Тема : «Деепричастие»
Цели: Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма” кластер.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе!
ІІ. Опрос домашнего задания
Упражнение 8 стр 143
Для закрепления темы, давайте воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о причастии…
- - Что такое причастие?
- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
- Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
- Что такое причастный оборот?
- Приведите примеры
За каждый правильный ответ учитель раздает по цветку
Каждая группа собирает цветочки в свою вазу
IIІ. Проверочная работа: заполните квадрат, буквами указывая –совершенный /несовершенный вид глагола (2 варианта):
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
совершенный вид - С
1. добежать 7. запеть
2. бежали 8. зазвенеть
3. прыгали 9. Подбежали
4. купить 10. заходило
5. строим 11. покупаю
6. искала 12.увидела
несовершенный вид – Н
Взаимопроверка:
1 вариант:
1с
2н
3н
4с
5н
6н
7с
8с
9с
10н
11н
12с
1. достигнуть 7. удвоить
2. прощать 8. зазвенеть
3. объединить 9. утомлять
4.иллюстрировать 10. соорудить
5. сооружать 11. удваивать
6. вспахать 12. вычертить
2 вариант:
1с
2н
3с
4н
5н
6с
7с
8с
9н
10с
11н
12с
0 ошибок – «5»
1-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок – «3»
За каждый правильный ответ учитель раздает по цветку
Каждая группа собирает цветочки в свою вазу
Рефлексия:
- Довольны вы своими результатами? В каких словах допустили ошибки? Что помогло вам безошибочно справиться с работой?
IV. Введение в тему. Стадия вызова: Итак, ребята, вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу. Посмотрите на экран и определите сегодняшнюю тему
Целеполагание.
- Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? При изучении темы «Деепричастие» ( Узнать, что такое деепричастие, уметь различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, что обозначает слово деепричастие).
- Запишите тему урока в тетради.
V. Стадия осмысления. Исследование.
- Итак, для того, чтобы узнать, как образуются деепричастия, что оно обозначает, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде кластера и познакомить своих товарищей. Работаем в группах.
Исследовательская работа.
Заполняют таблицы.
1-ая группа
Деепричастие
1.Ч то обозначает?
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие
3 На какие вопросы отвечает деепричастие?
Что делая? Что сделав?
Как образуются?
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов а(-я),-в; -вши, ши;
2-ая группа
Деепричастие
1. как образуются деепричастия совершенного и
несовершенного вида?
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –а,-я
Отвечает на вопрос что делал?
Деепричастия совершенного вида образуются следующими способами:
- от основы инфинитива при помощи суффиксов –в, -вши.
- от основы настоящего и будущего простого времени на –сти, -чь.
- От основы прошедшего времни глаголов при помощи суффикса -ши
2. имеет ли деепричастие признаки?
Имеют два признака (глагол и наречие)
3. изменяются ли деепричастия?
Не изменяются
Ответили на все вопросы – «5»
Ответили на два вопроса – «4»
Ответили на один вопрос – «3»
За каждый правильный ответ учитель раздает по цветку
Каждая группа собирает цветочки в свою вазу
Обмен информацией. С результатами исследования выступает ученик от каждой группы, остальные внимательно слушают, дополняют.
Вопросы для рефлексии:
- Сумели вы решить поставленную перед собой цель?
- Что вам в этом помогло?
VІ. Закрепление полученных знаний.
- А теперь, давайте поработаем с книгой.
Упражнение 1 стр 145 ( письменно)
Найдите деепричастия в данных предложениях.
Упражнение 2 стр 145(письменно)
Прочитайте фразеологические обороты с деепричастиями. Скажите, когда так говорят. Составьте и напишите с ними несколько предложений.
За каждый правильный ответ учитель раздает по цветку
Каждая группа собирает цветочки в свою вазу
Перед выполенением текста идет на экране видеоролик
Упражнение 3 стр.145(устно)
групповая работа
задание 1 группы
1) составьте простой план к тексту. 2) (устно) найдите причастия
задание 2 группы
1) озаглавьте каждый абзац. 2) (устно) найдите деепричастия
Выполнено два задания– «5»
Выполнено одно задание – «4»
За каждый правильный ответ учитель раздает по цветку
Каждая группа собирает цветочки в свою вазу
VI. Домашнее задание:
- Упражнение 4 стр 147 (пересказ текста)
2. упражнение 5 стр 148 ( письменно)
VIІ. Итоговая рефлексия.