kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка, 7 класс; Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. Урок №2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить изученный на предыдущем уроке материал о деепричастном обороте, отработать практические навыки видеть и при необходимости выделять запятыми деепричастный оборот, правильно конструировать предложения с деепричастным оборотом; развивать логическое мышление (умение анализировать, сопоставлять, обобщать), коммуникативные умения; воспитывать интерес к книге, чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. Урок №2»

Урок русского языка, 7 класс

Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь

Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.

Цель: закрепить изученный на предыдущем уроке материал о деепричастном обороте, отработать практические навыки видеть и при необходимости выделять запятыми деепричастный оборот, правильно конструировать предложения с деепричастным оборотом; развивать логическое мышление (умение анализировать, сопоставлять, обобщать), коммуникативные умения; воспитывать интерес к книге, чтению.

Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, О.В. Загоровская), презентация учителя, учебные тексты.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приемы работы: групповая работа, объяснительный диктант, творческое конструирование, работа с текстом, интерактивная игра «Чистая доска», метод незаконченного предложения.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Ознакомление с темой, целью и задачами урока

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст.



ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Литература даёт колоссальный, обширнейший и неоднократно глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивая в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей. Она служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывая перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но всё это даётся вам только тогда, когда вы читаете внимательно, вникая во все мелочи. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. Вы по чувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать. Если первый раз прочитали произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые, зная в деталях, может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что он заставляет вас затаив дыхание просмотреть какую-то передачу. Удобно расположившись у экрана, вы стараетесь ни на что не обращать внимание. Оторвав вас от забот, телевизор вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но книгу постарайтесь выбирать по своему вкусу. Отвлёкшись на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотрите с выбором. А читайте больше, читайте, избирая. Учитесь выбирать, полагаясь на себя. Ощутите также ту силу, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Это значит, что в ней что-то существенное есть. И, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас.

По Д. Лихачёву



- К какому стилю речи данный текст относится?

- Кому адресован текст?

- Как автор советует отнестись к выбору книг для чтения?

- Что вы уже читали из классической литературы?

- Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами и зачитайте их.

2. Формулирование темы и цели урока.

  • Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.

  • Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотите ещё узнать или какие навыки отработать.

Что знаем

Что хотим узнать

Какие навыки сформировать




  1. Актуализация опорных знаний

  1. Мозговой шторм (работа в группах).

Группа 1

Используя знания, полученные ранее о причастных и деепричастных оборотах, найдите ошибочные высказывания и сформулируйте их правильно.

  • Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

  • Деепричастный оборот зависит от определяемого слова.

  • Деепричастный оборот всегда выступает в роли одного члена предложения — обстоятельства.

  • В устной речи причастные и деепричастные обороты выделяются паузами.

  • Выделение на письме запятыми причастного и деепричастного оборотов зависит от места в предложении.

  • На письме одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми.

Группа 2

Поясните, почему выделенные выражения в предложениях не обособляется запятыми. Приведите аналогичные примеры.

  • Он заставляет вас затаив дыхание просмотреть какую-то передачу.

  • Читать лежа вредно для здоровья.

  • Девушка прочитала этот рассказ смеясь.

Группа 3

«КОВАРСТВО» ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА

Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят... Он не понимал, почему они смеются.

  1. - Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?

Олег молчал.

- Кто сидел у окна? - начинает помогать ему Лилия Ивановна.

- Я, - с недоумением отвечает Олег.

  1. - Кто влетел в окно? - продолжает Лилия Ивановна.

  2. - Воробей. Что ж тут непонятного? - уже смелее отвечает Олег.

  3. В чём же может состоять «коварство» деепричастного оборота? Попробуйте объяснить ошибку, которую допустил герой рассказа. Исправьте выделенное в тексте предложение.

2. Обобщение теоретического материала (дополнение таблицы целеполаганий)

  1. Применение знаний и формирование умений

1.Объяснительный диктант (графически объяснить постановку знаков препинания).

1. И ветер, играя листвой, смешал молодые березки. (И. Бунин.) 2. Он повернулся и, сунув руки в карманы, первым направился к грузовику. (Стругацкие.) 3. Тяжелые волны звучно дробились о невидимые в темноте гребни барьерного рифа и, шурша, накатывались на песок. (С. Павлов.)

4. Профессор поставил точку и, откинувшись в кресле, с наслаждением потянулся. (О. Лукьянов.) 5. Молодой человек пододвинул кресло и, сцепив руки на коленях, сел. (О. Лукьянов.)

2. Творческое конструирование.

2.1. Упражнение 161. Выбрать нужное по смыслу деепричастие, записать предложение с деепричастным оборотом, расставив знаки препинания.

Группа 1 – предложения 1

Группа 2 – предложения 3

Группа 3 – предложение 5

2.2. Объединить два предложения в одно так, чтобы в нём содержался деепричастный оборот. Записать полученное предложение, подчеркнуть деепричастный оборот.

    1. Группа 1

    2. В свободное время я читаю. При этом удобно располагаюсь в кресле.

    3. Группа 2

  1. В библиотеке мы отыскали старую книгу. Мы узнали из неё много интересного об истории нашего города.

    1. Группа 3

Я читаю много книг. Интересные мысли из них выписываю в свой дневник.

  1. Интерактивная игра «Чистая доска».

Устно исправить ошибки в употреблении деепричастного оборота.

  1. Выпив холодной воды, у него была ангина.

  2. Собравшись на спортплощадке, началась тренировка.

  3. Приехав в Киев, мне понравилась экскурсия.

  4. Сдав экзамены, нам сразу стало легко.

  5. С меня слетел ботинок, выходя из автобуса.

6. Заигравшись с ребятами, домашнее задание не было сделано.

7. Сев за чтение книги, его ничего не отвлекало.

8. Выглянув из окна, видно было товарища.

9. Проходя мимо книжного магазина, ей в глаза бросились новые книги на витрине.

10. Настойчиво и упорно работая, работа была закончена на два часа раньше.

4. Пунктуационная минутка.

Объяснить, почему в данных предложениях деепричастия не выделяются запятыми.

Группа 1

1.Володя сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве. 2. Девочка слушала сказку разинув рот.

Группа 2

1. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь. 2. Великого тенора слушали затаив дыхание

Группа 3

1.Он работал не покладая рук. 2. Старик ходил прихрамывая.

5. Интеллектуальный марафон.

  • Первый ученик читает словосочетание из первого столбика, а второй подбирает к нему синонимичный фразеологизм из второго.

    говорить по (чистой) совести

    взяться за дело энергично

    работать небрежно

    мчаться стремглав

    броситься без учёта последствий

    слушать с необыкновенным интересом

    приходить через некоторое время


    засучив рукава

    не помня себя

    положа руку на сердце

    развесив уши

    сломя голову

    спустя какое-то время

    спустя рукава

  • Составить и записать предложения с двумя фразеологизмами (на выбор).

  1. Подведение итога урока. Рефлексия

  1. Метод незаконченного предложения.

  • Прочитайте вопросы, которые были в центре внимания на протяжении всего урока, и подготовьтесь к рефлексии.

1.Что обозначает деепричастный оборот? 2. Где могут находиться в предложениях одиночные деепричастия и деепричастные обороты? 3. Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами в устной и письменной речи? 4. Когда деепричастный оборот не выделяется на письме? 5. Какова его синтаксическая роль? 6. Могут ли одиночные деепричастия и деепричастные обороты являться средствами связи предложений в тексте?

  • Продолжите предложения:

Сегодня я узнал, что...

Теперь я знаю…

Сегодня у меня получилось…

Сегодня у меня не получилось…

  1. Домашнее задание

Выполните письменное задание по выбору:

  • упражнение 164;

  • используя причастные и деепричастные обороты, создайте комикс о любимом литературном персонаже.


.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харабарь Раиса Андреевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства