Урок русского языка в 6 классе (учебник А.Д. Шмелёва) на тему «Образование действительных причастий настоящего времени»
Цель:
1) Познакомить учащихся с условиями образования действительных причастий настоящего времени.
2) Привить навыки самостоятельной работы с учебником, привить навыки работы в паре.
3) Прививать интерес к русскому языку. Оборудование: учебник А. Д. Шмелева, ПК, аудиоприложение к учебнику
Ход урока:
1.Опрос домашнего задания.
Упражнение № 46, с.34,часть вторая учебника. (Заменить предложения со словом «который» на предложения с причастным оборотом)
1.Поляна, которую освещает солнце. Поляна, освещенная солнцем. 2.Лучи солнца, которые пробиваются сквозь тучи. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи. 3.Земля, которую прогревает солнце. Земля, прогреваемая солнцем. 4.Птицы, которые прилетели ранней весной. Птицы, прилетевшие ранней весной. 5.Гнёзда, которые свили птицы на деревьях. Гнёзда, свитые птицами на деревьях. 6.Цветы, которые выросли на поляне. Цветы, выросшие на поляне.
2.Новая тема (поисковый метод)
Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с суффиксами причастий. Расскажите, какие суффиксы у действительных причастий настоящего времени. (-ущ,-ющ,-ащ,-ящ).Сегодня мы вместе определим условия написания этих суффиксов.
а)Для этого обратимся к учебнику (параграф 7, с.35, упр.№ 50)
1.Определите,от какого из глаголов образованы данные действительные причастия настоящего времени. Совпадает ли вид причастия и инфинитива?
Обменивающиеся (обменяться-обмениваться).Везущие(везти-отвезти). Заходящие (заходить-зайти).Кричащие(крикнуть-кричать).
2.Определите вид глаголов, от которых образованы причастия. Есть ли среди них возвратный глагол?
б) Работа с таблицами на с.36 ( на материале таблиц учащиеся пробуют сформулировать правило правописания суффиксов действительных причастий наст. вр. ) в) Работа с теоретическим материалом учебника на с. 36-37 г) Вывод учащихся: действительные причастия наст. времени образуются от глаголов 1 спряжения при помощи суффиксов –ущ,-ущ,а от глаголов 2 спряжения—ащ,-ящ.
3.Закрепление.
а)Кто лучше составит схему образования действительных прич. наст. вр. (несколько учеников пробуют составить на доске схемы со своими примерами)
Основа глагола наст. вр. + ущ,ющ------от глагола 1 спр. переходного и непереходного + ащ,ящ -----от глагола 2спр. (неперех. глаголы могут быть возвратными и невозвратными)
б)Упр.№ 52, с.37.Замените причастия сочетаниями глаголов со словом «который» .Запишите сначала сочетания с глаголами 1 спр., потом- 2 спр.
Образец: мыслящий человек-человек, который мыслит (2 спр – суффикс -ящ)
в)Упр. №56,с. 39.Работа с аудиоприложением. Слушайте и записывайте в первый столбик словосочетания с причастиями, а во второй – с прилагательными. Обозначьте суффиксы причастий.
г) Упр.№ 57,с. 39.Работа с аудиоприложением.
1)Прочитайте причастия, определяя по суффиксам ,от глагола какого спряжения они образованы. Таящая, блестящая, доходящая, волнующаяся, затихающая, замирающая .
2) Восстановите предложения , дополняя предложения данными причастиями, спишите текст.
3) Работа в паре. Прослушайте текст и проверьте товарища в паре.
4) Работа в группе. Найдите как можно больше орфограмм в записанном тексте.
4.Итоги урока.
а) Фронтальный опрос ( что нового узнали на уроке)
б) Какое задание показалось самым трудным?
в) Какое задание было самым интересным?
г) Выставляю оценки, обязательно их комментирую 5.Задание на дом. 1.Параграф 7 ,с.35, упр.№55 (От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени ,от каких глаголов причастия не образуются?)