- Докажите, что эти слова являются именно деепричастиями (работа с теорией:
На какой вопрос отвечает, какой суффикс имеет, определяем вид, возвратность, синтаксическую роль)
- выполните морфемный и словообразовательный разбор всех деепричастий.
- Посмотрите на текст стихотворения. Есть ли у этих деепричастий зависимые слова? (да)
- Вспомните, что такое причастный оборот?
- По аналогии, дайте определение деепричастному обороту (работа с теорией (параграф 143)
- Найдите и обозначьте в тексте стихотворения Саши Черного все деепричастные обороты.
- Что общего в пунктуационном оформлении причастного и деепричастного оборотов? В чем разница?
Обратите внимание на случаи, когда деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:
1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия:
2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава;
3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи.
3. Работа с текстом (записать, графически выделить причастные и деепричастные обороты):
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, отмечаемый в православной церкви седьмого января. В этот день люди зажигают свечи и поздравляют друг друга с рождением Христа, заранее украшая храмы. Священники, облачаясь в торжественные одежды, надевают самые лучшие и нарядные ризы. В храмах зажигаются все лампады, освещая святые лики, изображённые на иконах и на стенах соборов.
Перед Рождеством для приготовления к встрече этого праздника – строгий пост. День перед Рождеством называется сочельником. Православные верующие не едят до самого вечера, ожидая появления на небе первой звезды.
4.Итог урока.
Домашнее задание: составить цифровой диктант на умение определять в предложении деепричастный оборот. Желательно, чтобы предложения тематически были связаны с темой "Рождество".