kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация для учителей ведущих индивидуальные занятия по РСВ.Диалог.Принципы проведения диалогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог.Принципы проведения диалогов

Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению,  оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка,  способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью

Специальная школа для слабослышащих призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь.  Для реализации этой задачи в содержание программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия включены упражнения по обучению диалогической речи.

Диалог – это речевое средство, это развитие желания и умения общаться на основе устной речи. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

В диалоге глухие и слабослышащие дети испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

Поэтому обучение умению вести диалог - важная часть коррекционной работы в школе, которая определяет следующие задачи:

  • 1.     Научить детей вступать в контакт и поддерживать  его в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
    2.    Сформировать умения пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными, смысловыми; умения создавать их;
    3.    Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий с ними; научить описывать свой день; комментировать действия сверстников;
    4.    Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника;
    5.    Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом;
    6.    Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя.

Формирование диалогов сложный и длительный процесс для детей с недостатком слуха. Модель формирования диалога можно представить в виде четырех этапов:

  • Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога.
  • Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников.
  • Третий этап – словарная подготовка.
  • Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога

Проведение диалогов основывается на следующих принципах:

  • Активность учащихся

Данный принцип предполагает реальную включенность каждого в работу.Особую важность в реализации данного принципа приобретают такие методы работы, как ролевые игры, коллективные обсуждения. Повышению активности учеников способствует доброжелательность и доверительность общего эмоционального фона.

  • Диалогичность

Данный принцип предполагает двустороннее полноценное общение как процесс обмена информацией и переживаниями, он тесно связан с принципом активности.

  • Коммуникативная эффективность

Этот принцип предполагает формирование навыков эффективного общения, умения формулировать свои мысли, доступно их излагать, адекватно воспринимать реакции и действия партнеров по общению. Обогащение жизненного опыта

Моделирование различных жизненных ситуаций дает возможность освоения разнообразных социальных, бытовых, учебных ролей. Обыгрывание той или иной ситуации позволяет ребятам на собственном опыте «пережить » ее, решая проблемы, и выстраивать свое поведение адекватно ее условиям.

  • Информирование

Этот принцип предусматривает вооружение учащихся системой знаний в данной, выбранной теме. Информирование осуществляется как прямым способом (предоставление готового словарного материала учителем), так и косвенным путем (ученики сами добывают сведения).

В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекая детей в беседу, задавать им вопросы, поправлять ответы, предлагать задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказывать детям нужные слова и речевые обороты.

При работе над диалогом используются такие упражнения как :

Построение диалога по аналогии с образцом.
Подбор парных реплик из числа предложенных.
Вставка в диалог пропущенной реплики из числа предложенных.
Придумывание пропущенной реплики.
Продолжение диалога по его началу.

Составление диалога по заданной ситуации.

Использование диалогов по воображаемой ситуации, инсценировки.
Стихи в диалогической форме.

 

В ходе обучения диалогу создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связности  диалога: последовательность реплик, обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.

 Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация для учителей ведущих индивидуальные занятия по РСВ.Диалог.Принципы проведения диалогов. »

Диалог .Принципы проведения диалогов

Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребёнка. Словесная речь расширяет познавательные возможности детей, обеспечивает их постепенный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению,  оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребёнка,  способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для «включения» ребёнка в общество.

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью

Специальная школа для слабослышащих призвана учить детей не только говорить, но и понимать обращённую к ним речь.  Для реализации этой задачи в содержание программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия включены упражнения по обучению диалогической речи.

Диалог – это речевое средство, это развитие желания и умения общаться на основе устной речи.. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество.

В диалоге глухие и слабослышащие дети испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

Поэтому обучение умению вести диалог - важная часть коррекционной работы в школе, которая определяет следующие задачи:

  • 1.     Научить детей вступать в контакт и поддерживать  его в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
    2.    Сформировать умения пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными, смысловыми; умения создавать их;
    3.    Описывать на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий с ними; научить описывать свой день; комментировать действия сверстников;
    4.    Научить детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника;
    5.    Научить высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом;
    6.    Тренировать в выразительном чтении диалога вслух и про себя.

Формирование диалогов сложный и длительный процесс для детей с недостатком слуха. Модель формирования диалога можно представить в виде четырех этапов:

  • Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога.

  • Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников.

  • Третий этап – словарная подготовка.

  • Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога

Проведение диалогов основывается на следующих принципах:

  • Активность учащихся

Данный принцип предполагает реальную включенность каждого в работу .Особую важность в реализации данного принципа приобретают такие методы работы, как ролевые игры, коллективные обсуждения. Повышению активности учеников способствует доброжелательность и доверительность общего эмоционального фона.

  • Диалогичность

Данный принцип предполагает двустороннее полноценное общение как процесс обмена информацией и переживаниями, он тесно связан с принципом активности.

  • Коммуникативная эффективность

Этот принцип предполагает формирование навыков эффективного общения, умения формулировать свои мысли, доступно их излагать, адекватно воспринимать реакции и действия партнеров по общению. Обогащение жизненного опыта

Моделирование различных жизненных ситуаций дает возможность освоения разнообразных социальных, бытовых, учебных ролей. Обыгрывание той или иной ситуации позволяет ребятам на собственном опыте «пережить » ее, решая проблемы, и выстраивать свое поведение адекватно ее условиям.





  • Информирование

Этот принцип предусматривает вооружение учащихся системой знаний в данной, выбранной теме. Информирование осуществляется как прямым способом (предоставление готового словарного материала учителем), так и косвенным путем (ученики сами добывают сведения).

В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекая детей в беседу, задавать им вопросы, поправлять ответы, предлагать задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказывать детям нужные слова и речевые обороты.

При работе над диалогом используются такие упражнения как :

Построение диалога по аналогии с образцом.
Подбор парных реплик из числа предложенных.
Вставка в диалог пропущенной реплики из числа предложенных.
Придумывание пропущенной реплики.
Продолжение диалога по его началу.

Составление диалога по заданной ситуации.

Использование диалогов по воображаемой ситуации, инсценировки.
Стихи в диалогической форме.


В ходе обучения диалогу создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связности диалога: последовательность реплик, обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.

Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гиляева Ольга Викторовна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства