Урок русского языка, 7 класс; Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. Урок №2
Урок русского языка, 7 класс; Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. Урок №2
Цель: закрепить изученный на предыдущем уроке материал о деепричастном обороте, отработать практические навыки видеть и при необходимости выделять запятыми деепричастный оборот, правильно конструировать предложения с деепричастным оборотом; развивать логическое мышление (умение анализировать, сопоставлять, обобщать), коммуникативные умения; воспитывать интерес к книге, чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте. Урок №2»
Урок русского языка, 7 класс
Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь
Тема. Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.
Цель: закрепить изученный на предыдущем уроке материал о деепричастном обороте, отработать практические навыки видеть и при необходимости выделять запятыми деепричастный оборот, правильно конструировать предложения с деепричастным оборотом; развивать логическое мышление (умение анализировать, сопоставлять, обобщать), коммуникативные умения; воспитывать интерес к книге, чтению.
Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Методы и приемы работы: групповая работа, объяснительный диктант, творческое конструирование, работа с текстом,интерактивная игра «Чистая доска», метод незаконченного предложения.
Ход урока:
Организационный момент
Ознакомление с темой, целью и задачами урока
Работа с текстом.
Прочитайте текст.
ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
Литература даёт колоссальный, обширнейший и неоднократно глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивая в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей. Она служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывая перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но всё это даётся вам только тогда, когда вы читаете внимательно, вникая во все мелочи. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. Вы по чувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать. Если первый раз прочитали произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые, зная в деталях, может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что он заставляет вас затаив дыхание просмотреть какую-то передачу. Удобно расположившись у экрана, вы стараетесь ни на что не обращать внимание. Оторвав вас от забот, телевизор вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но книгу постарайтесь выбирать по своему вкусу. Отвлёкшись на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотрите с выбором. А читайте больше, читайте, избирая. Учитесь выбирать, полагаясь на себя. Ощутите также ту силу, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Это значит, что в ней что-то существенное есть. И, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас.
По Д. Лихачёву
- К какому стилю речи данный текст относится?
- Кому адресован текст?
- Как автор советует отнестись к выбору книг для чтения?
- Что вы уже читали из классической литературы?
- Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами и зачитайте их.
2. Формулирование темы и цели урока.
Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, сформулируйте тему и цели урока.
Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотите ещё узнать или какие навыки отработать.
Что знаем
Что хотим узнать
Какие навыки сформировать
…
…
Актуализация опорных знаний
Мозговой шторм (работа в группах).
Группа 1
Используя знания, полученные ранее о причастных и деепричастных оборотах, найдите ошибочные высказывания и сформулируйте их правильно.
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
Деепричастный оборот зависит от определяемого слова.
Деепричастный оборот всегда выступает в роли одного члена предложения — обстоятельства.
В устной речи причастные и деепричастные обороты выделяются паузами.
Выделение на письме запятыми причастного и деепричастного оборотов зависит от места в предложении.
На письме одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми.
Группа 2
Поясните, почему выделенные выражения в предложениях не обособляется запятыми. Приведите аналогичные примеры.
Он заставляет вас затаив дыхание просмотреть какую-то передачу.
Читать лежа вредно для здоровья.
Девушка прочитала этот рассказ смеясь.
Группа 3
«КОВАРСТВО» ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят... Он не понимал, почему они смеются.
- Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?
Олег молчал.
- Кто сидел у окна? - начинает помогать ему Лилия Ивановна.
- Я, - с недоумением отвечает Олег.
- Кто влетел в окно? - продолжает Лилия Ивановна.
- Воробей. Что ж тут непонятного? - уже смелее отвечает Олег.
В чём же может состоять «коварство» деепричастного оборота? Попробуйте объяснить ошибку, которую допустил герой рассказа. Исправьте выделенное в тексте предложение.
2. Обобщение теоретического материала (дополнение таблицы целеполаганий)
1. И ветер, играя листвой, смешал молодые березки. (И. Бунин.) 2. Он повернулся и, сунув руки в карманы, первым направился к грузовику. (Стругацкие.) 3. Тяжелые волны звучно дробились о невидимые в темноте гребни барьерного рифа и, шурша, накатывались на песок. (С. Павлов.)
4. Профессор поставил точку и, откинувшись в кресле, с наслаждением потянулся. (О. Лукьянов.) 5. Молодой человек пододвинул кресло и, сцепив руки на коленях, сел. (О. Лукьянов.)
2. Творческое конструирование.
2.1. Упражнение 161. Выбрать нужное по смыслу деепричастие, записать предложение с деепричастным оборотом, расставив знаки препинания.
Группа 1 – предложения 1
Группа 2 – предложения 3
Группа 3 – предложение 5
2.2. Объединить два предложения в одно так, чтобы в нём содержался деепричастный оборот. Записать полученное предложение, подчеркнуть деепричастный оборот.
Группа 1
В свободное время я читаю. При этом удобно располагаюсь в кресле.
Группа 2
В библиотеке мы отыскали старую книгу. Мы узнали из неё много интересного об истории нашего города.
Группа 3
Я читаю много книг. Интересные мысли из них выписываю в свой дневник.
Интерактивная игра «Чистая доска».
Устно исправить ошибки в употреблении деепричастного оборота.
Выпив холодной воды, у него была ангина.
Собравшись на спортплощадке, началась тренировка.
Приехав в Киев, мне понравилась экскурсия.
Сдав экзамены, нам сразу стало легко.
С меня слетел ботинок, выходя из автобуса.
6. Заигравшись с ребятами, домашнее задание не было сделано.
7. Сев за чтение книги, его ничего не отвлекало.
8. Выглянув из окна, видно было товарища.
9. Проходя мимо книжного магазина, ей в глаза бросились новые книги на витрине.
10. Настойчиво и упорно работая, работа была закончена на два часа раньше.
4. Пунктуационная минутка.
Объяснить, почему в данных предложениях деепричастия не выделяются запятыми.
Группа 1
1.Володя сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве. 2. Девочка слушала сказку разинув рот.
Группа 2
1. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь. 2. Великого тенора слушали затаив дыхание
Группа 3
1.Он работал не покладая рук. 2. Старик ходил прихрамывая.
5. Интеллектуальный марафон.
Первый ученик читает словосочетание из первого столбика, а второй подбирает к нему синонимичный фразеологизм из второго.
говорить по (чистой) совести
взяться за дело энергично
работать небрежно
мчаться стремглав
броситься без учёта последствий
слушать с необыкновенным интересом
приходить через некоторое время
засучив рукава
не помня себя
положа руку на сердце
развесив уши
сломя голову
спустя какое-то время
спустя рукава
Составить и записать предложения с двумя фразеологизмами (на выбор).
Подведение итога урока. Рефлексия
Метод незаконченного предложения.
Прочитайте вопросы, которые были в центре внимания на протяжении всего урока, и подготовьтесь к рефлексии.
1.Что обозначает деепричастный оборот? 2. Где могут находиться в предложениях одиночные деепричастия и деепричастные обороты? 3. Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами в устной и письменной речи? 4. Когда деепричастный оборот не выделяется на письме? 5. Какова его синтаксическая роль? 6. Могут ли одиночные деепричастия и деепричастные обороты являться средствами связи предложений в тексте?
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал, что...
Теперь я знаю…
Сегодня у меня получилось…
Сегодня у меня не получилось…
Домашнее задание
Выполните письменное задание по выбору:
упражнение 164;
используя причастные и деепричастные обороты, создайте комикс о любимом литературном персонаже.