Задачи: Образовательные: научить выделять окончания имён прилагательных дательного падежа единственного числа, выбирать способ проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных, учить контролировать написание безударных падежных окончаний имён прилагательных; Развивающие: развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с учебником; Воспитывающие: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных |
Планируемые результаты |
Предметные: выделять окончания имён прилагательных дательного падежа единственного числа; анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имён прилагательных; выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. | Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу; ставить проблему, находить способы её решения; применять правила и алгоритмы для решения поставленной задачи; проявлять активность во взаимодействии; осуществлять взаимный контроль | Личностные: |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I.Организа ционный момент | Психологический настрой. - Дружно встали, подтянулись, улыбнулись, Настроение, каково? ВО! | Здороваются, садятся. | Психологический настрой.
|
II. Проверка домашнего задания упр. 301, стр. 12-13 | - Прочитайте ответы на вопросы. - Какие слова с проверяемой безударной гласной в корне вы нашли? - Определите падеж прилагательных. | Зачитывают предложения (Ответы на вопросы) Зачитывают слова Новогодние – в В.п., детских – в П.п., глубокого – в Р.п., Ладожскому – в Д.п., праздничного – в Р.п., прежнего – в Р.п.. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
III.Чистопи сание | а) Массаж рук. Точим, точим, точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы! б) Работа в тетради. НН нн Нн | Имитируют движения точильщика. Имитируют движение ножа. Хлопают в ладоши. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; |
IV.Актуали зация необходи мых знаний | На доске записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание. Необходимо дописать словосочетания. По ……ему солнцу, к ……ому флажку, по …….ому лугу, к …..ему морю. | Записывают словосочетания в тетрадь. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
V. Мотивация познавательной деятель ности | Проблемный вопрос: - В каком падеже должны быть имена прилагательные? - В каком роде? - Докажите. Нацеливание на определение темы и учебной задачи урока. - Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. В дательном. В мужском и среднем. Определяют тему урока «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода» | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VI.Организация познавательной деятель ности | а) Упражнение «Грамматическая эстафета». По широк… проспекту, к крохотн… муравейнику, по бурн… океану, по илист… дну, тёпл… ветерку, к дальн… лесу, к крайн… окну, по син… морю, к старш.. брату, к новогодн… празднику. -Спишите вставляя пропущенные окончания. Победитель «эстафеты» тот, кто первым правильно выполнит данное задание. - В каком падеже данные прилагательные. -Какие окончания вы дописали? б) Работа по учебнику. Упражнение 302, стр. 13 -Напишите словосочетания в дательном падеже. (Памятник великому поэту, рады Новому году, подарили маленькому братишке, ехали по широкому колхозному полю, подъехали к красивому дому, подлетел к открытому окну, написали любимому писателю, плыли по глубокому озеру.) в) Выборочный диктант. - Выпишите прилагательные в дательном падеже. К славному подвигу каждый готов! К новому полёту космонавты готовились тщательно. Верному другу цены нет. На смену тёплому ветру подул холодный. Медленно сползает лёд по береговому склону. По светлому небу тянутся перистые облака. Ребята прислушивались к весёлому пению птиц. Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Люди двигались по бесконечному ледяному полю. Разноцветные лучи рассыпались по тёмному небосклону. - Какое окончание у данных прилагательных. г) Физкультминутка. Песенка мартышки Лучшие качели – Гибкие лианы. Это с колыбели Знают обезьяны. Кто весь век качается, Да – да - да! Тот не огорчается Никогда! | Списывают словосочетания. Отвечают на вопросы. В дательном. -ому,-ему. Выполняют упражнение: записывают существительные в дательном падеже, выделяют окончания, доказывают правильность написания окончаний прилагательных. Выписывают прилагательные в дательном падеже. (Славному, новому, верному, тёплому, береговому, светлому, весёлому, песчаному, бесконечному, ледяному, тёмному.) Взаимопроверка. Отвечают на поставленный вопрос: -ому. Изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад. Хлопки Прыгают | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблем; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VII.Словар но – орфографи ческая работа | а) Работа по учебнику. Упражнение 304, стр. 14 - Спиши слова. б) Самостоятельная работа. - Поставьте данные словосочетания в дательном падеже. П..сс..жирский в..гон, ж..лтый ..огурец, ш..ссейная д..рога, т..жёлый б..гаж, инт..ресный к..л..ндарь, пр..красный к..м..ндир, г..рячее м..л..ко, ч..рный п..сок, х…роший к..лл..ктив, д..журный с..лдат. - Какое окончание у прилагательных? - Почему у прилагательного ШОССЕЙНОЙ окончание – ОЙ? | Списывают слова, обозначают ударение, подчёркивают буквы, которые нужно запомнить. Записывают словосочетания в дательном падеже, выделяют окончания. Проверка по эталону на доске. (Пассажирскому вагону, жёлтому огурцу, шоссейной дороге, тяжёлому багажу, интересному календарю, прекрасному командиру, горячему молоку, чёрному песку, хорошему коллективу, дежурному солдату) Отвечают на вопросы. -ому,-ему. -Это прилагательное женского рода. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
VIII. Задание на дом. | Упражнение 303, стр.14. | | |
IX. Рефлексия деятель ности | Продолжи фразы - Сегодня на уроке я могу похвалить себя за …… - Сегодня я на уроке я старался, но не всё получилось, потому что… -Сегодня на уроке я был скорее слушателем, чем участником, потому что…. | Обсуждают учебную деятельность, анализируют, была ли решена учебная задача, какие затруднения возникли, как вышли из сложной ситуации, оценивают результаты своей деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Карточка для самостоятельной работы.
Поставьте данные словосочетания в дательном падеже.
П..сс..жирский в..гон, ж..лтый ..гурец, ш..ссейная д..рога, т..жёлый б..гаж, инт..ресный к..л..ндарь, пр..красный к..м..ндир, г..рячее м..л..ко, ч..рный п..сок, х…роший к..лл..ктив, д..журный с..лдат.
Выборочный диктант. (карточка)
Выпишите прилагательные в дательном падеже.
К славному подвигу каждый готов! К новому полёту космонавты готовились тщательно. Верному другу цены нет. На смену тёплому ветру подул холодный. Медленно сползает лёд по береговому склону. По светлому небу тянутся перистые облака. Ребята прислушивались к весёлому пению птиц. Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Люди двигались по бесконечному ледяному полю. Разноцветные лучи рассыпались по тёмному небосклону.