Программа курса по выбору "Основы делового общения"
Программа курса по выбору "Основы делового общения"
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве, умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общении, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения».
Место и роль данного курса
Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Цели курса
Цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.
Задачи курса
Обучающие
Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.
Воспитательные
Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.
Развивающие
Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора
В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:
понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка и др.;
уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Основы делового общения" »
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета директор МАОУ «СОШ № 112»
МАОУ «СОШ № 112» ____________ О. Н. Домовитова
«___»___________2013 г. «___»___________2013 г.
__________/_____________
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Программа краткосрочного курса
«Основы делового общения» для учащихся 8 классов
Составила
Глухова Светлана Павловна
учитель ИЗО
Пермь 2013
Пояснительная записка
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве, умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общении, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения».
Место и роль данного курса
Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Цели курса
Цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.
Задачи курса
Обучающие
Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.
Воспитательные
Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.
Развивающие
Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора
В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:
понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка и др.;
уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
. Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.
Тема 2.
Речевая культура делового разговора.
Деловой разговор как особая разновидность устной речи.
Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.
Риторический инструментарий. Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность. Риторические факторы, влияющие на действенность общения: состав аудитории, содержание и характер выступления. Психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Коммуникационные эффекты.
Техника речи. Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза.
Речевой этикет. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.
Тема 3.
Логическая культура делового разговора
Основные логические законы и их применение. Закон тождества. Закон
противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Умозаключения и их использование. Логические методы. Индукция умозаключение от частного к общему. Дедукция - умозаключение от общего к частному.
Логические правила аргументации. Аргументирование. Построения тезиса.
Способы опровержения доводов оппонента. Критика.
Типичные алогизмы деловой речи. Логические правила деления понятий. Правило соразмерности.
Тема 4.
Психологическая культура делового разговора.
Создание благоприятного психологического климата. Законы памяти. Закон впечатления. Второй закон памяти - повторение. Закон ассоциации.
Создание хорошего впечатления о себе. Общепринятые правила поведения. Приемы формирования положительных отношений. Комплименты. Пейсинг (отражение чувств). Раппорт (взаимная симпатия).
Изучение внутреннего состояния собеседника. Громкость речи. Скорость речи. Выслушивание собеседника как психологический прием. Активный слушатель. Прием перефразирования. Резюмирование.
Постановка вопросов и техника ответов на них. Типы вопросов.
Поведение с собеседниками различных психологических типов. Типы характеров собеседников. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Разновидности замечаний.
Поведение в конфликтных ситуациях. Приемы защиты от некоторых собеседников. Конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) конфликты. Варианты решения спорных вопросов.
Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.
Тема 5.
Невербальная культура делового разговора.
Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.
Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей.
Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.
Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др.
Ведение коммерческих переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.
Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.
Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри.
Национальные стили ведения переговоров.
Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом. Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.
По завершению курса учащийся должен выполнить проект (по выбору).
Примерная тематика проектов.
1. Риторический инструментарий деловой речи.
2. Речевой этикет в деловом общении.
З. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.
4. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.
5. Вербальные и невербальные средства делового общения.
6. Роль невербальных средств в общении людей.
7. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
8. Русский язык. Деловые бумаги.
Объектом оценивания будет сочинение - эссе на тему «Роль общения в моей жизни» , написанное каждым учащимся.