопрос: Почему алфавит назвали алфа­витом?


Вторая группа ребят дома подготовили не­большие сообщения. Они рас­сказывают о своих открытиях.


1-ый ученик:

  • Знаете ли вы, как возникла русская письмен­ность? Если не знаете, то мы можем вам рас­сказать. Слово «аз­бука» произошло от названий двух пер­вых букв славянской аз­буки: «А» (аз) и «Б» (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ.

2-ой ученик:

  • А слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:  АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

3-ий ученик:

  • Алфавит гораздо старше аз­буки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели соб­ственных букв.  И поэтому не было и пись­менности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

4-ый ученик:

  • Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют ки­риллицей?

5-ый ученик:

  • В IX веке в Византии, в го­роде Солунь (те­перь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали сла­вянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Рости­слава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвест­ных им книжных словах и смысле их). И вот бра­тья Константин и Мефодий приехали к сла­вянам, чтобы создать сла­вянскую азбуку, ко­торая впоследствии стала называться кирил­лицей. (В честь Константина, который, при­няв монаше­ство, получил имя Кирилл).

4-ый ученик:

  • Как же они создали азбуку?

6-ой ученик:

  • Кирилл и Мефодий взяли гре­ческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — «дочка» гре­ческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

Учитель:

  • Мы ответили на первый вопрос и справились с первой поставленной за­дачей. Теперь вто­рой вопрос: Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы от­правимся на экскурсию. Вам нужно отгадать, куда мы пойдём?

Ученик:

  • Загадка:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!  

иблиотека)

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • чередование видов де­ятельности;

  • использование индивидуальных творческих домашних заданий;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;









































  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выполнение заданий, требующих творчества в содержании работы, в спо­собе учеб­ной работы;

  • участие в групповых формах работы;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;































































Личностные:

  • нравственное-этиче­ская ориентация;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные:

  • самостоятельный поиск информации,

Регулятивные:

  • прогнозирование результатов своей деятельности;

Коммуникативные:

  • прогнозирование последствий коллек­тивных решений;







































5.

Физкультми­нутка


Учитель:

  • На экскурсию идём,

Друга за руку возьмём,

Крепко руку мы пожмём,

Глаза весёлые найдём.

Проверим ботинки,

Шнурки завязали?

Проверим куртки,

Замки закрывали?

Головы проверили,

Шапки на месте?

Посмотрим назад

Все ль ребята там стоят?

Посмотрим вперёд,

Где учитель наш идёт?


  • организация проведе­ния меро­приятий, направ­ленных на развитие двигательных навыков учащихся;

  • применение образо­вательные техноло­гии с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;


  • участие в меро­приятие, направ­ленном на разви­тие двигательных навы­ков уча­щихся;

Личностные:

  • формирование уста­новки на здоровый образ жизни;

Регулятивные:

  • осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

Познавательные:

  • овладение умениями ор­гани­зовывать здо­ровьесбе­регающую жизнедеятель­ность;

  • осознание важности двига­тельной дея­тель­ности;

Коммуникативные:

  • умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности;

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

6.

Первичная

про­верка

понимания

темы




Учитель:

  • Для того, чтобы нам оказаться в биб­лиотеке мы будем выполнять задание на карточке с изображением буквы, которая похожа на со­временную букву «Б», славян­ская «Буки».

Игра

«Собери предложение»

Дети составляют из слов предложение со словом библиотека.

Учащиеся:

  • Ребята идут в библиотеку.

Учитель:

  • Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. Покажите связь слов в предложе­нии.


Учащиеся выполняют разбор

предложения с комментированием в газете на карточке, где изображена буква Б:

Ребята идут в библиотеку.


Учитель:

  • Некоторые ребята заранее посетили библио­теку и узнали, как там используется алфа­вит.

Защита проекта

«Алфавит в библиотеке»


1-ый ученик:

  • Мы посетили школьную биб­лиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

2 ученик:

  • Ещё в библиотеке есть карто­тека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авто­ров тоже в алфавитном порядке.


Учитель:

  • В спешке книги на полку в библиотеке Непо­слуха поставил не пра­вильно, и тётушка Сова дала ему назва­ние навести порядок. Поставим книги детских писателей по фами­лии авторов в алфавитном порядке. Книг в библиотеке много и мы с вами разделимся на группы.

  • 1-я и 2-я группы наведут порядок в кар­то­теке.


1-я и 2-я группы

работают с нетбуками:

электронный диск

«Русский язык» к учебнику 2 класса

(задание с лягушонком)

Учитель:

  • 3-я и 4-я группа восстановят порядок и запишут­ фами­лии писателей и поэтов.


3-я и 4-я группы

выполнят работу на слайде

в презента­ции и выполненную работу записывают на следующей карточке с буквой И:

Маршак, Барто, Пушкин, Крылов,

Толстой.

Учитель:

  • Мы с вами помогли Непослухе расставить книги и нашли его друга лягушонка. Лягу­шонок принёс нам из библиотеки словари. Его интересует, как в словарях используется алфавит?


Защита проекта

«Алфавит в словарях»


1-ый ученик:

  • Мы рассмотрели разные виды словарей. В каждом словаре слова распределены в алфа­витном порядке.


2-ой ученик:

  • У нас была прекрасная возможность по­ближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым сло­вариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, можно легко найти слово и узнать не только его значение, но и как оно пишется. Это было интересно!


  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);


  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • чередование видов де­ятельности

  • сообщение правил игры;

  • оценка уровня вы­полнения проектов;

  • организация взаи­мопроверки;

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

  • организация работы учащихся с нетбу­ками;

  • организация работы учащихся с программой Microsoft Power Point;

  • определение оптимальной для каждого учащегося совокупности ЭОР;

  • соблюдение пра­вил по технике безопасности;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;


  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • участие в групповых формах работы;

  • представление проекта и его защита;


  • участие в групповых формах работы;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

  • участие в коллективном обсуждении и содержательной оценке результа­тов и процесса работы;

  • работа с нет­буками;

  • работа с программой Microsoft Power Point;

  • соблюдение пра­вил по технике безопасности;

  • выполнение упражнений, включенных в ЭОР;

  • демонстрация полученных в результате своей деятельности результатов, обос­новы­вая их выбранными материалами из ЭОР;

















.

Личностные:

  • сформированность и способность к само­развитию и личност­ному самоопределе­нию, уважительное отношение к прошлому народа;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

Познавательные:

  • структурирование ин­фор­мации, её ор­ганизация;

  • построение простей­ших моделей объек­тов и про­цессов;

Регулятив­ные:

  • осмысление по­ставленной задачи;

Коммуникативные:

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

  • умение выражать свои мысли;

  • планирование учеб­ного сотрудничества с учителем и сверст­никами;





















7.

Повторение и обобщение

изученного

материала









Учитель:

  • Для следующего задания вам нужен орфогра­фический словарь. В нём вы будет искать написание слов, если у вас возникнут сомнения. Те, ребята, которые выполнят задание быстро, для них приготовлено задание со звёздочкой.


Учащиеся работают

в группах.

Карточка:

В школе у тётушки Совы у каждого свои инт_ресы и любимые занятия. Бельчата ходят в лес за грибами и яг_дами. Лягу­шата с рыбалки приносят пл_тву и к_расей. Тётушка Сова х_рошо г_товит. На праздники она печёт п_роги с ябл_ками и к_пустой.

*  Записать предложение, в котором го­ворится о лягушатах.


Учитель:

  • Все ли слова были понятны? (может возник­нуть вопрос о значении слова «плотва»)


Сильным детям учитель предлагает работу с толковым словарём.


  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • чередование видов де­ятельности

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН;

  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выбор уровня учебной работы;

  • выполнение зада­ний;















Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей

  • осуществление вза­имного контроля;

Познавательные:

  • понимание учебного материала;

Коммуникативные:

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

  • умение выражать свои мысли;






8.

Практическая деятельность

Учитель:

  • Алфавит нам нужен, чтобы передавать накоп­ленные знания. У меня в руках книга «Русские пословицы и поговорки». В них за­ключена народная мудрость. Пословицы и поговорки в книге тоже расположены в ал­фавитном порядке. Но тётушка Сова пере­путала их для Непослухи. Наша с вами за­дача, расположить их в алфавитном порядке.


Учащиеся работают в парах.


Задание:

  1. Прочитайте пословицы.

  2. Запишите их в алфавитном порядке:

  • С книгой поведёшься – ума наберёшься.

  • Азбука – к мудрости ступенька. Век живи – век учись.

  • Учёный водит, а неучёный следом хо­дит.

  • Голова без ума, что фонарь без света.


Задание для детей, которые быстро

справля­ются с заданием:

* Спишите пословицу, которая советует дру­жить с книгой.


Защита проекта

«Алфавит в современной жизни»


Учитель:

  • Ребята побеседовали с родителями и узнали об использовании алфавита на их ра­боте.

1-ый ученик:

  • Мой папа работает в ГИБДД. Он мне сказал, что на его работе списки зарегистрирован­ных и угнанных машин составлены в алфа­витном порядке.



2-ой ученик:

  • Я вместе с бабушкой побывала на избиратель­ном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии изби­рателей.

3-ий ученик:

  • Моя мама работает в больнице. Она мне рас­сказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

4-ый ученик:

  • А это – энциклопедия, из которой я брал ин­формацию о насекомых, чтобы рассказать одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия рас­положены здесь в алфавитном порядке и ря­дом написаны номера страниц.

5-ый ученик:

  • У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рас­смотрели. Телефоны предприятий, различ­ных служб и учреждений расположены в ал­фавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

6-ой ученик:

  • В моём мобильном телефоне на клавишах есть буквы. Они расположены в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии. А новая запись появляется в по­рядке алфавита.

Учитель:

  • Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита. Ответьте на вопрос: «Для чего ну­жен алфавит в различных заведениях?»

Учащиеся:

  • Алфавит нужен везде для наведения по­рядка.


Учитель:

  • Где использует учитель алфавит?

Учащиеся:

  • В классном журнале.

Учитель:

  • Как записать учеников, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву?


Игра

«Встань в алфавитном порядке»

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, пси­хо­физических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использо­вать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • создание условий для формирования у каж­дого ученика уверенно­сти в своих силах, вы­сокой са­мооценки, во­левой регуляции в учеб­ной деятельности;

  • стимулирование моти­вации уча­щихся;

  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характери­стики класса;

  • организация взаимопроверки;

  • чередование видов де­ятельности

  • сообщение правил игры;

  • оценка уровня вы­полнения проектов;

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся.



















  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • участие в групповых формах работы;

  • представление проекта и его защита;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;

  • выполнение зада­ний;

  • анализ причин своих успе­хов и неудач;




Личностные:

  • умение помогать друг другу;

  • сформированность ценно­стно-смысло­вых устано­вок, отра­жающих лично­стные и гражданские пози­ции в деятельности, социальные компе­тенции;

Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с по­ставленной задачей;

  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Познавательные:

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;



























9.

Домашнее

задание

Учитель:

  • Оформление газеты вы закончите дома. Для этого вам нужно выполнить домашнее задание - составить алфавит из слов на тему «Осень». Таблица из сборника Т.А. Каясовой «Развитие языковой лично­сти учащихся начальной школы» 2 класс 2012 г.

  • инструктаж уча­щихся по выполне­нию домашнего за­дания;

  • использование творческого домаш­него задания;

  • соблюдение нормиро­вания учебной нагрузки обучающихся;


  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • анализ и осмысле­ние информации;

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств для ее выполнения;

  • осмысление поставленной задачи.


10.

Итог урока



Учитель:

  • Пригодилось ли вам знание алфавита при выполнении заданий? Ответ на третий во­прос для тётушки Совы: Сможем ли мы обойтись без знания алфавита? Почему?

Учащиеся:

  • Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти ин­формацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и рабо­тать, когда станем взрослыми.

Учитель:

  • Мы помогли Непослухе выполнить задания. Познакомились с новой темой на уроке. В гости к нам приходили буквы из славянской азбуки, благодаря, которым мы с вами имеем возможность читать и писать.

  • организация диалога;

  • фиксирование со­держания урока;

  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • демонстрация своих выводов и знаний, полученных на уроке;




11.

Рефлексия

учебной

деятельности


Учитель:

  • А сейчас мы выполним следующее задание:


Задание:

Дополните предложения:

  1. Я узнал….

  2. Мне понравилось…..

  3. Я научился…

  4. Лягушонок попросил вас сделать буквен­ное дерево.


Учитель:

  • У вас на столах лежат зелёные, жёлтые буквы вашего имени. Если вам понравился урок, возьмите зелёную букву и повесьте её на ваше буквенное дерево. Если, возникали сомнения и некоторые задания вызывали у вас сложности возьмите жёлтую букву.

  • организация рефлек­сии и самооценки учениками соб­ственной учебной деятельности;

  • поддержание бла­гоприятного эмоци­онального и психо­логического фона в классе;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;


  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • выполнение са­моценки соб­ственной учебной дея­тельности;


Личностные:

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;

Регулятивные:

  • оценивание соб­ственных результатов полученных на уроке;

  • рефлексия своей дея­тельности;







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Для чего мы используем алфавит

Автор: Вилкова Наталья Николаевна

Дата: 16.01.2022

Номер свидетельства: 597939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Русский алфавит или азбука (закрепление). 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "russkii_alfavit_ili_azbuka_zakrieplieniie_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495259402"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "конспект урока по букварю "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-bukvariu-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "118762"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227305"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока русского языка в 1 классе, тема: "Русский алфавит или азбука.""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav1klassietiemarusskiialfavitiliazbuka"
    ["file_id"] => string(6) "324826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462702374"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка на тему: "Алфавит.Гласные буквы и звуки" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-alfavit-glasnyie-bukvy-i-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "162607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422373987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства