Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
ТЕМА: Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование»
Цель урока: знакомство со значением деепричастий совершенного и несовершенного вида; ознакомление со способами образования причастий совершенного и несовершенного вида; формирование навыка написания гласной перед –в, - вш.
Ход урока
Организация класса.
Раздать чистые листы – 1 на парту.
Проверка Д/З.
2 уч-ся у доски – план устного ответа о деепричастии. (На доске – требования к ответу).
Упр. 204 (выборочно). Назовите только деепричастия из упражнения, объясните их написание.
1 уч-ся аннотирует планы и ответы уч-ся у доски, опираясь на требования к ответу.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала.
Анализ примеров, записанных на доске.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.
Оставив белый след, самолет исчез в синеве неба.
- Найдите в предложениях слова, обозначающие основное и добавочное действие.
- Какое лицо или предмет выполняет и основное и добавочное действие?
- В каком из предложений добавочные действия законченные, а в каком – незаконченные?
- Определите вид деепричастий в первом и во втором предложениях.
- Сделайте вывод, что обозначают деепричастия несовершенного вида и что – деепричастия совершенного вида?
- На какой вопрос отвечают деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
- Приведите свои примеры деепричастий несовершенного и совершенного вида.
- Сравните определение, данное вами, с определением учебника.
2. Работа с учебником.
3. Выборочный диктант.
Из читаемых предложений выписать глаголы настоящего времени – в 1 столбик, глаголы в неопределенной форме – во 2 столбик:
Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, честного человека.
От добра добра не ищут.
Можно и должно преградить дорогу всему дурному.
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Великий человек лишь громок на делах, и думает свою он думу без шуму.
- Определите вид глаголов настоящего времени.
- От основы таких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида.
- Начинайте заполнять таблицу, сделайте первую пометку.
- Найдите самостоятельно в учебнике, при помощи каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида и отразите их в своих таблицах.
- Сделайте вывод об образовании деепричастий несовершенного вида.
3. Образуйте от выписанных глаголов деепричастия и выделите их суффиксы.
4. Подобрать антонимы к деепричастиям, составить с двумя из них предложения.
Записать предложение так, чтобы один из глаголов-сказуемых стал деепричастием несовершенного вида. Расставьте запятые.
Черные тучи, не предвещавшие ничего хорошего, плыли по небу и постепенно затягивали весь горизонт.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Расскажите об образовании деепричастий несовершенного вида, не пользуясь таблицей.
6. Вернемся к глаголам в неопределенной форме, которые вы выписали.
- Определите их вид.
- От основы таких глаголов образуются деепричастия совершенного вида.
- Учитывая это, продолжите заполнение своей таблицы.
- При помощи учебника определите суффиксы, участвующие в образовании деепричастий совершенного вида, отразите их в таблице.
- Занесите также в свои таблицы то, о чем еще не было сказано, что не было учтено (пользуясь учебником).
- Пользуясь полученной таблицей, сделайте вывод об образовании деепричастий совершенного вида. Дополните свои таблицы примерами.
- Образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида.
- Дополните своими примерами (5-6).
7. Викторина.
Вставить недостающие деепричастия с зависимыми словами, назвать автора, произведение.
Орел, (С отдаленной поднявшись вершины), парит неподвижно со мной наравне. В молчанье, (рукой опершись на седло), с коня он слезает угрюмый. Она, (черной зависти полна, бросив зеркальце под лавку), позвала к себе Чернавку.
8. Распределительный диктант.
Записать словосочетания с деепричастиями несовершенного вида в 1 колонку, с деепричастиями совершенного вида – в другую.
Расплетая косы, увлекая за собой, легко скользя, постепенно замирая, положив документы, запивая водой, разгораясь на солнце, запевая песню, подстелив подстилку, увидев мать.
- Представьте свои таблицы.
- Сравните свои таблицы с таблицей, предложенной мной.
V. Итог урока.
- Подводя итоги изученного, скажите, достигнута ли цель, поставленная в начале урока?
- Что вы узнали на уроке?
- Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?