I. Органи- зационный момент | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Человек неученый что топор неточеный». Как вы понимаете ее значение? – Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопрос, рассуждают | Принимать и сохранять организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте сочетания слов, ставя имена прилагательные в форму родительного падежа. Назовите окончания имен прилагательных. – Прочитайте составленное с любым сочетанием слов предложение. – Устно подберите другие имена прилагательные с такими же суффиксами, как у прилагательных, которые разбирали по составу. Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте ребус. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Соедините парами. Конструкторский разговор Конструктивный замысел – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «конструктор». – Отгадайте загадку. У сеньора есть причуда: Сам сеньор – по доброй воле – Головой стучит повсюду, Но не чувствует он боли. (Молоток.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Зачитывают сочетания слов, ставя имена прилагательные в форму родительного падежа. Называют выделенные окончания имен прилагательных. Читают составленные словосочетания. Опушка соснов леса, цветы колюч шиповника, лучи зимн солнца, хлопья пушист снега, стакан горяч чая, остановились у гигантск дуба, жду новогодн праздника. Выполняют разбор слов по составу. Подбирают имена прилагательные с такими же суффиксами. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Составляют словосочетания. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Учитывать мнение соседа по парте |
III. Сообщение темы урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Сегодня на уроке мы уточним роль имен прилагательных в речи; научимся правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Принимать учебную задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Изучение нового материала Физкультминутка | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. 1. Работа со схемой. – Рассмотрите схему. Сделайте вывод: как распознать имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данной форме? 2. Составление памятки-алгоритма. – Составьте памятку определения падежа имен прилагательных. Какие шаги мы должны сделать? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему Составляют алгоритм. 1-й шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным. 2-й шаг – определить падеж имени существительного. 3-й шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Закрепление изученного материала | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. 1. Работа по учебнику (упражнение 39), (упражнение 40) – Прочитайте отрывок стихотворения А. Кольцова. – Напишите предложение по памяти. Проверьте себя. – Докажите, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа. Выделите его окончание. – Подчеркните в предложении обращение. – Прочитайте. Назовите сказки. – Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж. – Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных 2. Работа в тетради (задание 25), (задание 26) | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают предложение. Подчеркивают обращение. Широко ты, степь, пораскинулась, К морю Черн понадвинулась! Доказывают, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа. Понадвинулась (к чему?) к морю (Д. п.), к морю (какому?) Черному (Д. п.). Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных. Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить. По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол. Выполняют морфологический разбор слова. (По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают словосочетания, выделяют окончания в именах прилагательных. Улью (какому?) пчелин солнцу (какому?) летн Указывают падеж имен прилагательных. По голубому (Д. п.) блюдцу золотое (И. п.) яблоко катается. (Небо и солнце.) По синему (Д. п.) морю золотая (И. п.) уточка плывет. (Небо и солнце.) | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VI. Итог урока | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Назовите падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • я научился… • у меня получилось … • я смог… • я попробую… • Меня удивило… • Урок дал мне для жизни… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |