учитель МОУ «Вербенская СШ» Николаевского муниципального района Волгоградской области Яхина Мерует Тагалимовна
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Настрой на урок: Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны | |
Послушайте предложение: Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал смыкать их и думала: «Авось-либо Бульба проснувшись, отсрочит денька на два отъезд.» -Из какого произведения это предложение? ( Учащиеся дают ответы) -Почему запомнилось произведение? -Какая часть речи (какое слово) делает его выразительным? | - Н.В. Гоголь. Тарас Бульба - Выразительность - деепричастие «рыдая» |
3. Как вы считаете, о чём пойдет речь на уроке? -Какие задачи стоят перед нами? | - О деепричастиях -Повторить деепричастия, деепричастные обороты, НЕ с деепричастиями |
4. Проверка д /з: Проверим ваш багаж знаний А) Работа в парах Б) Блиц-опрос. Игра. Кто больше наберет фишек, тот победитель -Что называется деепричастием? -на какие вопросы отвечает деепричастие? -Назовите признаки глагола у деепричастия. -Назовите признаки наречия. -Как пишется НЕ с деепричастиями? -Как выделяются на письме деепричастия? и деепричастные обороты? -Будет ли обособляться одиночное деепричастие? -Какова синтаксическая роль деепричастия? -От какого слова зависит деепричастие? | - задают друг другу вопросы; - повторяют правило - Отвечают быстро, за правильный ответ получают фишки, подсчитывают их количество |
5. Синтаксический разбор предложения. Умеете ли вы находить деепричастие, деепричастный оборот в предложениях и разбирать предложения: -Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (повест.,невоскл.,прост., ослож., д-о, распр.) | - Один ученик работает у доски |
6. Словарная работа. Повторим правописание НЕ с деепричастиями. Диктую слова: Не опаздывая в школу, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости. Проверьте, оцените свои работы -Кто допустил ошибки? Какие? | 2 ученика работают по карточкам (Приложение №1) проверяют с доски, исправляют, оценивают |
7. Физкультминутка «ленивые 8» | |
8. Формирование новых понятий. А) Соберите пословицы. Раздаю карточки (Приложение №2). Б) Найдите деепричастия. Определите вид деепричастия. -Как они образуются? В) Какие задачи стоят перед нами? Г) Работа с учебником стр.84,86 Д) Высвечиваю презентацию (Приложение №3) Е) Образуйте деепричастия от глаголов несовершенного вида и совершенного вида: Выполнить- Замирать- Испечь- Чахнуть- От каких глаголов не сумели образовать деепричастия? Ж) Показываю презентацию (Приложение №4) | - Работают в группах - Отвечают Записывают тему урока. - Узнать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида; - Научиться образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида и употреблять в устной и письменной речи - Читают параграфы, составляют таблицу об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. - Рассказывают по составленной таблице -От глаголов «испечь», «чахнуть» не образуются деепричастия несовершенного вида. - Дополняют таблицу. (доп. материал к параграфу) |
9. Домашнее задание. Параграфы 29,30. Прочитать, заполнить таблицу в тетради. Упр.177 (1,2,вар.), упр. 176 (3 вар.) | |
10. Упр. 174. Образовать 5 деепричастий от глаголов Упр. 179 | Выполняют 1 и 2 вар. (самостоятельно) 3 вар. Работают у доски с учителем |
11. Рефлексия (на доске) | Для меня самым интересным было… Для меня самым сложным оказалось… Над чем мне нужно работать дальше… |
12. Комментирование оценок | |
Придумать и записать одно предложение с деепричастным оборотом, обозначить деепричастный оборот графически.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Придумать и записать одно предложение с деепричастным оборотом, обозначить деепричастный оборот графически.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делая?» Обычно они обозначают незаконченное добавочное действие, происходящее одновременно с основным действием.
(парил и высматривал одновременно). |
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью формообразовательного суффикса -а (-я):
От глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, деепричастия образуются от основы неопределённой формы:
узнавать - узнают- узнавая, вставать - встают - вставая.
От глагола быть образуется деепричастие будучи.
|
Деепричастия несовершенного вида не образуются:
от глаголов на -чь беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ;
от глаголов на -нуть вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ;
от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных тку, лгу, рву, шью, пью… ;
от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: вяжу, мажу, пишу, кажусь. |