Что такое причастие?
разработка урока в 6 классе
Тип урока: объяснение новой темы.
Цели урока:
1.Познавательный аспект
а)познакомить учащихся с причастием;
б)ознакомить школьников со значением и грамматическими признаками причастий;
в) выработать навык правильного образования причастий;
г) выработать умение находить в предложениях и тексте причастия;
2.Развивающий аспект
а)развитие логического мышления;
б)развитие умения понимать, анализировать, делать выводы;
в)развитие умения сравнивать;
г)развитие воображения;
3.Воспитательный аспект
а)воспитание интереса к предмету;
б)воспитание самостоятельности чтения лингвистического текста и выполнения задания;
в)воспитание потребности расширять свой кругозор.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, колонки
Слайды, аудиозапись
Карточки, картинки, учебник и тестовые задания для индивидуальной работы
Ход урока.
Орфографическая пятиминутка.
Обучающиеся слушают аудиозапись текста и стараются записать его без ошибок. Один из учеников работает на доске с карточкой.
На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)
Проверка текста на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Физкультминутка.
Объяснение новой темы. Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, с которой вы ещё не знакомы. (На доске написано)
—Что объединяет эти слова? (корень лет)
—А что отличает? (Вопрос)
—Чем отличается летящий от летучий? (суффиксом; летучий обозначает признак предмета, а летящий обозначает признак по действию-тот, который летит.)
—Какая это часть речи? Знаете?
—Нет.
—Это причастие.
Далее использую приём беседы. Чтобы заинтересовать учащихся, через компьютер на экране показываю рисунки с животными и природой (с анимацией)
—Скажите, ребята, котёнок какой по действию? (мигающий глазками, лежащий)
—Река какая по действию? (переливающаяся от восхода)
—Вода какая по действию? (падающая)
Записываем эти слова на доску и в тетрадь.
—Давайте посмотрим. Мигающий—какой? — обозначает признак предмета по действию, образованно от глагола мигать.
—А если речь идет о птице в воздухе, самолете в полёте? Как мы о них скажем?
—Летящий самолет, летящая птица.
—А вы сейчас что делаете? Сидите, слушаете, смотрите. Значит вы ученики какие? Слушающие, смотрящие, сидящие и тд.
—Как вы думаете какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?
—Нет, не знаем.
—Хотите узнать «новую планету» в системе грамматики?
—Да, хотим.
—Вы знаете, ребята, этот удивительный феномен грамматики, грамматический
Гибрид называется причастие.
Далее на экране появляется рисунок с изображением семьи.
Начинаю рассказ о причастии.
—Вот вы видите семью: отца, мать, а на руках ребёнка. Так и у причастия есть семья: отец— глагол, мать— прилагательное. А вот ребёнок—причастие.
Далее обращаю внимание детей на слова В.И. Даля.
Причастие—часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
В.И.Даль
—Как вы понимаете это высказывание?
Далее я рассказываю, что причастие — это «дитя» двух частей речи— прилагательного и глагола. Среди ученых-лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М. Шанский считает, причастие –
это часть речи, а другой ученый М.Т.Баранов считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения. Приступим к изучению параграфа учебника, откройте его. Видите, параграф немаленький и учить его не так уж интересно. Давайте нарисуем и построим схему «паучок».
Она так называется потому, что внешне похожа на паука. Для этого нам нужен «художник» и «диктор». Диктор будет громко и медленно читать определение учебника. Текст к нам приходит не сразу: слово за словом, предложение за предложением. Он как бы посылает нам «сигналы», по этим «сигналам» художник будет графически отображать определения учебника.
Диктор. Причастие — это форма глагола, которая обладает признаками прилагательного и глагола.
Художник. Мы получили два «сигнала». В середине доски нарисуем «тело» паука и напишем причастие, обведём овальной линией. Затем отобразим первый сигнал (форма глагола) получится
Ключевые слова, фразы—это «ножки» паучка или «башмачки».
Диктор. Отвечающий ученик (ученик, который отвечает), прочитанная книга (книга, которую прочитали) т.д.
Художник. Примеры мы запишем в конце схемы,
Диктор. Причастия, так же как и глаголы, имеют следующие грамматические признаки: время (настоящее или прошедшее)...
Художник. Мы получили ещё «сигналы», отобразим их графически.
Диктор. Защищающий Родину (наст.) (воин, который защищает Родину)…
Вид (несовершенный и совершенный)…
Художник отображает графически этот сигнал. И.т.д.
В результате получается такая схема:
Показываю синтаксическую роль причастий.
При объяснении применяю проблемный вопрос. Перед этим обязательно оговариваюсь, что причастия, как и прилагательные имеют краткую и полную форму. На доске записываю два предложения.
На столе лежит прочитанная книга.
Книга прочитана.
—Сделаем синтаксический разбор предложений по членам предложения.
—Каким членом предложения является причастие?
В предложениях причастия бывают определениями и сказуемыми.
А чтобы лучше запомнить и отличать причастия от прилагательных, обращаю внимание учащихся на суффиксы.
-ущ(ий) -ащ(ий)
(-ющ-) (-ящ-)
-ем(ый) -им(ый)
(-ом-)
-вш(ий) -ш(ий)
-нн(ый) -енн(ый) -т(ый)
Мигающий̶̶ мигать
Лежащий-лежать
Проснувшийся-проснуться
Читаемый-читать
Мнимый-мнить
Освещённая-осветить
2.Закрепление.
1.Прочитайте выразительно текст. Выпишите причастия (вместе с существительными). Определите признаки глагола и прилагательного.
Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа; любовался Чусовой, которая сильно надулась и подняла свой синевато-грязный рыхлый лёд, покрытый жёлтыми наледями и чёрными полыньями, точно он проржавел; любовался густым ельником, который сейчас за рекой поднимался могучей зелёной щёткой и выстилал загораживавшие к реке дорогу горы. В логах ещё лежал снег, изъеденный червями; по проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы в это время были ещё совсем голы и печально свесили свои припухшие красноватые ветви.
(Д.Мамин-Сибиряк.)
3.Подведение итогов. (Мини-тест)
Найдите причастие и выпишите их.
Жёлтый,желтеющий,слабый,слабеющий,жареный,зажаренный,рашеный,изукрашенный,глупый,глупеющий,умный,умнеющий,светлй,светлеющий,горелый,горевший,усталый,уставший,блёклый,поблёкший.
Рефлексия. обучающиеся анализируют свою работу на уроке, уровень полученных знаний, аргументируя свою точку зрения.
4.Домашнее задание.
1.сочинить сказку о причастии
2.выполнить упражнение в учебнике №301 §24 стр.127.
5.Результаты урока.