II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | 1. Словарно-орфографическая работа. Учитель диктует слова с пропусками из домашнего задания (упр. 560). Приобретает, оживает, приглашающее, распахнутые, барабанщик, рассыпается, искусство. – Назовите причастия. Какого они разряда? – Подберите по 1–2 причастия такого же разряда (можно из домашнего упражнения). 2. Проверочный тест. (См. материал предметного диска – проверочный тест «Разряды причастий» к § 68.) Выбирается один правильный ответ. 1) Действительное причастие есть в словосочетании: а) летающие бабочки; б) расчищенная дорожка; в) выполненное задание; г) накрытый скатертью. 2) Страдательное причастие есть в словосочетании: а) подтаявший снег; б) разговорившийся с мамой; в) проверенная учителем; г) танцующие вальс. 3) Причастие настоящего времени есть в словосочетании: а) поднятая с пола; б) напуганная стуком; в) выпорхнувшая из клетки; г) ожидающий поезда. 4) Причастие прошедшего времени есть в словосочетании: а) провожаемый взглядом; б) поставленный в углу; в) убегающий от дождя; г) строящийся стадион. Проверка по ключам: 1) а; 2) в; 3) г; 4) б. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, определять аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы. ТОУУ |
III. Введение в тему с постановкой проблемы урока. | Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_6kl_ur103) или работать по предложенному ниже плану. – Прослушайте предложения. Выпишите из них причастия (учитель чётко проговаривает суффиксы причастий). У обширного Плещеева озера, блещущего водной гладью, стоит старинный русский город Переславль-Залесский. Холмы, спускающиеся к озёрным берегам, убегающие в голубую дымку леса, надолго остаются в нашей памяти. Летописцы, славящие деяния русского народа, отмечают, что в тринадцатом столетии в городе княжил сам Александр Невский. И в более поздние времена здесь живут русские великие князья и цари, любящие в тишине отдохнуть от государственных дел. (Фрагмент из «Сборника диктантов по русскому языку для 5–7-го классов» Е.С. Баровой.) – Назовите разряд причастий и их время. Это будет тема нашего урока. – Выделите суффиксы причастий. Одинаковые это суффиксы или разные? – Сформулируйте основной вопрос урока. (Когда в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется -ущ- (-ющ-), а когда -ащ- (-ящ-)? От чего зависит выбор буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени?) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать задачи урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Упр. 561 – наблюдение над образованием действительных причастий настоящего времени на основе таблицы. Ученики анализируют материал таблицы по заданиям к упр. 561, делают вывод, от чего зависит выбор буквы гласного в суффиксе. При анализе примеров следует обратить внимание на основы глаголов настоящего времени (решай, а не реша – это основа неопределённой формы). 2. Чтение текста в рамке после упр. 561. – Сравните свои наблюдения и выводы с правилом в рамке. – Назовите ключевые понятия для действительных причастий настоящего времени. (Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, спряжение.) – Приведите свои примеры причастий с названными суффиксами. Обратите внимание на информацию, представленную после текста в рамке, и ответьте на последний вопрос после текста в рамке. 3. Начать заполнять таблицу «Отличительные особенности причастий разных разрядов». (См. материал предметного диска – моделирование таблицы «Отличительные особенности причастий разных разрядов» к § 68.) – О каком разряде причастий мы говорили? – Какие особенности есть у этих причастий? Приведите примеры. – Основываясь на заданных вопросах, составьте таблицу. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, ключевые слова). |
V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 562 – развивается умение определять вид глаголов и устанавливать, от глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени. – Просмотрите ещё раз таблицу и прочитайте правило, чтобы назвать глаголы, от которых образуются действительные причастия настоящего времени. Выполняется устно с комментированием. Упр. 563 – развивается умение выделять суффиксы причастий и соотносить их с глаголами, от которых они образованы, определяя спряжение. Два-три примера выполняются с комментированием, затем в парах. Проверка коллективная. Упр. 564 – развивается умение образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени, обосновывая выбор буквы гласного в суффиксе. Выполняется в парах. Проверка коллективная. Упр. 565 – развивается умение образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно их писать и употреблять в предложении. Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах. | Познавательные УУД 1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Осуществлять совместную деятельность (работать в парах). |
VI. Итог урока. | – Назовите причину, по которой не могут образовываться действительные причастия настоящего времени. – Назовите все ключевые слова темы. (Действительные причастия настоящего времени, суффиксы причастий, несовершенный вид, спряжение глагола.) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |