|    II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.            |     1. Словарно-орфографическая работа.   Учитель диктует слова с пропусками из домашнего задания (упр.     560).   Приобретает, оживает, приглашающее, распахнутые, барабанщик, рассыпается, искусство.   – Назовите причастия. Какого они разряда?     – Подберите по 1–2 причастия такого же разряда (можно из домашнего упражнения).   2. Проверочный тест. (См. материал предметного диска – проверочный тест «Разряды причастий» к § 68.)   Выбирается один правильный ответ.   1) Действительное причастие есть в словосочетании:     а) летающие бабочки; б) расчищенная дорожка; в) выполненное задание; г) накрытый скатертью.   2) Страдательное причастие есть в словосочетании:     а) подтаявший снег; б) разговорившийся с мамой; в) проверенная учителем; г) танцующие вальс.   3) Причастие настоящего времени есть в словосочетании:     а) поднятая с пола; б) напуганная стуком; в) выпорхнувшая из клетки; г) ожидающий поезда.   4) Причастие прошедшего времени есть в словосочетании:     а) провожаемый взглядом; б) поставленный в углу; в) убегающий от дождя; г) строящийся стадион.   Проверка по ключам: 1) а; 2) в; 3) г; 4) б.       |          Познавательные УУД    Анализировать, сравнивать, определять аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы.       ТОУУ            |  
  |    III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.       |     Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_6kl_ur103)   или работать по предложенному ниже плану.   – Прослушайте предложения. Выпишите из них причастия (учитель чётко проговаривает суффиксы причастий).   У обширного Плещеева озера, блещущего водной гладью, стоит старинный русский город Переславль-Залесский. Холмы, спускающиеся к озёрным берегам, убегающие в голубую дымку леса, надолго остаются в нашей памяти.   Летописцы, славящие деяния русского народа, отмечают, что в тринадцатом столетии в городе княжил сам Александр Невский.     И в более поздние времена здесь живут русские великие князья и цари, любящие в тишине отдохнуть от государственных дел.   (Фрагмент из «Сборника диктантов по русскому языку для 5–7-го классов» Е.С. Баровой.)   – Назовите разряд причастий и их время. Это будет тема нашего урока.   – Выделите суффиксы причастий. Одинаковые это суффиксы или     разные?   – Сформулируйте основной вопрос урока. (Когда в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется -ущ- (-ющ-), а     когда -ащ- (-ящ-)? От чего зависит выбор буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени?)       |    Регулятивные УУД  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.  2. Формулировать задачи урока.   |  
  |    IV. Открытие новых знаний.       |     1. Упр. 561 – наблюдение над образованием действительных причастий настоящего времени на основе таблицы.   Ученики анализируют материал таблицы по заданиям к упр. 561,     делают вывод, от чего зависит выбор буквы гласного в суффиксе.     При анализе примеров следует обратить внимание на основы глаголов настоящего времени (решай, а не реша – это основа неопределённой формы).   2. Чтение текста в рамке после упр. 561.   – Сравните свои наблюдения и выводы с правилом в рамке.   – Назовите ключевые понятия для действительных причастий   настоящего времени. (Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, спряжение.)   – Приведите свои примеры причастий с названными суффиксами.     Обратите внимание на информацию, представленную после текста в рамке, и ответьте на последний вопрос после текста в рамке.   3. Начать заполнять таблицу «Отличительные особенности причастий разных разрядов». (См. материал предметного диска – моделирование таблицы «Отличительные особенности причастий разных разрядов» к § 68.)   – О каком разряде причастий мы говорили?   – Какие особенности есть у этих причастий? Приведите примеры.   – Основываясь на заданных вопросах, составьте таблицу.               |    Регулятивные УУД  1. Искать пути решения проблемы.  2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.       Познавательные УУД    1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).  2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.  3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, ключевые слова).           |  
  |    V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.       |     Упр. 562 – развивается умение определять вид глаголов и устанавливать, от глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени.   – Просмотрите ещё раз таблицу и прочитайте правило, чтобы   назвать глаголы, от которых образуются действительные причастия     настоящего времени.   Выполняется устно с комментированием.   Упр. 563 – развивается умение выделять суффиксы причастий и     соотносить их с глаголами, от которых они образованы, определяя     спряжение.   Два-три примера выполняются с комментированием, затем в парах.     Проверка коллективная.   Упр. 564 – развивается умение образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени, обосновывая выбор буквы гласного в суффиксе.   Выполняется в парах. Проверка коллективная.   Упр. 565 – развивается умение образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно их писать и употреблять в предложении.  Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.   |     Познавательные УУД    1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.  2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.  3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм).       Коммуникативные УУД    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.  3. Осуществлять совместную деятельность (работать в парах).       |  
  |    VI. Итог урока.       |     – Назовите причину, по которой не могут образовываться действительные причастия настоящего времени.   – Назовите все ключевые слова темы. (Действительные причастия настоящего времени, суффиксы причастий, несовершенный вид, спряжение глагола.)        – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.  Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.   |    Регулятивные УУД  1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.  2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.      ТОУУ   |