Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по русскому языку в 7 классе "Образование и правописание действительных причастий настоящего времени"»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
на тему: «Образование и правописание действительных причастий
настоящего времени».
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий настоящего времени;
- закрепить умение находить причастие в тексте и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- закрепить умение конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления и речи учащихся;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие умения применять знания на практике;
- развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету.
Тип урока – Изучение нового материала.
Оборудование к уроку:таблица «Образование действительных причастий настоящего причастий», доска, компьютерная презентация «Действительные причастия настоящего времени», карточки для учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке.
II. Вступительное слово учителя. Тема и цель урока. Слайд № 1
- Сегодня мы продолжим работать над причастием и познакомимся с орфограммой, связанной с написанием причастий.
- Откройте тетради и запишите число.
III. Повторение ранее изученного:
Зрительный диктант (устно).Слайд № 2
В…черн…е со…нце бр…сал… первые лучи на мой з…лёный сад на ж…лтеющий лес.
- Объясните пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Слайд № 3 (предложение со вставленными буквами и знаками препинания).
- Найдите в этом предложении слова, которые отвечают на вопрос «какой».
- Назовите эти слова. Какой частью речи они являются? ( «Первые» – числительное; «вечернее», «зелёный» – прилагательные; «мой» – местоимение; «желтеющий» – причастие).
- Все эти слова отвечают на вопрос «какой» и обозначают признаки.
- Какие это признаки? (У числительного «первые»- это признак по счёту; у прилагательного «зелёный» - это признак по цвету; у прилагательного «вечернее» - это признак времени; у местоимения «мой» - признак, кому принадлежит предмет; у причастия «желтеющий» - признак по действию).
- Докажите, что «желтеющий» - это причастие. («Желтеющий» образовано от глагола «желтеть» и обозначает признак предмета по действию: сад, который желтеет.)
- А теперь составим автобиографию причастия «желтеющий» из данного предложения.
- Каково значение слова “автобиография”? (Сам описываю свою жизнь).
(Работа выполняется в карточке, которая есть у каждого учащегося).
Автобиография причастия Желтеющий. Слайд № 5
Я, причастие ________________, обозначаю _____________________________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________.
Результат работы будет следующий:
Автобиография причастия Желтеющий.
Я, причастие Желтеющий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”.
3. Работа над предложениями с причастным оборотом.
Ветер срываетлистья. (учитель записывает на доске).
Ветер, срывающий листья.
Листья, срываемые ветром.
- Какое из этих причастий действительное, а какое страдательное? Докажите. (Причастие «срывающий» - это действительное причастие, потому что действие выполняет сам предмет. Причастие «срываемый» - это страдательное причастие, потому что действие производится со стороны).
- Запишите предложения с причастными оборотами. В каких случаях причастный оборот будет выделяться запятыми? (Если причастный оборот находится после определяемого слова, то перед ним необходимо поставить запятую. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятую ставить не нужно).2 ученика записывают предложения на доске.
Физкультминутка.
- Я вам буду произносить слова. Если это страдательное причастие, то вы делаете наклон вправо. Если действительное – влево. Если причастие в краткой форме - присядете.
« Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: лошади, скачущие по мосту,… мы говорим, которые скачут – заменяя краткость причастия вялым оборотом». А.С. Пушкин.
- Как вы понимаете высказывание Пушкина? (В разговорной речи причастия употребляются редко. Мы заменяем их сложноподчинёнными предложениями). - Из высказывания А.С. Пушкина выпишите глагол и однокоренное с ним причастие.
Скачут – скачущие. (Дети записывают в тетрадь, учитель – на доску).
- Выделим окончание глагола и суффикс у причастия.
- Чем они похожи? (Гласные в суффиксе причастия и в окончании глагола одинаковые).
- Давайте ещё понаблюдаем. Слайд № 7
Дети бегают в парке.
Совы кричат в лесу.
Туристы любят песни.
- Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
Бегают – бегающие.
Кричат – кричащие.
Любят – любящие.
(Учитель записывает на доске, выделяет окончание и суффиксы. Дети пишут в тетрадях.)
- Попробуйте сделать вывод, от чего зависит гласный в суффиксе действительного причастия. (Они зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие).
- Молодцы. Вы правы.
- От какой формы глагола удобнее всего образовать действительное причастие настоящего времени? (От глагола 3 лица множественного числа).
2. Работа с таблицей. Слайд № 8
(У каждого ребёнка таблица лежит на столе).
- От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? (От глаголов несов.вида).
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? ( -ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-).
- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Да).
- Давайте вспомним, как определить спряжение глагола. (Дети рассказывают алгоритм, с помощью которого можно определить спряжение глагола).
VII. Закрепление изученного.
1.- От н.ф. глаголов образуйте глаголы 3 лица множественного числа, а от него образуйте действительное причастие настоящего времени.
Терп…щий бедствие, легко дыш…щий, вер…щий другу, стел…щийся под ногами, леч…щии больного, сия…щий от радости, стро…щий дом, та…щий снег, дремл…щий старик, плещ…щиеся в воде дети, бор…щиеся со стихией, хлопоч…щая на кухне хозяйка.
- Поменяйтесь карточками со своими соседями по парте. Проверьте их. 2 ошибки «4», 4 ошибки «3», 5 и более – без оценки.
VIII. Рефлексия. Слайд № 9
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Выберете любое начало фразы и продолжите её.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился...
- У меня получилось…
- Я смог…
IX. Домашнее задание. Слайд № 10
- Задание для всех: с.43 учить правило.
1 вариант: упр. 93
2 вариант: составить карточку из 15 словосочетаний, используя действительные причастия настоящего времени.