Урок русского языка на тему "Диалог" в 5 классе, рассматриваются такие понятия, как диалог, полилог, монолог. Раскрываются правила оформления диалога, повторяется правила оформления прямой речи. Урок може использоваться и в 6 классе, как урок закрепления, повторения материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Научить правильно, расставлять знаки препинания при диалоге; научить составлять диалог, интонационно правильно его читать.
Воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: презентация по теме урока, отрывок кинофильма Идиот «Монолог о счастье», аудиозапись отрывка стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята!
- Чтоб на уроке не устать,
Чтоб здоровым оставаться,
В игры весёлые будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!
Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.
Объяснение нового материала
Инсценировка учителем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил».
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
Целый! – ёжик произнёс.
- Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,-
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
- Ребята, сколько в моем мини-спектакле действующих лиц? Кто это?
- А как вы это узнали?
- Может мне кто-нибудь скажет, как называется разговор между двумя действующими лицами?
Словарно-орфографическая работа
Слово диалог состоит из двух частей:
Диа – «два»
Логос - «слово»
- А вы знаете слова, которые содержат в себе вторую часть?
- Посмотрим на экран! Сколько человек участвует в данном отрывке? (один) А как называется такая речь? – монолог
Моно – «один», логос – «слово»
- Обратим внимание на экран, рассмотрим фотографии.. Сколько человек участвует? (много). Как назовем такой разговор? Полилог
Поли – «много», логос – «слово»
- Монолог - очень хорошо, когда человек может правильно, грамотно формулировать свои мысли, полилог – здорово, особенно, когда знатоки выигрывают!
- Как вы думаете, а почему именно диалог играет такую важную роль в нашей жизни? (умение говорить, слушать и слышать друг друга). Именно этим мы сейчас и займемся.
А теперь глазками посмотрим на то стихотворение, которое вы слышали в начале урока в моем исполнении (на экране стихотворение).
- Как вы сказали, в этом стихотворении 2 действующих лица – это ежик и ёлка. Найдите слова ежика…
- Слова елки…
- А кто-нибудь знает, как называются эти предложения? (реплики)
- Я предлагаю вам заняться мини-исследованием: смотря на экран, попробуйте вывести правила оформления каждой реплики, в помощь вам будет только мои три пальца…
Новая строка
Тире
Большая буква
Закрепление материала
ТЕЛЕФОН
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А теперь потренируемся. На экране отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Телефон», спишите его, расставляя знаки препинания. А те, кто желают, могут составить в парах диалог, состоящий из 4 –х реплик. На задание 2 минуты.
Взаимопроверка, правильный ответ на слайде, прослушивание аудиозаписи стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».
Рефлексия
Спасибо вам, ребята, за урок. Я чувствовала себя, как дома. А для того, чтобы у меня надолго остались воспоминания о вас, я прошу вас по уходу приклеить в домик один телефон, цвет которого будет символизировать ваше настроение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Братска