Просмотр содержимого документа
«Деловые бумаги. Автобиография»
Русский язык. 11 класс.
Тема урока: Деловые бумаги. Автобиография. О времени и о себе.
Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии.
Задачи:
-изучение структуры автобиографии;
-выявление различий литературной автобиографии и служебной;
-развитие умений создавать текст в заданной ситуации;
- прививать культуру оформления документов;
Оборудование: портреты М. Булгакова, М. Зощенко, раздаточный материал, фотографии учеников разных классов. Эпиграф.
Ход урока.
Орг. момент. Мотивация.
Слово учителя.
Выход на тему. Целеполагание.
-Просмотр фрагмента из фильма «Собачье сердце» (Шариков П.П. требует докУмент).
-Ученик читает наизусть рассказ М.Зощенко «Галоща».
-Вопрос классу. Почему мы обьединили эти два произведения, о чем пойдет речь? (варианты ответов).
-Как бы вы сформулировали цель урока? (варианты ответов).
-Слово учителя.
Речь пойдет об официально-деловом стиле, о деловых бумагах.
Русский писатель и философ В. Розанов писал: «Есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать,- это книга его собственной жизни». А в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?(варианты ответов: дневники, мемуары). Конечно мы сразу вспоминаем знаменитую «Капитанскую дочку» Пушкина. Развитие жанра автобиографии связано с самопознанием, открытием своего «Я».
Прочитайте эпиграф «Мы - лицо нашего времени» . Как отразить это время в описании своей жизни? Давайте сформулируем тему нашего урока: «О времени и о себе». Автобиография.
Изучение структуры автобиографии.
-Работа со словарем. Найдите точное толкование слова – автобиография.
-Выступление 1 ученика: М. Зощенко «О себе».
2 ученик: М. Булгаков «Автобиография».
Вопрос классу: в чем разница?( варианты ответов).
-Слово учителя. Одна автобиография литературная, вторая - служебная.
- Чтобы понять, в чем разница между этими документами, давайте их сравним. Составление плана.
Определение цели автобиографии.
Выбор стиля речи и художественных средств.
Если служебная, то выдержана точность, краткость ,логичность, отсутствуют какие либо изобразительно-выразительные средства.
Если литературная, то более свободная форма изложения, описание жизни переплетается с перечислением основных событий, на которые эпоха наложила свой отпечаток.
Слово учителя. Мы с вами учимся писать служебную автобиографию.
Наименование документа размещается в середине строки, пишется заглавными буквами
АВТОБИОГРАФИЯ
После слова автобиография точка не ставится. Текст пишется от руки. Форма изложения - повествовательная, от первого лица. Все данные перечисляются только в хронологическом порядке и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественно-политической деятельности данного человека. Неуместны эпитеты, лирические отступления, разговорная лексика.
Основные реквизиты в автобиографии:
-название документа
-ФИО автора
-число, месяц и год рождения
-место рождения
-сведения о родителях (ФИО, место работы)
-образование
-награды и поощрения
-семейное положение и состав семьи
-домашний адрес и телефон
-дата
-личная подпись.
Подпись и дата ставятся справа. Каждый новый блок информации начинается с даты и абзаца.
Работа в группах.
Ученики анализируют предложенные им тексты служебных и литературных автобиографий , находят доказательства, подтверждающие, почему можно отнести к служебной или литературной автобиографии.(предложены автобиографии, написанные Есениным, Маяковским, Чеховым ).
Культура оформления документов.
Задание : устраните ошибки, отредактируйте.
Текст: Моя автобиография. (текст взят из учебного пособия Т.М. Служевской «Стилистика»).
Итог урока.
Официально-деловой стиль письменной речи официален , строг, по-своему выразителен, и подлинно деловая речь не имеет и не должна иметь ничего общего с канцеляритом.
Рефлексия.
Продолжите фразу: « Я могу сказать о времени и о себе , что….»