kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое причастие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа для учителей русского языка. При проведении урока материал изложен доступно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Что такое причастие»

Что такое причастие?

разработка урока в 6 классе


Тип урока: объяснение новой темы.

Цели урока:

1.Познавательный аспект

а)познакомить учащихся с причастием;

б)ознакомить школьников со значением и грамматическими признаками причастий;

в) выработать навык правильного образования причастий;

г) выработать умение находить в предложениях и тексте причастия;

2.Развивающий аспект

а)развитие логического мышления;

б)развитие умения понимать, анализировать, делать выводы;

в)развитие умения сравнивать;

г)развитие воображения;

3.Воспитательный аспект

а)воспитание интереса к предмету;

б)воспитание самостоятельности чтения лингвистического текста и выполнения задания;

в)воспитание потребности расширять свой кругозор.


Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор, колонки

  2. Слайды, аудиозапись

  3. Карточки, картинки, учебник и тестовые задания для индивидуальной работы



























Ход урока.

Орфографическая пятиминутка.

Обучающиеся слушают аудиозапись текста и стараются записать его без ошибок. Один из учеников работает на доске с карточкой.

На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Проверка текста на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Физкультминутка.

Объяснение новой темы. Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, с которой вы ещё не знакомы. (На доске написано)



—Что объединяет эти слова? (корень лет)

—А что отличает? (Вопрос)

—Чем отличается летящий от летучий? (суффиксом; летучий обозначает признак предмета, а летящий обозначает признак по действию-тот, который летит.)

—Какая это часть речи? Знаете?

—Нет.

—Это причастие.

Далее использую приём беседы. Чтобы заинтересовать учащихся, через компьютер на экране показываю рисунки с животными и природой (с анимацией)

—Скажите, ребята, котёнок какой по действию? (мигающий глазками, лежащий)

—Река какая по действию? (переливающаяся от восхода)

—Вода какая по действию? (падающая)

Записываем эти слова на доску и в тетрадь.

—Давайте посмотрим. Мигающий—какой? — обозначает признак предмета по действию, образованно от глагола мигать.

—А если речь идет о птице в воздухе, самолете в полёте? Как мы о них скажем?

—Летящий самолет, летящая птица.

—А вы сейчас что делаете? Сидите, слушаете, смотрите. Значит вы ученики какие? Слушающие, смотрящие, сидящие и тд.

—Как вы думаете какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?

—Нет, не знаем.

—Хотите узнать «новую планету» в системе грамматики?

—Да, хотим.

—Вы знаете, ребята, этот удивительный феномен грамматики, грамматический

Гибрид называется причастие.


Далее на экране появляется рисунок с изображением семьи.

Начинаю рассказ о причастии.

—Вот вы видите семью: отца, мать, а на руках ребёнка. Так и у причастия есть семья: отец— глагол, мать— прилагательное. А вот ребёнок—причастие.

Далее обращаю внимание детей на слова В.И. Даля.

Причастие—часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

В.И.Даль

—Как вы понимаете это высказывание?


Далее я рассказываю, что причастие — это «дитя» двух частей речи— прилагательного и глагола. Среди ученых-лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М. Шанский считает, причастие –

это часть речи, а другой ученый М.Т.Баранов считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения. Приступим к изучению параграфа учебника, откройте его. Видите, параграф немаленький и учить его не так уж интересно. Давайте нарисуем и построим схему «паучок».

Она так называется потому, что внешне похожа на паука. Для этого нам нужен «художник» и «диктор». Диктор будет громко и медленно читать определение учебника. Текст к нам приходит не сразу: слово за словом, предложение за предложением. Он как бы посылает нам «сигналы», по этим «сигналам» художник будет графически отображать определения учебника.


Диктор. Причастие — это форма глагола, которая обладает признаками прилагательного и глагола.

Художник. Мы получили два «сигнала». В середине доски нарисуем «тело» паука и напишем причастие, обведём овальной линией. Затем отобразим первый сигнал (форма глагола) получится




Ключевые слова, фразы—это «ножки» паучка или «башмачки».

Диктор. Отвечающий ученик (ученик, который отвечает), прочитанная книга (книга, которую прочитали) т.д.

Художник. Примеры мы запишем в конце схемы,

Диктор. Причастия, так же как и глаголы, имеют следующие грамматические признаки: время (настоящее или прошедшее)...

Художник. Мы получили ещё «сигналы», отобразим их графически.

Диктор. Защищающий Родину (наст.) (воин, который защищает Родину)…

Вид (несовершенный и совершенный)…

Художник отображает графически этот сигнал. И.т.д.

В результате получается такая схема:

Показываю синтаксическую роль причастий.

При объяснении применяю проблемный вопрос. Перед этим обязательно оговариваюсь, что причастия, как и прилагательные имеют краткую и полную форму. На доске записываю два предложения.

На столе лежит прочитанная книга.

Книга прочитана.


—Сделаем синтаксический разбор предложений по членам предложения.

—Каким членом предложения является причастие?

В предложениях причастия бывают определениями и сказуемыми.

А чтобы лучше запомнить и отличать причастия от прилагательных, обращаю внимание учащихся на суффиксы.

-ущ(ий) -ащ(ий)

(-ющ-) (-ящ-)

-ем(ый) -им(ый)

(-ом-)

-вш(ий) -ш(ий)

-нн(ый) -енн(ый) -т(ый)


Мигающий̶̶ мигать

Лежащий-лежать

Проснувшийся-проснуться

Читаемый-читать

Мнимый-мнить

Освещённая-осветить


2.Закрепление.

1.Прочитайте выразительно текст. Выпишите причастия (вместе с существительными). Определите признаки глагола и прилагательного.

Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа; любовался Чусовой, которая сильно надулась и подняла свой синевато-грязный рыхлый лёд, покрытый жёлтыми наледями и чёрными полыньями, точно он проржавел; любовался густым ельником, который сейчас за рекой поднимался могучей зелёной щёткой и выстилал загораживавшие к реке дорогу горы. В логах ещё лежал снег, изъеденный червями; по проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы в это время были ещё совсем голы и печально свесили свои припухшие красноватые ветви.

(Д.Мамин-Сибиряк.)

3.Подведение итогов. (Мини-тест)


Найдите причастие и выпишите их.

Жёлтый,желтеющий,слабый,слабеющий,жареный,зажаренный,рашеный,изукрашенный,глупый,глупеющий,умный,умнеющий,светлй,светлеющий,горелый,горевший,усталый,уставший,блёклый,поблёкший.

Рефлексия. обучающиеся анализируют свою работу на уроке, уровень полученных знаний, аргументируя свою точку зрения.

4.Домашнее задание.

1.сочинить сказку о причастии

2.выполнить упражнение в учебнике №301 §24 стр.127.

5.Результаты урока.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Что такое причастие»

Что такое причастие  (Методическая разработка программного материала по русскому языку в 6 классе) Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Мальцева Н.В.

Что такое причастие

(Методическая разработка программного материала по русскому языку в 6 классе)

Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

Мальцева Н.В.

На изучение раздела «Что такое причастие» отводится 5 уроков.(Учебник Русский язык 6 класс под редакцией М.М.Разумовской)

Цели раздела:

1.Познавательный аспект

а)познакомить учащихся с причастием, с значением и грамматическими признаками;

б) выработать навык правильного образования причастий;

в) выработать навык правописания падежных окончаний причастий;

г) выработать умение находить в предложениях и тексте причастия;

д)ознакомить учащихся с особенностями и правилами употребления причастий в речи для передачи смысловых и стилистических оттенков;

е)обогащать причастиями словарь учащихся;

ж)вводить причастия в активный запас речи школьников;

2.Развивающий аспект

а)развитие логического мышления;

б)развитие умения понимать, анализировать, делать выводы и обобщения;

в)развитие умения сравнивать, сопоставлять;

г)развитие воображения;

д)развивать навыки правильного произношения и ударения, выразительного чтения;

е)развивать стилистические навыки;

3.Воспитательный аспект

а)воспитание интереса к предмету;

б)воспитание самостоятельности чтения лингвистического текста и выполнения задания;

в)воспитание потребности расширять свой кругозор;

г)воспитание чувства языка, усвоение норм русского литературного языка;

д)воспитание внимания к чужой и собственной речи.

Причастие —часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.  В.И.Даль

Причастие —часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

В.И.Даль

Запомни суффиксы причастий! -ущ(ий) -ащ(ий) (-ющ-) (-ящ-) -ем(ый) -им(ый) (-ом-) -вш(ий) -ш(ий) -нн(ый) -енн(ый) -т(ый) Мига ющ ий ̶̶ мигать Леж ащ ий-лежать Просну вш ийся-проснуться Чита ем ый-читать Мн им ый-мнить Освещ ённ ая-осветить Раскры т ый-раскрыть

Запомни суффиксы причастий!

-ущ(ий) -ащ(ий)

(-ющ-) (-ящ-)

-ем(ый) -им(ый)

(-ом-)

-вш(ий) -ш(ий)

-нн(ый) -енн(ый) -т(ый)

Мига ющ ий ̶̶ мигать

Леж ащ ий-лежать

Просну вш ийся-проснуться

Чита ем ый-читать

Мн им ый-мнить

Освещ ённ ая-осветить

Раскры т ый-раскрыть

Полн.прич.  На столе лежит прочитанная книга.  Книга прочитана. Кр.прич. В предложениях причастия обычно бывают определениями и сказуемыми.

Полн.прич.

На столе лежит прочитанная книга.

Книга прочитана.

Кр.прич.

В предложениях причастия обычно бывают определениями и сказуемыми.

Сравни: Желте ющ ий Жёлтый  Раненный в ногу , Из раненный ,Но: Раненый боец Прилагательные Причастия  Запомни! Если есть приставка или зависимое слово , то это причастие. Если нет приставки или зависимого слова , то  это прилагательное. Прилагательное 1.Маза н ый. 2.Горе л ый,  прош л ый. 3.Сып уч ий,  кол юч ий,  брод яч ий,  леж ач ий. Причастие 1. С маза нн ый  Маза нн ый  маслом 2.Горе вш ий, прошед ш ий 3.Сыпл ющ ий, кол ющ ий, брод ящ ий, леж ащ ий.

Сравни: Желте ющ ий Жёлтый

Раненный в ногу , Из раненный ,Но: Раненый боец

Прилагательные

Причастия

Запомни!

Если есть приставка или зависимое слово , то это причастие.

Если нет приставки или зависимого слова , то это прилагательное.

Прилагательное

1.Маза н ый.

2.Горе л ый, прош л ый.

3.Сып уч ий, кол юч ий, брод яч ий, леж ач ий.

Причастие

1. С маза нн ый

Маза нн ый маслом

2.Горе вш ий, прошед ш ий

3.Сыпл ющ ий, кол ющ ий, брод ящ ий,

леж ащ ий.

Сравни падежные окончания прилагательных и причастий. Причастие И.п. Волнующ ее ся море Р.п. Прилагательное Волнующ его ся моря Син ее море Д.п. Син его моря Волнующ ему ся морю В.п. Волнующ ее ся море Т.п. Син ему морю Син ее море Волнующ им ся морем П.п. О волнующ ем ся море Син им морем О син ем море И.п. Причастие Р.п. Прилагательное Волнующ ие ся моря Син ие моря Д.п. Волнующ их ся морей В.п. Син их морей Волнующ им ся морям Т.п. Волнующ ие ся моря Син им морям Син ие моря Волнующ им ися морями П.п. Син ими морями О волнующ их ся морях О син их морях

Сравни падежные окончания прилагательных и причастий.

Причастие

И.п.

Волнующ ее ся море

Р.п.

Прилагательное

Волнующ его ся моря

Син ее море

Д.п.

Син его моря

Волнующ ему ся морю

В.п.

Волнующ ее ся море

Т.п.

Син ему морю

Син ее море

Волнующ им ся морем

П.п.

О волнующ ем ся море

Син им морем

О син ем море

И.п.

Причастие

Р.п.

Прилагательное

Волнующ ие ся моря

Син ие моря

Д.п.

Волнующ их ся морей

В.п.

Син их морей

Волнующ им ся морям

Т.п.

Волнующ ие ся моря

Син им морям

Син ие моря

Волнующ им ися морями

П.п.

Син ими морями

О волнующ их ся морях

О син их морях

1.Выразительно прочитайте текст. Какова его главная мысль? Какие слова наиболее ярко характеризуют причастие? Что говорит поэт об употреблении причастий в тексте?

Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя

выразительную краткость причастия вялым оборотом…Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным—значит не знать языка. (А.С.Пушкин)

2.Выразительно прочитайте предложения. К какому стилю они относятся? Какие из этих строк вам известны? Кто их автор? С какой целью в них употреблены причастия? Можно ли данные предложения заменить конструкциями со словами который?

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

(М.Ю.Лермонтов)

Взять и вспомнить наугад

Старый лес, куда в орехи

Я ходил с толпой ребят.

Лес—ни пулей, ни осколком

Не пораненный ничуть,

Не порубленный без толку,

Без порядку как-нибудь;

Не корчеванный фугасом,

Не поваленный огнём,

Хламом гильз, жестянок, касок

Не заваленный кругом;

Блиндажами не изрытый,

Не обкуренный зимой,

Ни своими не обжитый,

Ни чужими под землёй.

(А.Т.Твардовский)

Тест для диагностики.

1.Из данных ниже слов выберите только причастия.

Стеклянный, обрабатываемая, пригожий, резче, борющийся, унесённый, молотый, летучий, глубочайший, худший, деревянный, называемые, перемёрзший, простейший, милейший, ярче, стричься, лучший, распустившийся, стремиться, осталось.

2.Укажите характеристики, относящиеся к причастию:

А)самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию;

Б)причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое?

В)причастия имеют, время;

Г)причастия бывают совершенного и несовершенного вида;

Д)в предложение причастие обычно является определением;

Е)причастия не имеют вида, времени;

3.Выбери предложение с причастием:

А)Наступил решающий день.

Б)Его ждёт блестящее будущее.

В)Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Г)За партой сидел мальчик, решающий задачу.

4.Укажите слова, в окончаниях которых допущены ошибки, и определите род , число, падеж:

А)На темнеющем небосклоне;

Б)По заросшиму бурьяном полю;

В)Перед надвигающейся бурей;

Г)В пламенеющем закате;

Д)К подплывающему пароходу;

Е)Над вьющемся растением;

Ж)Около колющих кустарников;

З)Над блестящей поверхностью;

И)Под моросящем дождём;

К)Непрекращающейся ливень;

Л)В недавно открывшемся магазине;

М)В находящемся невдалеке павильоне;

Диагностика. Работу выполняло 22 человека. Правильно ответили 1 вопрос 20 Не правильно ответили 2вопрос 3вопрос 19 2 Не приступили к работе 4вопрос 18 3 0 15 4 0 7 0 0

Диагностика.

Работу выполняло 22 человека.

Правильно ответили

1 вопрос

20

Не правильно ответили

2вопрос

3вопрос

19

2

Не приступили к работе

4вопрос

18

3

0

15

4

0

7

0

0


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое причастие?

Автор: Мальцева Надежда Васильевна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по русскому языку по теме "Что такое причастие" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-chto-takoie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "234201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443370290"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "307742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413661"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль."
    ["seo_title"] => string(80) "prichastiie_poniatiie_o_prichastii_ghrammatichieskoie_znachieniie_morfologhichie"
    ["file_id"] => string(6) "468116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525158790"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "100889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402398209"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства