kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение официально-делового стиля речи на практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема практического занятия: 
«Применение официально-делового стиля речи на практике»
Задачи урока: познакомить учащихся с такими деловыми бумагами, как заявление, автобиография, доверенность; 
научить составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни; совершенствовать речевую и письменную грамотность; 
формировать умения и навыки учащихся работать с реальными объектами как источником информации, осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом; 
развивать учебно-интеллектуальные УН учащихся;
 воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку.

ЭПИГРАФ: Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
                                                       А.И.Куприн

Оформление доски:

Орфоэпическая разминка
(ударения не расставлены)    Тринадцатое апреля.
Классная работа.
 
                                    Русский язык в умелых 
                           руках и опытных устах красив,
                           певуч, выразителен, гибок,  
                           послушен,  ловок и
                           вместителен.
                                            А.И.Куприн


                              Критерии оценок
«5» - 0ош.
«4» - 1-2ош.
«3» - 3-4ош.
«2» - 5.ош
Орфоэпическая разминка
(ударения   расставлены)
обр.сторона доски    Выставка книг по культуре речи, толковых словарей, словарей-справочников.    Выберите нужную форму употребления слов
(обр.сторона доски)

Наглядные пособия:
1.    Набор карточек. «Обязательные  части»:  дата,  подпись,  заявитель,  адресат, содержание,  наименование документа,  опись документальных приложений.
2.    План анализа документа.
3.    Карточки-образцы. Заявление. Доверенность. Автобиография.
4.    Карточки-схемы. 
     А) Расположение частей заявления. Использование клишированных форм в заявлении. 
     Б) Расположение частей доверенности. Использование клишированных форм в доверенности.
 
                                                   ПЛАН УРОКА.

1.    Орг. момент.

2.    Создание проблемной ситуации.
1)    Чтение эпиграфа. Комментирование высказывания.
- В чём заключается смысл высказывания А.И.Куприна?
- А наши руки умелые, а уста наши опытные? Проверим себя. Произнесите слова в соответствии с нормами  устной литературной речи.

2) Практические задания, которые проводят учащиеся. 
А) Запишите слова, расставив  в них ударения в соответствии с нормами устной литературной речи. Взаимопроверка. Взаимооценка.
новорожденный
афера
обеспечение 
квартал 
огниво 
приговор 
принять
бытие 
процент 
пуловер 
ракушка 
столяр 
танцовщица 
опека 
украинский 
феномен 
цемент 
щавель 
эксперт

Б) Выберите нужную форму употребления слова.
1.Я (кладу, ложу) книгу на место.
2.Сегодня же (езжай, поезжай) к бабушке.
3. Они (хочут, хотят) ехать …
4.(Ихняя, их) машина сломалась. 

В) Прослушайте диалог «На улице» и объясните, какие нормы литературного языка нарушает один из его участников. 
(Диалог подготовлен заранее и показывается как сценка)

     Навстречу друг другу идут мальчики. Один хлопнул другого по плечу.
    - Ты молоток!
    - Молоток? ( Удивленно, непонимающе)
    - Молоток – значит молодец. Молодец, что молчал. А то бы мы погорели.
    - Погорели?
    - Ну, влипли бы.
    - Влипли?. (В раздумье)
    - Ну, засыпались бы, понимаешь? 
Мальчик отрицательно покачал головой.
                                          (По Ю.Томину)

ВЫВОД: Невежливо, неуважительно по отношению к собеседнику, некрасиво говорить так, чтобы тебя не понимали.

Г) Рекомендация книг по культуре речи, толковых словарей, словарей-справочников; с краткой аннотацией представленных книг.

3. Определение темы и целей урока. Слово учителя.
    - Для какого стиля характерны наименования: доверенность, заявление, характеристика, справка, протокол, приказ?
    - В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно.
     Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете писать самостоятельно. Вот мы сегодня и будем учиться составлять различные документы: заявление, доверенность, автобиографию.

4.    Изучение нового материала.
1)    Анализ предложенных заявлений по плану. Работа в парах.

                            План анализа.
1.Прочитайте текст документа.
А) Выделите обязательные в документе части.
Б) Где располагаются и как оформляются.
В) Обратите внимание на языковые особенности.
2. Расскажите о стандартной форме этого документа.

2)  Напишите заявление от своего имени на имя директора  школы с просьбой принять вас в 10 класс.

3) Анализ доверенности (по плану).

4) Составьте доверенность-документ, с помощью которого вы, студент(ка) филологического факультета БГПУ, предоставляете другому лицу полномочия получить вашу стипендию за январь 2014 года. Самопроверка.

       5. Контроль темы. Подведение итогов.
            - Из каких частей состоит заявление?
            - Укажите языковые особенности заявления.
            - Напишите заявление на имя директора школы с просьбой принять вас в 10 класс.

       6.  Домашнее задание. Работа с автобиографией. Составьте свою автобиографию  по образцу. 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец:

Доверенность
Я, студент второго курса филологического факультета МГУ Котов Александр Иванович (паспорт 66 02 756770 выдан 22.03.04 Промыш¬ленным РОВД г. Смоленска), доверяю студентке первого курса Оку¬невой Светлане Сергеевне получить мою стипендию за февраль 2004 г.
Дата                               (подпись)
Подпись студента Котова А.И. удостоверяю
Дата                               (подпись)


                       Директору школы № 4
                        г. Смоленска
                      Котикову Ф.И.
                       (от) ученицы 10 «Б» класса
                       Петровой А.Л.
            заявление.
  Прошу перенести мне сроки летней практики с июня на июль 2004 года в связи с болезнью. Справку о болезни прилагаю.
15 июня 2004 г.                   Петрова


Заявление. Расположение частей заявления.
1.    В правом верхнем углу заявления указывается адресат заявления. Если наименование адресата представляет собой название организации, то оно ставится в винительном
падеже (в отдел социального обеспечения); если это название должностного лица – в дательном падеже.
2.    Фамилия и инициалы заявителя (в родительном падеже без предлога от) пишутся под наименованием адресата.
3.    Слово заявление пишется со строчной буквы и ставится в середине строки, после слова заявление ставится точка.
4.    Текст заявления пишется с красной строки.
5.    Дата ставится слева; подпись - справа.

Использование клишированных форм в заявлении.
1 Просьба выражается следующими словосочетаниями:
Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.д.)
Прошу вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т.п.)
2. В заявлении используются следующие конструкции для ввода аргументации:
ввиду того что.; в связи с тем, что.; на основании того, что.; потому что.;
так как.; учитывая (что?).
 
Расположение частей доверенности.
1.Наименование документа пишется в центре строки.
2.Текст начинается с красной строки.
3.Дата в документе пишется слева, подпись - справа.
4.Под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ.


Использование клишированных форм в доверенности. Кто? + доверяю + кому? + инфинитив (получить.)
Задание.
Составьте доверенность - документ, с помощью которого Вы, студент(ка) филологического факультета БГПУ, предоставляете другому лицу полномочия получить вашу стипендию за январь 2014года.

Домашнее задание.

1. Проанализируйте текст документа по плану.
Автобиография
Я, Благова Ксения Дмитриевна, родилась 15 февраля 1986 года в городе Рославль Смоленской области. В 1993 году поступила в среднюю школу №1 города Рославля, в которой учусь в настоящее время в 11«а» класс.
Мои отец, Благов Дмитрий Борисович, 1960 года рождения, является полковником милиции ОВД города Рославля.
Моя мать, Благова Ольга Дмитриевна, 1961 года рождения, работает учителем математики школы №3 города Рославля.
Имею брата, Благова Бориса Дмитриевича, 1989 года рождения, ученика 7 «Б» класса средней школы №! Города Рославля.
2 марта 2006 года    (подпись)
2. Составьте краткий текст автобиографии по предложенному образцу, учитывая, что в него должны войти сведения о дате и месте вашего рождения, о характере ваших занятий в настоящее время, сведения о ваше

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение официально-делового стиля речи на практике »

Тема практического занятия:

«Применение официально-делового стиля речи на практике»

Задачи урока: познакомить учащихся с такими деловыми бумагами, как заявление, автобиография, доверенность;

научить составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни; совершенствовать речевую и письменную грамотность;

формировать умения и навыки учащихся работать с реальными объектами как источником информации, осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом;

развивать учебно-интеллектуальные УН учащихся;

воспитывать бережное и внимательное отношение к русскому языку.


ЭПИГРАФ: Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн


Оформление доски:


Орфоэпическая разминка

(ударения не расставлены)

Тринадцатое апреля.

Классная работа.

Русский язык в умелых

руках и опытных устах красив,

певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и

вместителен.

А.И.Куприн



Критерии оценок

«5» - 0ош.

«4» - 1-2ош.

«3» - 3-4ош.

«2» - 5..ош

Орфоэпическая разминка

(ударения расставлены)

обр.сторона доски

Выставка книг по культуре речи, толковых словарей, словарей-справочников.

Выберите нужную форму употребления слов

(обр.сторона доски)


Наглядные пособия:

  1. Набор карточек. «Обязательные части»: дата, подпись, заявитель, адресат, содержание, наименование документа, опись документальных приложений.

  2. План анализа документа.

  3. Карточки-образцы. Заявление. Доверенность. Автобиография.

  4. Карточки-схемы.

А) Расположение частей заявления. Использование клишированных форм в заявлении.

Б) Расположение частей доверенности. Использование клишированных форм в доверенности.

ПЛАН УРОКА.


  1. Орг. момент.


  1. Создание проблемной ситуации.

  1. Чтение эпиграфа. Комментирование высказывания.

- В чём заключается смысл высказывания А.И.Куприна?

- А наши руки умелые, а уста наши опытные? Проверим себя. Произнесите слова в соответствии с нормами устной литературной речи.


2) Практические задания, которые проводят учащиеся.

А) Запишите слова, расставив в них ударения в соответствии с нормами устной литературной речи. Взаимопроверка. Взаимооценка.

новорожденный

афера

обеспечение

квартал

огниво

приговор

принять

бытие

процент

пуловер

ракушка

столяр

танцовщица

опека

украинский

феномен

цемент

щавель

эксперт


Б) Выберите нужную форму употребления слова.

1.Я (кладу, ложу) книгу на место.

2.Сегодня же (езжай, поезжай) к бабушке.

3. Они (хочут, хотят) ехать …

4.(Ихняя, их) машина сломалась.


В) Прослушайте диалог «На улице» и объясните, какие нормы литературного языка нарушает один из его участников.

(Диалог подготовлен заранее и показывается как сценка)


Навстречу друг другу идут мальчики. Один хлопнул другого по плечу.

- Ты молоток!

- Молоток? ( Удивленно, непонимающе)

- Молоток – значит молодец. Молодец, что молчал. А то бы мы погорели.

- Погорели?

- Ну, влипли бы.

- Влипли?.. (В раздумье)

- Ну, засыпались бы, понимаешь?

Мальчик отрицательно покачал головой.

(По Ю.Томину)


ВЫВОД: Невежливо, неуважительно по отношению к собеседнику, некрасиво говорить так, чтобы тебя не понимали.


Г) Рекомендация книг по культуре речи, толковых словарей, словарей-справочников; с краткой аннотацией представленных книг.


3. Определение темы и целей урока. Слово учителя.

- Для какого стиля характерны наименования: доверенность, заявление, характеристика, справка, протокол, приказ?

- В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно.

Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете писать самостоятельно. Вот мы сегодня и будем учиться составлять различные документы: заявление, доверенность, автобиографию.


  1. Изучение нового материала.

    1. Анализ предложенных заявлений по плану. Работа в парах.


План анализа.

1.Прочитайте текст документа.

А) Выделите обязательные в документе части.

Б) Где располагаются и как оформляются.

В) Обратите внимание на языковые особенности.

2. Расскажите о стандартной форме этого документа.


2) Напишите заявление от своего имени на имя директора школы с просьбой принять вас в 10 класс.


3) Анализ доверенности (по плану).


4) Составьте доверенность-документ, с помощью которого вы, студент(ка) филологического факультета БГПУ, предоставляете другому лицу полномочия получить вашу стипендию за январь 2014 года. Самопроверка.


5. Контроль темы. Подведение итогов.

- Из каких частей состоит заявление?

- Укажите языковые особенности заявления.

- Напишите заявление на имя директора школы с просьбой принять вас в 10 класс.


6. Домашнее задание. Работа с автобиографией. Составьте свою автобиографию по образцу.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец:


Доверенность

Я, студент второго курса филологического факультета МГУ Котов Александр Иванович (паспорт 66 02 756770 выдан 22.03.04 Промыш­ленным РОВД г. Смоленска), доверяю студентке первого курса Оку­невой Светлане Сергеевне получить мою стипендию за февраль 2004 г.

Дата (подпись)

Подпись студента Котова А.И. удостоверяю

Дата (подпись)





Директору школы № 4

г. Смоленска

Котикову Ф.И.

(от) ученицы 10 «Б» класса

Петровой А.Л.

заявление.

Прошу перенести мне сроки летней практики с июня на июль 2004 года в связи с болезнью. Справку о болезни прилагаю.

15 июня 2004 г. Петрова



Заявление. Расположение частей заявления.

  1. В правом верхнем углу заявления указывается адресат заявления. Если наименование адресата представляет собой название организации, то оно ставится в винительном
    падеже (в отдел социального обеспечения); если это название должностного лица – в дательном падеже.

  2. Фамилия и инициалы заявителя (в родительном падеже без предлога от) пишутся под наименованием адресата.

  3. Слово заявление пишется со строчной буквы и ставится в середине строки, после слова заявление ставится точка.

  4. Текст заявления пишется с красной строки.

  5. Дата ставится слева; подпись - справа.


Использование клишированных форм в заявлении.

1 Просьба выражается следующими словосочетаниями:

Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.д.)

Прошу вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т.п.)

2. В заявлении используются следующие конструкции для ввода аргументации:

ввиду того что...; в связи с тем, что...; на основании того, что...; потому что...;

так как...; учитывая (что?)...

Расположение частей доверенности.

1.Наименование документа пишется в центре строки.

2.Текст начинается с красной строки.

3.Дата в документе пишется слева, подпись - справа.

4.Под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ.



Использование клишированных форм в доверенности. Кто? + доверяю + кому? + инфинитив (получить...)

Задание.

Составьте доверенность - документ, с помощью которого Вы, студент(ка) филологического факультета БГПУ, предоставляете другому лицу полномочия получить вашу стипендию за январь 2014года.




Домашнее задание.


1. Проанализируйте текст документа по плану.

Автобиография

Я, Благова Ксения Дмитриевна, родилась 15 февраля 1986 года в городе Рославль Смоленской области. В 1993 году поступила в среднюю школу №1 города Рославля, в которой учусь в настоящее время в 11«а» класс.

Мои отец, Благов Дмитрий Борисович, 1960 года рождения, является полковником милиции ОВД города Рославля.

Моя мать, Благова Ольга Дмитриевна, 1961 года рождения, работает учителем математики школы №3 города Рославля.

Имею брата, Благова Бориса Дмитриевича, 1989 года рождения, ученика 7 «Б» класса средней школы №! Города Рославля.

2 марта 2006 года (подпись)

2. Составьте краткий текст автобиографии по предложенному образцу, учитывая, что в него должны войти сведения о дате и месте вашего рождения, о характере ваших занятий в настоящее время, сведения о ваше


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Применение официально-делового стиля речи на практике

Автор: Боровицкая Людмила Алексеевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства